Психологические аспекты выемки и предъявления объектов для опознания
Выемка - изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.
В отличие от обыска выемка осуществляется в отношении конкретных объектов, известных, где и у кого они находятся.
Фактическое основание для выемки - данные об индивидуальных признаках предмета, подлежащего изъятию, и месте его нахождения.
Формальное основание для выемки - постановление, в котором должно быть указано, у кого предстоит произвести выемку, наименование и индивидуальные признаки объекта, подлежащего изъятию; место его нахождения, а также какое значение изымаемые предметы и документы имеют для дела.
Санкция прокурора для выемки не требуется, за исключением изъятия почтово-телеграфной корреспонденции и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной.
При выемке присутствуют те же лица, что и при обыске: понятые и лицо, у которого проводится выемка. Выемка в помещениях, занятых учреждениями, предприятиями, организациями, проводится в присутствии представителя данного учреждения, предприятия, организации.
Особое требование предъявляется к выбору понятых, которые могут участвовать в осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции: они должны быть приглашены лишь из числа работников почтово-телеграфных учреждений - это одна из гарантий сохранения тайны переписки.
Во многих случаях выемка связана с необходимостью квалифицированного отбора нужных документов. Для этого следователь вправе пригласить соответствующего специалиста, разъяснив его права и обязанности.
При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, но при противодействии выемка может быть проведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не выдаются или преднамеренно скрываются, то вместо выемки проводится обыск.
Основной психологический фактор выемки - психическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как им становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. Результаты выемки влияют на всю тактику предварительного следствия. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является решающим актом предварительного следствия.
Психология предъявления для опознания понимается, как процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.
Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.
1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.
На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:
– физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
– продолжительность и частота восприятия объекта;
– состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;
– психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
– уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.
2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6—7-й день. Затем результативность опознания снижается.
3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.
4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.
Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.
На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.
5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением этапа процесса предъявления для опознания. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.
32. Психологическая проверка показаний на месте. Психологические аспекты проведения следственного эксперимента.
1. Психологические особенности следственного эксперимента (в отличие от осмотра места происшествия) обусловлены в первую очередь характером опытных действий, с помощью которых следователь (в необходимых случаях с участием специалистов) исследует динамические процессы, происходящие с человеком, его двигательные реакции, координацию движений и другие способности. Для наиболее полного и всестороннего их исследования от лиц, проводящих эксперимент, требуются умение реконструировать обстановку, в которой имели место проверяемые факты, моделировать те или иные действия, высокая познавательная активность, гибкое творческое мышление, способности.
Другим слагаемым результативности эксперимента является желание его участников совершить те или иные проверяемые действия, показать динамику происходившего. Поэтому лица, готовящие следственный эксперимент, в случае, когда непременным условием его проведения является участие свидетелей, потерпевших и особенно подозреваемого (обвиняемого), должны сформировать у них соответствующую мотивацию на выполнение различных действий, разумеется, не связанных с опасностью для самих участников и окружающих их лиц и не противоречащих морально-этическим нормам. С этой точки зрения наиболее благоприятным моментом для проведения следственного эксперимента чаще всего бывает период, когда свидетели, обвиняемые и т.д. дают правдивые показания, будучи в той или иной мере заинтересованными в том, чтобы оказать помощь следователю, как можно точнее разобраться в обстоятельствах, подлежащих доказыванию.
Законодатель указывает, что следователь (суд) вправе в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств исследуемого события. В ходе следственного эксперимента проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события, механизм образования следов (ст. 181, 288 УПК).
Нередко следственный эксперимент в качестве самостоятельного следственного действия проводится сразу же но завершении осмотра места происшествия, особенно если такая необходимость появляется в связи с обнаруженными на месте происшествия какими-либо предметами, следами и т.н. Однако он может проводиться, чему практика знает немало примеров, и значительно позже, когда будут собраны и другие дополнительные сведения, относящиеся к расследуемому преступлению.
Рассмотрим некоторые психологические аспекты, которые необходимо учитывать при проведении следственного эксперимента:
а) следственный эксперимент, с помощью которого проверяется возможность восприятия и сохранения в памяти субъектом каких-либо фактов. С помощью опытных действий проверяются перцептивные способности различных участников уголовного судопроизводства, когда их показания о том, что они восприняли какие-то важные для дела обстоятельства, вызывают сомнение.
Во время следственного эксперимента в тех же самых (а при невозможности - в максимально приближенных) условиях повторяются аналогичные ранее совершенным действия, например, воспроизводятся различные звуковые сигналы, создаются соответствующие условия освещения и т.д. Благодаря этому проверяется чувствительность тех или иных анализаторов, устанавливается порог их чувствительности, определяются перцептивные способности человека в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, возраста, профессии и т.д.
