Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и вос­питания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и

различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (ог­лохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших само­стоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирова­ния словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

2. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную на­правленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусили­вающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

3. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

1-е отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2-е отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

4. Коррекционное учреждение II вида осуществляет образова­тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении 4-5 лет, во 2-м отделении - 5-6 или 6-7 лет);

2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях 6 лет).

3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении 2 года).

5. На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительиого восприятия, накопление сло­варного запаса, практическое овладение грамматическими законо­мерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

На 2-й ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навы­ков произношения.

На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение вос­питанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

6. В соответствии с уровнем общего и речевого развития воспитанников, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии воспитанники могут переводиться из одного

отделения в другое.

7. В 1 класс (группу) 1 -го и 2-го отделений зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные

учреждения.

Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные обра­зовательные учреждения, во 2-м отделении может быть организован подготовительный класс.

8. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня в 1-м

отделении - до 10 человек.

Наполняемость класса (группы), группы продленного дня во 2-м

отделении — до 8 человек.

9. Для позднооглохших воспитанников (независимо от возраста) с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими организуется специальная индивидуальная помощь по обучению восприятия устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе.

10. Для развития слухового восприятия и формирования про­изношения проводятся индивидуальные и групповые занятия сие-пользованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользо­вания и индивидуальных слуховых аппаратов.

11. Работа по развитию слухового восприятия и автоматизации навы­ков произношения с использованием фонетической ритмики и различ­ных видов деятельности, связанных с музыкой, осуществляется на музыкально-ритмических занятиях.

12. По желанию воспитанников 2-го отделения и их родителей (за­конных представителей) в учебный план возможно введение факульта­тивных курсов обучения жестовой речи или иностранному языку. Сроки введения курса и его продолжительность определяются коррек-ционным учреждением.

Специальные(коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

1. Коррекционные учреждения 111 и IV видов обеспечивают обуче­ние, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в раз­витии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных ана­лизаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, спо­собствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в од­ном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (IIIвид) и зрительного восприятия, речи, со­циально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, ле­чебной физкультуре, формированию навыков общения.

2. В коррекционное учреждение IIIвида принимаются незрячие де­ти, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболевания­ми, ведущими к слепоте.

3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IIIвида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей свыше ука­занного возраста на I -2 года.

4. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­дленного дня в коррекционном учреждении 111 вида - до 8 человек.

5. Коррекционное учреждение 111 вида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень— начальное общее образование (нормативный срок ос­воения 4-5 лет);

2 ступень— основное общее образование (нормативный срок ос­воения 5-6 лет);

3 ступень— среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Общий срок обучения 12 лет.

6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабо­видящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто реци­дивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, воз­никающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются де­ти с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зре­ния (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как пра­вило, принимаются дети 6-7-летнего возраста.

8. Количество воспитанников в классе (группе), группе про­дленного дня в коррекционном учреждении IV вида - до 12 человек.

9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступеньначальное общее образование (нормативный срок ос­воения 4 года);

2 ступень— основное общее образование (нормативный срок ос­воения 6 лет);

3 ступень— среднее (полное) общее образование (нормативный

срок освоения 2 года).

10. На 1-й ступени общего образования выявляются инди­видуальные возможности воспитанников. Коррекционная на­правленность образовательного процесса осуществляется на уро­ках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по соци­ально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательно­го восприятия речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков обще­ния. Это способствует приобретению, воспитанниками специфиче­ских умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориен­тировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширя­ются знания об окружающем мире специфическими для данной кате­гории воспитанников способами.

На 2-й ступени общего образования проводится работа по даль­нейшему формированию коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников, продолжаются коррекцион­ные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков об­щения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в про­странстве, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

На 3-й ступени общего образования завершается обучение по обще­образовательным предметам (в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников по ориентировке в простран­стве и создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуще­ствляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного воспри­ятия. Основой обучения является система Брайля.

Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности Учебной и другой информации.

12. Для детей 5—7 лет могут быть организованы дошкольные груп пы или подготовительные классы.

13. В штаты коррекционных учреждений 111—V видов вводится должность логопеда из расчета пс менее ! единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.

14. В штаты коррекционных учреждений III-V видов вводится долж­ность сестры-ортоптистки из расчета не менее 1 единицы на 20 воспи­танников с глазными заболеваниями.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

1. Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специа­лизированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

2. Коррекциопное учреждение V вида имеет в своем составе два отде­ления.

В зависимости от местных условий коррекциопное учреждение V вида может иметь в своем составе одно отделение.

3. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недо­развитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афа­зия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопрово­ждающимся заиканием.

4. Во 2-е отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

5. В составе 1-го и 2-го отделений могут комплектоваться классы (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

6. В случае устранения речевого дефекта воспитанники коррекци-онного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

7. Коррекционное учреждение V вида осуществляет образова­тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм двух ступеней общего образования:

в 1-м отделении:

1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет); 2-я ступень - основное общее образова­ние (нормативный

срок освоения 6 лет); во 2-м отделении: 1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

2-я ступень — основное обще- образование (нормативный срок освоения б лет).

8. На 1-й ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизноше-иия, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисгра-фия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развищи воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанника умения и желания учиться. Воспитанники приобретают навыки фонети­чески правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учат­ся грамматически правильно оформлять высказывания.

На 2-й ступени общего образования развиваются полноценные навы­ки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые воспитанникам для их полноценного включения в жизнь общества.

9. Для воспитанников, имеющих общее недоразвитие речи (1-11 уровень по классификации Р.Е. Левиной), может быть организован под­готовительный класс. Прием детей в подготовительный класс осуще­ствляется с 6-8-летнего возраста, в 1 класс — с 7-9-летнего возраста.

10. Наполняемость класса (группы), группы продленного дня - до 12 че­ловек.

11. Коррекция речевых нарушений и связанных с ними осо­бенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в усло­виях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефек­тов устной речи, письма, чтения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида \. Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выра­женности, детским церебральным параличом, с врожденными и при­обретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психиче­ского и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двига­тельного режима и предметно-практической деятельности.

2. Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образова­тельный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных про­грамм трех ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок ос­воения 6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный

срок освоения 2 года).

3. На 1-11 ступени общего образования решаются задачи ком­плексной коррекции, направленной на формирование всей дви­гательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.

На 2-й ступени общего образования закладывается фундамент об­щеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслитель­ных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.

На 3 ступени общего образования завершается обучение вос­питанников по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

4. В 1 класс (группу) принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1 -2 года.

5. Для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, открывается подготовительный класс.

6. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленно­го дня — до 10 человек.

7. Трудовое обучение строится с учетом возможностей, интересов воспитанников, включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навы­ков, является основой для профессиональной подготовки.

8. В штаты коррекционного учреждения вводится должность лого­педа из расчета не менее 1 единицы на 15—20 воспитанников с нару­шениями речи.

Наши рекомендации