Теории развития мышления в рамках деятельностного подхода
Операциональная теория развития интеллекта швейцарского ученого Ж. Пиаже. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении интеллектуальных основных операций (теория Пиаже получила название “операиональной” от слова “операция”).
Операция по Пиаже, представляет собой внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего, предметного действия с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция).
В развитии операционного интеллекта Пиаже выделяет 4 стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-х лет). Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их устойчивых свойствах.
2. От 2-х до 7 лет – стадия операционного мышления. Складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. От 7-8 до 11-12 лет – стадия конкретных операций с предметами. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. От 11-12 до 14-15 лет – стадия формальных операций. Она характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями, понятиями.
В нашей стране наиболее широкое практическое применение в обучении мыслительным действиям получила теория формирования и развития интеллектуальных операций, разработанная П.Я.Гальпериным. В основу теории положено представление о генетической зависимости между интеллектуальными внутренними операциями и внешними практическими действиями (это положение было предложено французской психологической школой, на нем основаны теоретические и экспериментальные работы Леонтьева, Давыдова, Запорожца и др.).
Гальперин разработал концепцию планомерного формирования умственных действий. Он выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их эффективный перевод во внутреннее действие с заранее заданными свойствами. Процесс переноса внешнего действия во внутренний идет поэтапно. Преобразования на каждом этапе происходят по ряду параметров. В теории утверждается, что полноценное действие высшего интеллектуального уровня не может сложиться без опоры на предшествующие способы выполнения того же действия , и в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.
4 параметра, по которым преобразуется действие при переходе извне - внутрь:
1) уровень выполнения;
2) мера обобщения;
3) полнота фактически выполняемых операций;
4) мера освоения.
По первому параметру действие может находиться на 3-х подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи, действие в уме. 3 остальных параметра характеризуют качество сформированного действия: обобщенность, сокращенность, освоенность.
Этапы:
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане и с требованиями (образцами), которым они должны будут соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.
2. Выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями (освоение внешнего действия идет по всем основным параметрам).
3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи (в речевой план).
4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком “про себя”.
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит изучению процесса формирования понятий. Этими исследованиями занимались Выготский и Сахаров.
Три ступени формирования понятий:
1. Образование неупорядоченного множества отдельных предметов в их синкретическое сцепление, означаемое одним словом (синкретическое мышление выражается в стремлении находить связи между самыми разнообразными явлениями). Эта ступень распадается на 3 этапа: 1) выбор и объединение предметов наугад; 2) выбор на основе пространственного расположения предметов; 3) приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. Комплексы бывают 4-х типов: 1) ассоциативный (любая внешняя связь); 2) коллекционный (взаимное дополнение и объединение на основе частного функционального признака); 3) цепной (одни предметы объединяются на основе одного признака, другие на основе других, при этом все входят в одну группу (машина - автобус-пароход - рыба)); 4) псевдопонятия (внешне - понятия, внутренне - комплекс).
3. Образование настоящих понятий – предполагает умение выделять, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат: 1) стадия потенциальных понятий (выделяют группу по общему признаку); 2) стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия; 3) стадия синтезирования и включения в соответствующие определения.
Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах, характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук.