Сомато-сенсорный гнозис
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |
верхние теменные | нижние теменные | |
П Л | П Л | |
□ Нарушение узнавания пальцев руки с закрытыми глазами (пальцевая агнозия): а) на левой руке б) на правой руке | + + + | |
□ Тактильная алексия: а) на левой руке б) на правой руке | +/- + + | |
□ Нарушение переноса установленной позы пальцев с одной руки на другую без зрительной афферентации | + + | |
□ Нарушение воспроизведения установленных поз рук без зрительной афферентации (апраксия позы) | + + | |
□ Нарушение восприятия отдельных свойств предмета (формы, величины, текстуры, веса) с закрытыми глазами: а) в левой руке 6) в правой руке | + +/- + | |
□ Нарушение называния пальцев: а) левой руки б) правой руки | + + | |
□ Невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков (без зрительной афферентации): а) в левой руке б) в правой руке | + +/- + |
Окончание таблицы 3
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |
верхние теменные | нижние теменные | |
П Л | П Л | |
□ Ощущение неправильных размеров частей тела или ложных частей тела (соматопарагнозия) | + | |
□ Нарушение узнавания частей тела или их расположения друг относительно друга (нарушение «схемы тела», или соматоагнозия) | + +/- | |
□ Нарушение ориентации в левой половине тела (гемисоматоагнозия) | + | |
□ Игнорирование половины тела, чаще левой (аутотопагнозия) | + |
ТАБЛИЦА 4
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
Формы, симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||
передние лобные | височные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылоч-ные | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л ПЛ | П Л | ||
Агнозии (по формам): □Предметная | + + | + + + | |||
□ Лицевая (прозопагнозия) | + | + + | |||
□ Цветовая | + + + | ||||
□ Символическая (буквенная) | + | ||||
□ Оптико-пространственная | + + + | + + | + | ||
□ Симультанная Симптомы, диагностические признаки: □ Нарушение узнавания предметов, изображений | + + | + + + + | |||
□ Нарушение симультанного восприятия нескольких объектов (воспринимается только одна оперативная единица зрительной информации) | +/- +/- + | ||||
□ Нарушение целостности восприятия объекта, изображения: а) восприятие отдельных признаков б) восприятие отдельных фрагментов (фрагментарность) | + +/- | + + + + | + |
Продолжение таблицы 4
Формы, симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||
передние лобные | височные | затылочно-теменные | теменно-височно-затылоч-ные | субкортикальные | |
П Л | п л | П Л ПЛ | П Л | ||
□ □ Импульсивная речевая реакция на изолированно воспринятый признак из-за инактивного рассматривания | + + | + | |||
□ □ Нарушение восприятия цвета (при сохранности цветоощущения): а) основных цветов б) оттеночных цветов | + + + + | ||||
D □ Нарушение соотнесения цвета и предмета | + + + | ||||
□ □ Нарушение восприятия лиц людей | + | + + | |||
□ □ Нарушение восприятия пространственной ориентации букв, цифр, проявляющееся при списывании и написании | + + + | + + | |||
□ □ Нарушение идентификации букв, цифр при сохранной способности их копирования | + | ||||
□ □ Ошибки узнавания букв (на уровне разных алфавитов) при сохранности чтения | + | ||||
□ □ Игнорирование стороны образа предмета, символа (чаще левой) | + | + + | |||
□ □ Игнорирование стороны зрительного пространства (чаще левой) | + | + + |
Окончание таблицы 4
Формы, симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||
передние лобные | височные | затылочно-теменные | тёменно-височно-затылоч-ные | суб-корти-кальные | |
П Л | П Л | П Л ПЛ | П Л | ||
□ Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, а также ошибки отображения этих признаков при срисовывании, конструировании по образцу: а) координатные б) метрические в) структурно-топологические г) проекционные | + + + + + + + + + + | + + + + + + | |||
