БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 1. Александров, А.А

1. Александров, А.А. Психогенетика: учеб. пособие для вузов / А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.

– М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебник для вузов / Е.В. Андриенко. – М.:Академия, 2001. – 262 с.

4. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон. – СПб.: Прайм-ЕвроЗнак, 2003. – 384 с.

5. Батлер-Боудон, Т. 50 великих книг по психологии / Т. Батлер-Боудон. – М.: Эксмо, 2014. – 864 с.

6. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – 431 с.

7. Вацлавик, П. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействий / П. Вацлавик. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 320 с.

8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – 624 с.

9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: УНИВЕРСИТЕТ, 2000. – 336 с.

10. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа: – М.: Мир, 2004. – 496 с.

11. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2 / Ж. Годфруа: – М.: Мир, 2004. – 376 с.

12. Гомезо, М. В. Атлас по психологии человека: учеб. пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Просвещение, 2004. – 365 с.

13. Грановская, Р.М. Психология в примерах и притчах / Р.М. Грановская. –2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2012. – 279 с.

14. Дойч, Н. Конструктивные и деструктивные конфликты / Н.Дойч. – Лондон.: Изд-во Йельского университета, 1973. – С. 13-17.

15. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.

16. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981.

17. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

18. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / М.С. Емельянов. – СПб.: Питер, 2007. – 401 с.

19. Еникеев, М.И. Социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.:ПРИОР, 2000. – 160 с.

20. Казаринова, Н.В. Межличностное общение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Казаринова. – СПб.: Питер, 2000. – 298 с.

21. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М., 1987.

22. Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.

23. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 400 с.

24. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

25. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Д. Майеерс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 512 с.

26. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. –

583 с.

27. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

28. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов В 3 кн. Кн. 1 / Р.С. Немов. – М: Высшее образование, 2007. – 639 с.

29. Общая психология: лекции / Сост. Е. И. Рогов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 448 с.

30. Общая психология: тексты. – М.: Генезис, 2001. – 607 с.

31. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов/ Д.В. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.

32. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.Б. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

33. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2003. –

615 с.

34. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. – СПб.: Знание, 2001. – 495 с.

35. Пашукова Т.И. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяков. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

36. Психология: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2007. – 752 с.

37. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с.

38. Психология: учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2007. – 752 с.

39. Психология масс: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2007. – 592 с.

40. Политическая психология: хрестоматия / Сост. Е.Б. Шестопал. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 448 с.

41. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти: хрестоматия. В 2 т. Т.1 /Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ, 1999. – 608 с.

42. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. 2003. – 713 с.

44. Смаковская, Н.И. Практикум по общей и социальной психологии / Н.И. Смаковская. – Н. Новгород, 2005. – 130 с.

45. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 576 с.

46. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с.

47. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.

48. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.

49. Социальная психология: хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.

50. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб.: Лидер, 2007. – 592 с.

51. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. – 490 с.

52. Харрис, Д. Психология массовой коммуникации / Д. Харрис. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.

53. Хрестоматия по инженерной психологии / Под. ред. Б.А. Душкова. – М.: Высшая школа, 1991. – 287 с.

54. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

55. Большой психологический словарь / Под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

56. Буларчук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

57. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест для промежуточной аттестации по курсу

«Психология и педагогика»

1.1

1. Центральная нервная система состоит из:

а) головного мозга;

б) только из головного мозга;

в) спинного и головного мозга.

3. Назовите как можно больше наук, с которыми сотрудничает психология (не менее пяти).

4. Исключите лишние слова:

опрос, анкетирование, аутотренинг, лабораторный эксперимент, цитирование.

5. Заполните фигуры названиями отраслей психологии:

Педагогическая психология   ?   ?
Юридическая психология   Психология индивидуальных различий

6. Продолжите определение:

Наблюдение – это ……………………………..исследования.

7. Вставьте пропущенные слова:

Под ……………. понимают свойство живой высокоорганизованной ………………, которое заключается в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

8. В развитии психологии можно выделить ……. этапа:

а) 3;

б) 4;

в) 5;

г) 6.

9. Существует ли взаимосвязь между психикой и головным мозгом ?

Да Нет

10.Возможно ли отождествить психику и нервную систему?

Да Нет

11. Дайте наиболее полное определение сознания.

