Глава II. Зарубежная организационная социальная психология
мер по повышению квалификации работников, разработал систему мероприятий по преодолению психологической инертности людей в отношении крупномасштабных нововведений. Идеи Тейлора повлияли на распространение «революции менеджеров», легли в основу научной организации труда на промышленных предприятиях.
Теория Г. Эмерсона
Гарингтон Эмерсон (1853-1931) получил образование инженера в Германии, затем работал в США. В книге «Двенадцать принципов производительности» он сформулировал принципы правильной организации как труда отдельного исполнителя, так и производственного процесса предприятия, рассмотрел целесообразность человеческой деятельности с точки зрения производительности, предложил методику достижения максимальной эффективности управления.
Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Напряженный труд дает крупные результаты при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность - это не только не одно и то же, но и «ещи прямо противоположные. Работать напряженно - значит прилагать максимальные усилия. Работать производительно - значит прилагать усилия минимальные. Известное многим из нас стремление выполнить план любой ценой - это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Не производство должно подстраиваться к управлению, считает Эмерсон, а управление должно обслуживать производство.
Приведем все двенадцать принципов производительности, как они сформулированы автором.
1. Четко поставленные цели производства и четко обозначен
ные задачи персонала.
2. Здравый смысл. Имеется в виду не просто житейская сметли
вость, а мужество посмотреть правде в глаза: если есть трудности в
организации производства - оно не приносит прибыли, произведенный
товар не раскупается на рынке - значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.
3. Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привле
кать к постоянному совершенствованию системы управления специа
листов в этой области - социологов, психологов, конфликтологов и пр.
4. Дисциплина. Настоящая дисциплина требует прежде всего чет
кого распределения функций: каждый управленец и исполнитель дол
жен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен,
за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.
5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее
«лучшеработаешь —лучше живешь». Произвол в отношении работ
ников должен быть исключен.
6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учиты
вать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию.
Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.
7. Порядок и планирование работы.
8. Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с
повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достига
ется благодаря знанию и учету всех резервов производительности,
умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых
затрат, потерь времени, материалов, энергии.
9. Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к
машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы
возможность человеку производить больше и лучше.
10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, что
бы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.
11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того,
чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений,
творчества.
12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно вве
сти систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное
работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.
Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмерсоном, послужили основой рациональной организации труда на промышленном предприятии и в настоящее время эффективно используются на практике управления.
Организационная социальная психология
§ 2. АМЕРИКАНСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Это направление возникло в США в 20-е годы XX века. Его представителями являются Э. Мейо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. Мак-Грегор, К. Арджайрис, Р. Лайкерт, Ф. Селзник, Ф. Херцберг, А. П. Слоун.
Социально-психологическая школа организационной психологии подвергла критике теорию Тейлора, считавшего главным стимулом человеческой деятельности материальную заинтересованность, и заменила свойственный тейлоризму бихевиоральный подход к человеку анализом социально-психологической деятельности. Основной принцип этой школы: «Человек - главный объект внимания на производстве». Представители социально-психологической школы провели множество исследований и экспериментов на производстве и доказали, что наряду с материальным стимулом в повышении производительности труда большое значение имеют и социально-психологические факторы, как сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом. Наиболее ярко социально-психологическая школа в организационной психологии представлена теорией «человеческих отношений» Э. Мейо.
ТеорияЭ. Мейо
Элтон Мейо (1880-1949)- американский социолог и психолог, один из основоположников организационной социологии и социальной психологии, профессор Гарвардского университета. Разрабатывая теорию «человеческих отношений», Мейо ставил следующие цели: повысить уровень мотивации человека к труду; психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве; улучшить качество организационных и управленческих решений; развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль; содействовать личностному развитию работника.
Теория «человеческих отношений» сформулирована Мейо в ходе его знаменитых Хоторнских экспериментов, которые проводились в течение 13 лет (с 1924 по 1936 г.) в городе Хоторне близ Чикаго. В целом можно выделить четыре этапа экспериментальной работы Мейо.