□ Ошибки при копировании по зрительному образцу пространственно-организованных поз, движений | + + + | + + | |||
□ Парагнозии | + + | + + + | + | ||
□ Псевдоагнозии | + + |
ТАБЛИЦА 5
АКУСТИЧЕСКИЙ ГНОЗИС
(неречевой слух)
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||
передние лобные | задние лобные | медио-базальные лобно-височные | верхние височные | средние височные | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | ||
□ Нарушение идентификации: а) бытовых шумов б) мелодий, голосов | + + | + | ||||
□ Трудности различения речевых интонаций | + | + | ||||
□ Нарушения акустического звена слухо-моторных координаций: 1) нарушение оценки количества ударов при сохранном восприятии ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка | + | + | + | +/- +/- | ||
2) нарушение восприятия ритмической структуры: а) недооценка б) переоценка | +/- + | +/- + | +/- +/- | |||
3) диссоциации между выполнением ритмов по образцу и неправильной их оценкой со слуха | + + |
Продолжение таблицы 5
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||
передние лобные | задние лобные | медио-базальные лобно-височные | верхние височные | средние височные | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | ||
4) Диссоциация между более успешным воспроизведением по образцу серий акцентированных и/или структурированных ритмов, чем простых неструктурированных ритмов | + | + | ||||
5) Замена воспроизведения ритмов по инструкции недиффиренцированным рядом ударов | + + | + | + | |||
6) Ухудшение оценки и воспроизведения ритмов по образцу при увеличении: а) числа проб б) темпа в) числа предъявлений ритмической структуры в серии г) сложности ритмической структуры | + + | + + + | + | + + +/- +/- |
Окончание таблицы 5
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | |||||
передние лобные | задние лобные | медио-базальные лобно-височные | верхние височные | средние височные | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | ||
7) Нарушение выполнения на фоне патологического утомления | + + | + | ||||
8) Диссоциация между правильным выполнением ритмов по инструкции и неправильной их оценкой и воспроизведением по образцу | +/- | +/- | + | |||
□ Нарушение моторного звена слухо-моторных координаций: 1) Элементарные персеверации | + | + | ||||
2) Персеверации предыдущей структуры | + + | + | + | |||
3) Контролируемые лишние неоттормаживаемые импульсы | + | + + | + | |||
4) Трудности выполнения акцентированных ритмов (разных по силе удара) | + + | + |
ТАБЛИЦА 6
УСТНАЯ РЕЧЬ
Нарушения речи | Отделы мозга | |||||||||||||||
передние лобные | задние лобные | передние височные | средние височные | задние височные | нижние теменные | теменно-височно-затылочные | субкортикальные | мозолистое тело | ||||||||
Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | ||||||||||
Афазии (по формам): □ Динамическая | + | |||||||||||||||
□ Эфферентная моторная | + | |||||||||||||||
□ Афферентная моторная | + | |||||||||||||||
□ Сенсорная | + | |||||||||||||||
□ Акустико-мнестическая | + | |||||||||||||||
□ Семантическая | + | |||||||||||||||
□ Амнестическая | + | + | ||||||||||||||
Дизартрии | + | |||||||||||||||
Аномии | + | |||||||||||||||
Симптомы, диагностические признаки | Формы афазий | |||||||||||||||
динамическая | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | амнестическая | семантическая | ||||||||||
Нарушения речи (по ее видам) Нарушения устной речи: □ Экспрессивной (разговорной): | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
1) Автоматизированной (упроченные фразы, штампы, несентенциальные выражения) | +/- | +/- | +/- | |||||||||||||
Продолжение таблицы 6
Симптомы, диагностические признаки | Формы афазий | ||||||
динамическая | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | амнестическая | семантическая | |
