Социализация (С) как процесс формирования личности
Определения:
А.А. Реан: С - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Бронфенбреннер: С - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Шибутани Т.: С- процесс, по средством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах (т.е. участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм).
Соотношение понятий:
"Развитие личности" и "социализация"
Ребенок, развиваясь, становится субъектом социальной деятельности, т.е. его процесс развития не мыслим вне его социального развития, а следовательно, вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. В этом смысле по объему эти понятия совпадают, но акцент на активность личности более выражен в идее развития личности, а не социализации.
"Воспитание" и "социализация"
Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова (процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, представлений, норм), то С отличается по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова (воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта), то различие ликвидируется.
"С" и "индивидуализация"
- одновременно и противоположные и единые процессы, так как усвоение опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по- разному воспринимаются, переживаются разными личностями. А поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разный социальный опыт. С не есть антипод индивидуализации; Процесс С не ведет к нивилированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе С и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, активно перерабатывая социальный опыт в процессе его усвоения (парадигма "от социального к индивидуальному").
Сущность С:
С - двусторонний процесс:
¨Усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду
¨Процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности
Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации (активность индивида). Результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но и его воспроизводство, т.е. продвижение на новую ступень. При этом в качестве субъекта развития понимается не только человек, но и общество. Человек одновременно и субъект и объект общественных отношений. Активность позиции личности предполагается при воздействии человека на среду с помощью деятельности потому, что всякое воздействие на систему социальных связей требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя преобразование, мобилизацию субъекта.
Содержание процесса С
Процесс С - единство изменений в трех сферах: деятельность, общение и самосознание.
Деятельность: расширение "каталога" деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности (А.Н Леонтьев).
При этом происходит:
¨Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами через посредство личностных смыслов.
¨Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
¨Освоение в ходе реализации деятельностей новых ролей и осмысление их значимости.
Общение: расширение и углубление, т.е. умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном этапе ( расширение) и переход от монологического к диалогическому общению, децентрация - т.е. умение ориентироваться на партнера (углубление).
Самосознание: становление в человеке образа его "Я", который складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний (определение собственной идентичности). Развитие самосознания - процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения.
Стадии социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970;Гилинский, 1971).
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования поакмеологии, науки о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности (Бернс, 1976.). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.