Поскольку с процессами восприятия тесно связаны возможности человека сохранять в памяти различные образы, разный объем информации, могут быть исследованы его индивидуальные мнемические способности, например способность длительное время сохранять в памяти значительно больший по сравнению со среднестатистическими данными объем информации, эйдетические (наглядные) образы, содержащие массу подробностей, деталей, которые многими вообще не воспринимаются и не запоминаются1;
б) следственный эксперимент на предмет исследования возможности совершения субъектом определенных действий. Подобный эксперимент проводится, когда необходимо выявить (подтвердить) определенные навыки субъекта, способность осуществлять проверяемые действия, операции. Совершение в этих случаях опытных действий, о которых говорится в законе, служит подтверждением того, что они были (могли быть) выполнены данным лицом.
Если действия носили импульсивный характер и на их динамику в значительной мере оказывали влияние сильные эмоции, в частности аффект, то их невозможно полностью воспроизвести. Во время эксперимента нельзя (и фактически, и но этическим соображениям) создавать тот эмоционально напряженный фон, который сопутствовал бы действиям и во многом определял их динамику, как это, например, бывает при совершении преступных действий насильственного характера. В подобных случаях субъекту предлагается только продемонстрировать последовательность своих действий, связанных с перемещениями на месте происшествия, выполнением отдельных движений, показывающих направление, количество нанесенных ударов потерпевшему и т.д.
При расследовании хищений, различных нарушений правил эксплуатации техники и некоторых других преступлений нередко возникает необходимость проверить определенные навыки, умения, степень обученности субъекта каким-то специальным приемам. Несмотря на то что все эти опытные действия носят дублирующий характер, они не всегда точно могут повторить в эксперименте свои характеристики. Например, чтобы определить, какое время потребовалось на совершение тех или иных действий, во время эксперимента с интервалами выполняется серия подобных опытных действий с последующим выведением усредненных показателей. Требование о многократности, вариативности опытов (особенно с участием дублеров) обязательно при проведении подобного рода экспериментов.
Если у субъекта наблюдаются психофизиологические нарушения, состояние повышенной психической напряженности, проведение опытов с его участием откладывается;
в) следственный эксперимент на выявление объективной возможности наступления какого-либо события, явления. Поскольку в жизни какие-то объективно существующие события, явления, как правило, не зависят от проявлений психики человека, при проведении следственного эксперимента от следователя требуется создание максимально приближенных условий, соответствующих имевшим место в момент происшествия. Например, подобного рода эксперименты проводятся при расследовании происшествий, связанных с нарушением правил техники безопасности. В какой-то мере они напоминают стендовые испытания. Разумеется, в проведении подобного рода опытов должны участвовать соответствующие технические специалисты, при этом принимаются дополнительные меры безопасности;
г) следственный эксперимент на проверку последовательности происшедшего события, механизма образования следов и других связанных с этим обстоятельств.
Такой эксперимент чаще всего носит комплексный характер и как бы завершает процесс расследования. Весьма распространены подобные эксперименты при расследовании автотранспортных происшествий. В подобных случаях от следователя помимо хороших организаторских способностей требуются аналитические качества ума, умение быстро использовать получаемую в ходе проводимых опытов информацию, позволяющую посмотреть на уже известное событие под другим углом зрения, увидеть какие-то иные скрытые в происшедшем закономерности. Самостоятельной задачей, решаемой в ходе эксперимента, может стать изучение механизма образования различных следов.
2. Проверка показаний на месте. Согласно ст. 194 УПК проверка показаний самостоятельное следственное действие, проводимое с целью установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, путем уточнения показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля на месте, связанном с исследуемым событием. Таким местом может быть место совершения преступления; место, где были выброшены орудия преступления; где был сокрыт труп; территория, по которой передвигался тот или иной участник события, и т.п.
Как указано в законе, "проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит па месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия" (ч. 2 ст. 194 УПК).
Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Однако при этом должно быть исключено "все, что содержит элементы подсказки и внушения" (Л. Р. Ратинов); недопустимы наводящие вопросы и вообще какое-либо постороннее вмешательство.
В психологическом отношении проверка показаний на месте является эффективным средством активизации памяти, мыслительных процессов ее участников. Проверка показаний обвиняемого, свидетеля и других лиц позволяет сопоставить сообщаемую ими информацию с материальной обстановкой места происшествия, иных мест, связанных, например, с сокрытием похищенного и т.д. Во время выхода на место происшествия в сознании субъекта нередко возникают ассоциативные связи, в результате чего он получает возможность вспомнить какие-то дополнительные детали, подробности тех или иных событий, интересующих следователя. С помощью проверки показаний на месте нередко удается изобличить лицо, дающее ложные показания, убедиться в несостоятельности его прежних утверждений либо получить новые доказательства его причастности к совершенному преступлению.
Переходя от одного места к другому, следователь предоставляет обвиняемому (потерпевшему и т.д.) возможность сначала свободно изложить обстоятельства, связанные с этим местом, а уже потом задаст необходимые вопросы. Для более объективной проверки осведомленности и ориентации такого лица в помещении или на местности целесообразно, чтобы объяснения давались им с некоторым упреждением (о том, чего еще не видно с того места, на котором находится данное лицо), а уж затем и на самом этом месте. Очень важно, чтобы обвиняемый (потерпевший) размышлял и рассуждал вслух, демонстрируя основания материального характера своих суждений1.