Социализация (С) как процесс формирования личности

Определения:

А.А. Реан: С - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Бронфенбреннер: С - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Шибутани Т.: С- процесс, по средством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах (т.е. участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм).

Соотношение понятий:

"Развитие личности" и "социализация"

Ребенок, развиваясь, становится субъектом социальной деятельности, т.е. его процесс развития не мыслим вне его социального развития, а следовательно, вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. В этом смысле по объему эти понятия совпадают, но акцент на активность личности более выражен в идее развития личности, а не социализации.

"Воспитание" и "социализация"

Если употреблять термин "воспитание" в узком смысле слова (процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы понятий, представлений, норм), то С отличается по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова (воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта), то различие ликвидируется.

"С" и "индивидуализация"

- одновременно и противоположные и единые процессы, так как усвоение опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по- разному воспринимаются, переживаются разными личностями. А поэтому разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций разный социальный опыт. С не есть антипод индивидуализации; Процесс С не ведет к нивилированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе С и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, активно перерабатывая социальный опыт в процессе его усвоения (парадигма "от социального к индивидуальному").

Сущность С:

С - двусторонний процесс:

¨Усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду

¨Процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности

Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации (активность индивида). Результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но и его воспроизводство, т.е. продвижение на новую ступень. При этом в качестве субъекта развития понимается не только человек, но и общество. Человек одновременно и субъект и объект общественных отношений. Активность позиции личности предполагается при воздействии человека на среду с помощью деятельности потому, что всякое воздействие на систему социальных связей требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя преобразование, мобилизацию субъекта.

Содержание процесса С

Процесс С - единство изменений в трех сферах: деятельность, общение и самосознание.

Деятельность: расширение "каталога" деятельностей, т.е. освоение новых видов деятельности (А.Н Леонтьев).

При этом происходит:

¨Ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами через посредство личностных смыслов.

¨Центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

¨Освоение в ходе реализации деятельностей новых ролей и осмысление их значимости.

Общение: расширение и углубление, т.е. умножение контактов человека с другими людьми, специфика этих контактов на каждом возрастном этапе ( расширение) и переход от монологического к диалогическому общению, децентрация - т.е. умение ориентироваться на партнера (углубление).

Самосознание: становление в человеке образа его "Я", который складывается на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний (определение собственной идентичности). Развитие самосознания - процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения.

Стадии социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельнос­ти. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970;Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз­ни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе­риода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образо­вания не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения прин­ципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама про­блема является весьма важной как в теоретическом, так и в прак­тическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне акту­альны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус­ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про­должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизвод­ство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Практическую же сторону обсуждаемого вопроса трудно пере­оценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социали­зации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возмож­ности для построения междисциплинарных исследований, например, в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания. В последние годы актуализуются исследования поакмеологии, науки о зрелом возрасте.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, мо­жет служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжи­тельности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсион­ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе­ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые состав­ляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как про­блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ­ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро­тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима­нию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные эксперименталь­ные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа ак­тивности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игро­вой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из воз­растов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окон­чательному становлению идентичности (Бернс, 1976.). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Наши рекомендации