2) Рядовой (перечисление чисел натурального ряда, дней недели, месяцев года) | +/- | +/- | +/- | ||||
3) Спонтанной: а) монологической б) диалогической в) групповой | + +/- +/- | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | |
4) Произвольной: а) повторной б) номинативной | + + | + + | + + | +/- + | + | ||
□ Импрессивной (восприятие и понимание) | +/- | +/- | + | + | + | ||
Нарушения письменной речи: □ Письмо | + | + | + | +/- | |||
□ Чтение | + | + | + | +/- | |||
Нарушения внутренней речи Симптомы нарушения устной речи □ Элементарные персеверации | + | + | |||||
□ Искажения просодики (ритмики и мелодики) | + | + | |||||
□ Сужение речи до штампов, автоматизмов | + | + | |||||
□ Эмболы | + | + | |||||
□ Эхолалии | + | + | |||||
□ Нарушение предикативности (телеграфный стиль) | + | + | |||||
□ «Рубленый» характер фраз (короткие фразы) | + | + |
Окончание таблицы 6
Симптомы, диагностические признаки | Формы афазий | ||||||
динамическая | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | амнестическая | семантическая | |
□ Речевая инактивность | + | ||||||
□ Трудности включения в активную речь | + | + | |||||
□ Трудности артикуляции | + | + | |||||
□ Смазанность, нечеткость речи | +/- | ||||||
□ Литеральные парафазии | +/- | + | + | ||||
□ Отчуждение смысла слов | + | + | |||||
□ Логоррея, или жаргон афазии | + | ||||||
□ Вербальные парафазии | +/- | + | + | + | |||
□ Называние предмета по функциональным признакам | + | ||||||
□ Мнестические западения на слова | + | + | + | ||||
□ Трудности звукоразличения при увеличении объема материала | + | + | |||||
□ Нарушение понимания: а) логико-грамматических конструкций б) предлогов в) сравнительных конструкций г) падежных конструкций д) инверсий | + + + + + | ||||||
□ Трудности определения грамматической категории слова | + | + | |||||
□ Поиск номинации в семантическом поле | + | + | + | ||||
□ Аграмматизм | + | ||||||
□ Параграмматизм | + | +/- |
ТАБЛИЦА 7
ЧТЕНИЕ
Формы алексий | Отделы мозга | ||||||||||||||
задние лобные | передние височные | средние височные | височно-затылочные | височно-теменные | нижние теменные | теменно-затылочные | |||||||||
Л | Л | Л | Л | Л | Л | Л | |||||||||
□ Эфферентная моторная | + | ||||||||||||||
□ Афферентная моторная | + | ||||||||||||||
□ Сенсорная | + | ||||||||||||||
□ Акустико-мнестическая | + | ||||||||||||||
□ Оптико-литеральная | + | + | + | ||||||||||||
□ Оптико-вербальная (симультанная) | + | + | + | ||||||||||||
□ Оптико-мнестическая | + | + | + | ||||||||||||
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы алексий | |||||||||||||
передние лобные | задние | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | оптико-литеральная | оптико-вербальная | оптико-мнестическая | |||||||
П Л | П Л | ||||||||||||||
□ Угадывающее чтение | + + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
□ Узнаёт упроченные слова «в лицо», но не может их прочитать | + | + | + | ||||||||||||
□ Трудности чтения: а) букв б) слогов в) слов (особенно малознакомых) | + + | + + + | + + + | + + + | + + | + + + | |||||||||
Продолжение таблицы 7
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы алексий | |||||||
передние лобные | задние | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | оптико-литеральная | оптико-вербальная | оптико-мнестическая | |
П Л | П Л | ||||||||
□ Полное отсутствие чтения | + | ||||||||
□ Литеральные замены, паралексии | + | ||||||||
□ Вербальные паралексии, при сохранности понимания общего смысла прочитанного | + | ||||||||
□ Нарушение понимания прочитанного | +/- + | + + | +/- | +/- | +/- | + | + | + | + |
□ Персеверации: а) элементарные б) системные | + | + | |||||||
□ Дезавтоматизированное чтение | + | + | + | + | + | ||||
