Младший школьный возраст
Возрастные границы – от 7 до 10 лет. Ведущая деятельность – учебная. Социальная ситуация претерпевает существенные изменения – возникает новая структура отношений. Центром жизни ребенка становится система «ребенок – учитель», которая влияет на отношения с родителями и сверстниками. Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность, внутренний план действия, рефлексия. Изменяются мотивы поведения.
Когнитивное развитие
Восприятие не достаточно дифференцированно, очень конкретно, ситуативно. Характерны ошибки пространственного –положения зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени – дети склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки. Восприятие сверстников сильно зависит от установок взрослых. В отличие от дошкольников, оценивающих игровые качества, ориентируются на учебные умения и социальный статус сверстников.
Учебная деятельность требует от ребёнка управления своей памятью. Дошкольник запоминает непосредственно, а у младшего школьника – опосредованно. Этот процесс требует умения. Память изменяется количественно и качественно. Объем памяти ребёнка от 1 к 4 классу возрастает в 2-3 раза. Но развитие памяти процесс неравномерный. Расцвет вербальной памяти приходиться на 7-8 лет, у подростка происходит ослабление вербальной памяти. Основные характеристики памяти:
· Пластичность – пассивное запечатление и быстрое забывание
· Избирательный характер – запоминается то, что нравится и то, что нужно запомнить скорее
· Повышается объемпамяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения
· Запоминание начинает всё чаще опираться на различные смысловые связи. Память приобретает произвольный характер
· Дети начинают пользоваться различными способами запоминания
· Память освобождается от плена восприятия. Узнавание теряет своё значение
· Запоминание становится управляемым процессом, сохраняется образный компонент, память тесно связана с развитием воображения.
Внимание сохраняет черты внимания дошкольника: объем – узок, сосредоточение слабое. При выполнении простых заданий отвлекается легче, нежели при решении более сложных, требующих различных способов и приемов.
Личность младшего школьника
Мотивы формируются под влиянием учебной деятельности, характерна иерархия мотивов.
У младших школьников обнаруживается и познавательная мотивация, но на первом месте – социальная («хочу стать») – узко-личностные социальные мотивы, познавательные – на втором месте (проникнуть в теоретические основы наук), на третьем месте — мотив общения.
Самооценка конкретна, ситуативна, существует тенденция к переоценке собственных способностей, возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет изменение ведущей деятельности в психическом развитии младшего школьника?
2. Каким образом можно корректировать неготовность к школьному обучению?
Семинарское занятие XII.
1. Общая характеристика данного возраста.
2. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
3. Особенности развития личности младшего школьника.
Литература
1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащегося. /Под ред. Якиманского И.С. — М., 1989.
2. Глассер У. Школы без неудачников — М., 1991.
3. Жамкочьян М. «Я плохой» или проблема идентификации в школе // Знание - сила — 1994, № 8.
4. Жамкочьян М. Личность в современной школе / Знание - сила — 1994, № 9.
5. Одаренные дети: Пер. с англ. — М., 1992.
6. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов — М., 1988
7. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир — М., 1991
Подростковый возраст
Возрастные границы: с 10–11 до 15 лет. Центральным новообразованием этого периода является появление «комплекса взрослости», развитие самосознания, стремление к самостоятельности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.
Подростковый возраст выделяется не во всех культурах, а только в развитых социально. Чем менее развито общество, тем меньше времени требуется на переход от детства к взрослости. Чем более прогрессивно общество, тем больше времени и сил необходимо для усвоения знаний, социальной и профессиональной ориентации.
Психическое развитие тесно связано с бурными физиологическими изменениями. Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый периоды.
С одной стороны подростковый возраст – это пора достижений – становление нравственности, социальной позиции, новое открытие «Я», с другой стороны, это возраст потерь – нет детского мироощущения, беззаботного, безответственного ощущения жизни.
Когнитивное развитие
Проблема в познавательной сфере: межсистемные и внутрисистемные связи нарушаются – страдает объем памяти и память в целом, внимание. Внимание неравномерно, колеблется в течение дня, повышенная утомляемость, возбудимость Но развитие мышления продолжается, проявляется индивидуальный когнитивный стиль, обогащённый личным опытом.
Согласно Ж. Пиаже – это стадия формирования формальных операций. Здесь осуществляется последняя фундаментальная децентрация – подросток освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Для создания жизненной программы, которая начинает формироваться в этом возрасте необходимо гипотетико-дедуктивное мышление.
По мнению Л.С. Выготского, главное в развитии мышления подростка – формирование понятий.
Существенные изменения происходят и в развитии воображения, которое под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Подросток скрывает свои фантазии и охотнее признается в поступках, нежели в фантазиях. Часто подростки начинают вести дневники, в которых отражают свои мысли по поводу своей личности, планов, отношений со сверстниками и взрослыми.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей.
Развитие личности
В данном возрасте приобретаются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования на социальные раздражители, которые в дальнейшем влияют на жизненный путь, психическое и физическое здоровье взрослого человека.
Отношение со сверстниками являются более значимыми, чем отношения со взрослыми. В целом в этих взаимоотношениях воспроизводятся в весьма своеобразной, часто утрированной форме, отношения, существующие во взрослом мире.
В подростковом возрасте складываются особые референтные группы, которые сначала, как правило, являются однополыми, а затем смешиваются. Отношения подростка ко всему окружающему жестко основывается на мнении, принятом в референтной группе. Ценности и взгляды подросткового общества плохо согласовываются с ценностями взрослых, что приводит к взаимному непониманию, неприятию и конфликтам.
Самооценка подростка еще незрелая. В первую очередь для подростка важно физическое развитие и оно сравнивается с эталоном мужественности или женственности, что оказывает влияние на самооценку в целом, переходя и на другие качества личности. Подростки остро реагирует на критику со стороны значимых взрослых (сверстников) – понижается самооценка даже у тех, кто её завышает. Отсюда неврозы, асоциальные формы поведения. В целом подростковый период – период распада психических связей.
Контрольные вопросы
1. Почему в психологии не всегда выделялся подростковый возраст, как особый этап психического развития?
2. Что такое «комплекс взрослости»?
3. Дайте характеристику когнитивного развития и эмоциональной сферы подростков
4. С чем связано девиантное поведение подростков?
5. Какова роль общения со сверстниками в подростковом возрасте?