12. В сознании выделяют бытийное сознание и рефлексивное сознание. Верно ли это утверждение?

ДаНет

13. Ключевым событием филогенеза личности явилось:

а) психологическое отделение индивида от социальной группы;

б) появление выдающихся личностей;

в) создание идеала всесторонне развитого человека.

1.2

14. Вставьте пропущенные слова:

«Реалист» видит только………………….. вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, но не способен заглянуть вглубь, понять ………………….., предположить ………………..

15. Вставьте пропущенные слова:

Психотик не в состоянии видеть ………………, такой, какой она есть, он воспринимает ……………….. как символ и отражение его внутреннего мира.

16. Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие:

а) мозгопихизма;

б) биопсихизма;

в) чувствительности.

17. Развитие психики у животных проходит …… этапа:

а) 2;

б) 3;

в) 4.

18.Пассивное и вынужденное внимание, которое возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, называют:

а) непроизвольным;

б) интенсивным;

в) произвольным.

19.Сохранение и воспроизведение различных движений и их систем составляет содержание:

а) образной памяти;

б) двигательной памяти;

в) логической памяти.

20. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности – это:

а) воля;

б) чувства;

в) характер.

21. Психический процесс обобщенного отражения действительности – это:

а) мышление;

б) ощущение;

в) восприятие.

22 Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, – это:

а) абстрагтрование;

б) воображение;

в) ощущение.

23.По характеру закрепления и сохранения материала память делится на:

а) произвольную, непроизвольную, оперативную;

б) кратковременную, средневременную, долговременную;

в) кратковременную, долговременную, оперативную.

1.3

24. Вставьте пропущенные слова в определении:

Деятельность – это специфический вид ……………… человека, направленный на познание и творческое преобразование………………… мира, включая самого себя и условия своего ………………

25.Продолжите ряд понятий согласно логике: мотив, цель, предмет, ………………, ………………

26.Идеальное представление в сознании человека будущего результата деятельности обозначается понятием:

а) цель;

б) мотив;

в) потребность.

27.То, ради чего осуществляется деятельность, обозначается понятием:

а) ощущение;

б) предмет;

в) средство.

28.Потребность – источник всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле. Верно ли данное высказывание?

Да Нет

29.Инструменты, с помощью которых человек осуществляет деятельность, называются ее средствами. Верно ли это высказывание?

Да Нет

30. Упорядочите ряд понятий:

труд, общение, игра, учение

31.Перечислите как можно большее число мотивов человеческой деятельности.

32.Индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, - это:

а) чувства;

б) способности;

б) темперамент;

г) характер.

33.Индивидуально-своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики – это:

а) способности;

б) темперамент;

в) характер;

г) направленность.

1.4

34.В том случае, если мы имеем дело с внутренними механизмами человеческой личности, можно говорить о:

а) катарсисе;

б) эндопсихике;

в) экзопсихике;

г) интроспекции.

35.В том случае, если мы имеем дело с внешними механизмами человеческой личности, можно говорить об:

а) катарсисе;

б) эндопсихике;

в) экзопсихике;

г) интроспекции.

36.Понятие личность первоначально относилось к актерским маскам. Верно ли это высказывание?

Да Нет

37.Личность по первоначальному значению – это определенная …………… функция человека:

а) социальная;

б) психофизиологическая;

в) социальнопсихологическая.

38.Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые………………. обусловлены, проявляются в………………. по природе связях и отношениях, являются …………………..

39. Установите соответствие понятий и определений.

1. Человек как единое природное существо, представитель вида «Человек разумный».

2. Социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

3.Характеристика структуры личности, находящаяся в «пространстве» вне органического тела.

4. Характеристика структуры личности, не только находящейся вне органического тела, но и перемещающейся за пределы его наличных связей.

А. Личность.

Б. Индивид.

В. Метаиндивидная подсистема.

Г. Интериндивидная подсистема.

40. Укажите название недостающей подсистемы:

Интраиндивидная подсистема       Метаиндивидная подсистема

41. Личность образуется в результате:

а) взаимодействия между организмом и социальной средой;

б) усвоения социальной информации;

в) воспитания.

42. Индивидуальность – это:

а) индивид;

б) великая личность;

в) психологическая уникальность каждого человека.

43. Способности – это:

а) воля, усидчивость;

б) склонности, тенденции;

в) успешность, эффективность.