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова | + | + | + | + | + | ||||
□ Нарушение дифференциации близких по зрительным признакам букв (особенно в стилизованном виде) | + | +/- | |||||||
□ Нарушени восприятия пространственной ориентации букв | + | +/- | |||||||
□ Трудности прочтения букв, слов, частично компенсируемые узнаванием их со слуха | + |
Окончание таблицы 7
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы алексий | |||||||
передние лобные | задние | эфферентная моторная | афферентная моторная | сенсорная | акустико-мнестическая | оптико-литеральная | оптико-вербальная | оптико-мнестическая | |
П Л | П Л | ||||||||
□ Нарушение называния букв при правильном их копировании | + | ||||||||
□ Нарушение узнавания «в лицо» знакомых и незнакомых слов | + | + | |||||||
□ Схватывание отдельной части слова (чаще корневой) | + | ||||||||
□ Игнорирование левой части страницы текста | +/- | + | |||||||
□ Чтение как неконтролируемая система догадок | + | ||||||||
□ Потеря строки, выхватывание отдельных фрагментов строк | + + | ||||||||
□ Нарушение звуко-буквенного анализа слова | |||||||||
□ Пропуск букв | + | + | + | ||||||
□ Перестановка букв, слогов | + | +/- | + |
ТАБЛИЦА 8
ПИСЬМО
Нарушения письма | Отделы мозга | ||||||||||||||
передние лобные | задние лобные | передние височные | нижние теменные | теменно-височно-затылочные | затылочно-височные | затылочно-теменные | мозолистое тело | субкортикальные | |||||||
П Л | Л | Л | Л | Л | П Л | П Л | |||||||||
Аграфии (по формам): □ Динамическая | + | +/- | |||||||||||||
□ Афферентная моторная | + | ||||||||||||||
□ Эфферентная моторная | + | ||||||||||||||
□ Сенсорная | + | ||||||||||||||
□ Семантическая | + | ||||||||||||||
□ Оптико-пространственная | + | + + | + + | ||||||||||||
□ Оптико-мнестическая | + | + | |||||||||||||
Дизграфия-дископия | + | ||||||||||||||
Макрография | + | ||||||||||||||
Микрография | + | ||||||||||||||
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы аграфий | |||||||||||||
передние лобные | динамическая | афферентная моторная | эфферентная моторная | сенсорная | семантическая | оптико-пространственная | оптико-мнестическая | ||||||||
П Л | |||||||||||||||
□ Нарушение самостоятельного письма: а) букв б) слогов, слов | + + | + + | + + | + + | |||||||||||
Продолжение таблицы 8
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы аграфий | ||||||
передние лобные | динамическая | афферентная моторная | эфферентная моторная | сенсорная | семантическая | оптико-пространственная | оптико-мнестическая | |
П Л | ||||||||
□ Нарушение письма со слуха: а) букв б) слогов, слов | + + | + | + + | + + | + + | |||
□ Нарушение списывания | ||||||||
□ Перестановки или антиципации букв, слогов | +/- | + | + | |||||
□ Пропуск букв: а) гласных б) согласных | + + | + + | + + | |||||
□ Литеральные пространственные параграфии (подбор нужной буквы или неадекватное пространственное расположение элементов буквы) | + | |||||||
□ Зеркальное написание букв | + | |||||||
□ Литеральные оптические параграфии (трудности дифференциации букв, близких по зрительному образу) | + | |||||||
□ Замена обобщенного образа буквы в рамках одной графемы конкретным обазом | + |
Окончание таблицы 8
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | Формы аграфий | ||||||
передние лобные | динамическая | афферентная моторная | эфферентная моторная | сенсорная | семантическая | оптико-пространственная | оптико-мнестическая | |
П Л | ||||||||
□ Слитное написание слов, фраз | + +/- | |||||||
□ Недописывание слов: а) опускается середина слова б) опускается конец слова | + | + | ||||||
□ Побуквенное письмо | + | + | ||||||
□ Инициальное письмо | + | |||||||
□ Замена букв, близких фонематически | + | |||||||
□ Замена букв, далеких фонематически | + | |||||||