44. Темперамент личности – это соотношение между:

а) умом и чувствами;

б) впечатлительностью (сензитивностью) и реактивностью;

в) эмоциями и волей.

45. Установите соответствие:

1. Человек, быстро отзывающийся на события окружающей среды, живой, жизнерадостный, экстраверт.

2.Невозмутимый, со слабым внешним выражением душевных состояний, интроверт.

3. Очень энергичный, порывистый, склонный к резким сменам настроений, экстраверт.

4. Впечатлительный, легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающие события, интроверт.

А. Меланхолик.

Б. Холерик.

В. Флегматик.

Г. Сангвиник.

46. Представьте как можно более точное определение характера.

1.5

47.Установите соответствие.

1. З. Фрейд.

2. А. Адлер.

3. А. Маслоу.

4. Л. С.Выготский.

5. Дж. Уотсон.

6. Э. Фромм.

А. Гуманистический психоанализ.

Б. Бихевиоризм.

В. Культурно-историческая концепция развития.

Г. Классический психоанализ.

Д. Индивидуальная психология.

Е. Гуманистическая психология.

48.Дополнитенеобходимое название части в структуре личности по З. Фрейду:

Оно
Сверх-Я

49. Из перечисленных авторов укажите представителя гуманистической психологии:

а) Э. Эриксон;

б) Л.С. Выготский;

в) К. Роджерс.

50. Э. Фромм является представителем гуманистического психоанализа. Верно ли это утверждение?

Да Нет

1.6

51.Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими к достижению цели, – это:

а) печаль;

б) страсть;

в) фрустрация;

52.Дополните недостающие функции эмоций: отражательная, стимулирующая, приспособительная, ………………………….., ……………………………….

53.Левое полушарие является связанным с возникновением и поддержанием положительных чувств, а правое – отрицательных. Верно ли это утверждение?

Да Нет

54. Наиболее наглядно чувства отражаются:

а) в мимике;

б) в жестах;

в) в позе.

1.7

55. Референтная группа – это:

а) группа, ценностей которой придерживается человек, или к ценностям которой стремится приспособиться, или членом которой охотно бы стал;

б) реальная социальная общность, не имеющая юридически финансированного статуса;

в) реальная или условная социальная общность, имеющая юридически финансированный статус.

56.Свойство людей приписывать приятному для нас собеседнику свои собственные достоинства называется:

а) симпатией;

б) аттракцией;

в) проекция.

57. Сложенные руки на груди, отклоненный корпус назад – это жесты:

а) неискренности;

б) ожидания;

в) отрицания.

58. Наиболее часто употребляют при общении жесты:

а) мексиканцы;

б) французы;

в) финны.

59. Вставьте пропущенное понятие:

Сторонами общения являются коммуникативная, ………………………………, интерактивная.

60.В коммуникативном процессе различают вербальную и невербальную коммуникацию. Верно ли это утверждение?

ДаНет

2.1

61.Установите соответствие:

1. Я.А. Коменский.

2. Ж.Ж. Руссо.

3. И.Г. Песталоцци.

4. К.Д. Ушинский.

5. А.С. Макаренко.

6. В.А. Сухомлинский.

Е. Педагог, создатель методики руководства детским педагогическим коллективом.

А. Советский педагог.

Б. Педагог-демократ, гуманист.

В. Основоположник русской педагогической науки.

Г. Французский просветитель.

Д. Создатель научной педагогической системы.

Е. Педагог, создатель методики руководства детским педагогическим коллективом.

62.Процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников называют:

а) обучением;

б) профессионализацией;

в) воспитанием;

г) специализацией.

63. Одна из задач эстетического воспитания –это:

а) повышение интереса к производительной деятельности;

б) обучение труду;

в) воспитание эстетической культуры.

64.Одна из задач физического воспитания – это:

а) развитие изобретательности;

б) повышение умственной и физической активности;

в) воспитание эстетического вкуса.

2.2

65. Установите соответствие между типичными ролями детей в проблемных семьях и их характеристиками.

1. «Козел отпущения».

2. «Любимчик».

3. «Беби».

4. «Примиритель.

А. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу.

Б. Эмоциональный вакуум между родителями заполняется преувеличенной заботой о ребенке.

В. Ребенку раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от него ничего не зависит.