□ Гоморганные параграфии (близкие по месту порождения звука) | + | +/- | ||||||
□ Трудности артикуляции подлежащей написанию буквы | + | |||||||
□ Трудности грамматического согласования слов и структурирования предложений при самостоятельном письме | + | + | + | |||||
□ Персеверации: а) букв, слогов, слов б) фраз | +/- + | + | ||||||
□ Трудности употребления логико-грамматических конструкций при самостоятельном письме | ||||||||
□ Нарушение намерения, замысла реализации письма | + | + |
ТАБЛИЦА 9
ПАМЯТЬ
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||||||
передние лобные | задние лобные | медиальные лобные | средние височные | базальные височные | медиальные височные (гиппокамп) | теменные | затылочно-теменные | гипоталамо-диэнцефальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
Модально-неспецифические нарушения памяти: □ Забывание текущих событий | + | + | |||||||
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за: 1) тормозимости следов интерференицией 2) угасания (слабости) следов без интерферениции 3) нарушения избирательности в виде: а) контаминаций б) побочных вплетений | + | + + | + | + +/- +/- | |||||
□ Конфабуляции | + +/- | ||||||||
□ Реминисценции | + | + | |||||||
□ Улучшение запоминания при смысловой организации материала | + | ||||||||
□ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отсутствует «фактор края») | + | + | + | + | + | + | + |
Продолжение таблицы 9
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||||||
передние лобные | задние лобные | медиальные лобные | средние височные | базальные височные | медиальные височные (гиппокамп) | теменные | затылочно-теменные | гипоталамо-диэнцефальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
Модально-специфические нарушения памяти: □ Сужение объема непосредственного воспроизведения (отчетливо выражен «фактор края») при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений | |||||||||
□ Процесс заучивания не приводит к росту продуктивности запоминания: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений | |||||||||
□ Сужение объема отсроченного воспроизведения из-за гомогенной интерференции, при запоминании: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов в) движений | |||||||||
□ Вербальные парафазии | + | + |
Окончание таблицы 9
Симптомы, диагностические признаки | Отделы мозга | ||||||||
передние лобные | задние лобные | медиальные лобные | средние височные | базальные височные | медиальные височные (гиппокамп) | теменные | затылочно-теменные | гипоталамо-диэнцефальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | |||
□ Реминисценции для: а) вербальных стимулов б) зрительных стимулов | + + | +/- +/- | |||||||
□ Пространственные ошибки при запоминании зрительных стимулов: 1) координатные 2) метрические 3) структурно-топологические 4) проекционные | + + + + + + | + + + + + + | |||||||
□ Нарушение памяти на лица | + | + |
ТАБЛИЦА 10
МЫШЛЕНИЕ
Симптомы, диагностические признаки | |||||||
передние лобные | задние лобные | базальные лобные | теменно-затылочные | височные | теменно-височно-затылочные | субкортикальные | |
П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | П Л | ||
□ Нарушение контроля | + + | + + | |||||
□ Нарушение деятельности на фоне патологического утомления | + + | + | |||||
□ Постепенная врабатываемость в деятельность | |||||||
Наглядно-образное мышление: □ Фрагментарность анализа | + + | ||||||
□ Равновероятная актуализация нескольких гипотез | + +/- | + + | |||||
□ Соскальзывание на побочные ассоциации | + + | + + | |||||
□ Формальное описание элементов сюжетной картинки | + | ||||||
□ Резонерство | + + | ||||||
□ Неспособность к самостоятельному описанию сюжета | + + | + | |||||
Наглядно-действенное мышление: □ Хаотичность и импульсивность в конструкторской деятельности | + + | + + |
Окончание таблицы 10