Г. Ребенок, рано включающийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

Д. Ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни.

66. Установите соответствие между типами семей и их характеристиками.

1. Патриархально-модернизированный тип.

2. Детоцентрический тип.

3. Супружеский тип.

4. Материнский тип.

А. Характеризуется жесткой регламентацией ролевых стратегий при мужской власти, ориентирован на средне- и многодетность.

Б. Характеризуется гипертрофированным чувством долга родителей по отношению к своим детям, ориентирован на малодетность.

В. Характеризуется гармоничной деятельностью внутри семьи, где отношения родители-дети опираются на принципы взаимоуважения и дружбы.

Г. Безбрачная форма семьи, характеризуется детоцентрической направленностью, так как создается женщиной во имя ребенка.

Д. Изначально традиционная супружеская семья, где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей.

67. Установите соответствие между причинами, вызывающими дисфункцию семейных отношений, и их характеристиками.

1. Экономические.

2. Психологические.

3. Асоциальные.

4. Медицинские.

А. Выражаются в прожиточном уровне ниже черты бедности, в низком уровне заработной платы или ее невыплате, в безработице.

Б. Выражаются в жестокости, агрессивности, ревности, супружеской неверности, жадности, неуравновешенности характеров.

В. Выражаются в алкоголизме семьи или одного из ее членов, наркомании, проституции

Г. Выражаются в хронических инфекционных и венерических заболеваниях, психических и сексуальных отклонениях

Д. Выражаются в низкой педагогической культуре родителей, их неспособности реализовать педагогическое влияние на детей

68. Установите соответствие между типом семьи и его характеристикой.

1. Простая семья.

2. Расширенная или сложная семья.

3. Неполная семья.

А. Представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.

Б. Включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

В. Представляет собой семью, в которой один из супругов отсутствует представляет собой семью, в состав которой входят оба супруга.

69. Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками.

1. Генеративная функция.

2. Функция первичной социализации.

3. Рекреационная и психотерапевтическая функция.

А. Обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.

Б. Обусловлена тем, что постепенное вхождение ребенка в общество возможно только через общение и деятельность в семье как первичной социальной единице.

В. Объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения.

Г. Является функцией здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности.

70.Откровенностьи доверительность отношений в семье является:

а) приемом воспитания;

б) принципом семейного воспитания;

в) методом обучения.

71.Безнадзорность, бесконтрольность, гиперопека, воспитание по типу «кумира», воспитание по типу Золушки, жесткое воспитание – типы неправильного воспитания в семье. Верно ли это утверждение?

Да Нет

2.3

72.Из представленных понятий выделите общепризнанные дидактические принципы:

1) сознательность,

2) ободрение,

3) активность,

4) оптимизм,

5) наглядность,

6) систематичность,

7) эмоциональность,

8) последовательность,

9) прочность,

10) доступность,

11) научность,

12) учет возрастных особенностей,

13) своевременность,

14) действенность,

15) руководящая роль учителя,

16) самоконтроль.

Приложение 2

Фрагмент работы В.В. Петухова, В.В. Столина

«Цели и задачи психологической науки и практики»

(Психология: метод. указ. — М.: Изд-во МГУ, 1989.— С. 5-11, 18-21)

<…> Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример.Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В. Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояние сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно. С появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим глазам".

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример.В одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У. Джемсом (1842-1910), широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от "засорения" житейскими ассоциациями.

Типичный пример.Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П. Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить о подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен, как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

«…» Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Заметим также, что прикладные отрасли могли появляться независимо (в том числе и во времени) от становления общепсихологической науки.

Возможные примеры.1. В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной «ошибки», связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей. 2. Интересно, что именно ошибкам человека при выполнении той или иной деятельности, проблемам «человеческого фактора» обязаны своим появлением многие отрасли психологии. В ответ на трудности управления современной высокосовершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология. Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.

«…» Многообразные формы сотрудничества научной и житейской психологией, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы освоения своего эффективного прошлого, разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие и присутствует при нем, как врач при рождении ребенка. Он уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой – развитие центрального раздела психологической науки – изучение личности.

Возможны удачные случаи самотерапии, самостоятельного осмысления и преодоления тяжелых душевных недугов, когда научный и житейский психологи как бы совмещаются в одном человеке.

Наши рекомендации