Холотропное дыхание: основные определения
Холотропное дыхание (от греч. holos — целый, tropein — ведущий) "дыхание, ведущее к целостности", — методика, автором и теоретиком которой является С. Гроф. Теоретическая база холотропного дыхания — трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:
более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;
побуждающая музыка;
помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.
Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, такими, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом — в роли сидящего (ситтера) (19, 36, 56).
Подготовка ведущих холотропного дыхания осуществляется в рамках сертификационной программы С. Грофа. Ведущая организация в России
Институт Трансперсональной Психологии,
тел.: (095) 4301677, 4329036, 9197307
Предварительные условия
1. Процесс групповой.
2. Наличие ведущего, который стимулирует, управляет и контролирует процесс.
3. В зависимости от количества членов групп (холонавтов) наличие ассистентов (на 7–10 человек — 1 ассистент).
4. Обеспечить контролируемость процесса через очередность прохождения процесса в паре. На каждый сеанс должно быть достаточное количество ситтеров, физически сильных.
5. На каждого холонавта должна быть обеспечена площадь для прохождения сеанса не менее 1,5 х 2 м.
6. На процессе должно быть достаточное количество мягкого материала (одеял, подушек) для предотвращения физических травм.
7. Специально подобранная музыкальная программа.
8. Музыкально–шумовое оформление процесса должно соответствовать следующим требованиям:
высокое качество фонограммы,
достаточный уровень мощности аппаратуры (с резервом силы стимульного фона),
широкий диапазон воспроизводимых частот (20–20000 Гц),
желательно обеспечение стереоэффектов.
9. Аппаратура должна обеспечивать работу через микрофон и микширование.
10. На процесс не допускаются:
больные с шизофренией, астмой, инсультом, нервные инфаркты, глубокие неврозы, недавние переломы, гипертония, МДП, эпилепсия, беременные;
дети до 14 лет.
11. В целях большей безопасности предложите клиентам заполнить анкету
Программа занятий
(однодневный модуль)
1. Общая настройка на сессию.
2. Вводная лекция.
3. Перерыв (15 мин).
4. Выбор партнера.
5. Вводный инструктаж для ситтеров.
6. Перерыв (15 мин).
7. Настройка на процесс А.
8. Процесс А, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.
9. Перерыв (20–30 мин).
10. Настройка на процесс Б.
11. Процесс Б, рисунок мандалы, собеседование с ассистентом.
12. Перерыв.
13. Обсуждение в круге.
14. Групповая медитация.
Изложение техники холотропного дыхания в нашей книге имеет не чисто ознакомительный характер, поэтому мы будем более содержательно останавливаться на каждом этапе.
Количество участников
Количество участников тренинга по холотропному дыханию зависит от многих переменных. В моей практике группа варьировала от 1 до 200 человек. Нижняя количественная граница, позволяющая использовать все возможности холотропной техники, 10 человек. Оптимальная граница — 20 — 40 человек. При этом нужно учитывать возможности зала (на каждого холонавта не менее 3 кв. м. площади) и возможности команды (на каждые 10 человек группы должен быть хотя бы один ассистент).
Музыкальное обеспечение
Постарайтесь использовать звуковое сопровождение высокого качества. Лучший способ — это пользоваться хорошей звуковой аппаратурой: проигрывателем компакт–дисков или записями, сделанными с компакт–дисков. Когда вы пользуетесь компакт–дисками и сами составляете программу холотропного дыхания, ориентируйтесь на состояние группы.
Для хорошего звучания в комнате среднего размера с группой из 12 человек необходимо иметь две или четыре хороших колонки не менее чем с 12–дюймовыми (1 дюйм = 2,5 см) басовыми динамиками (min. АС–35 или S–90).
Включайте новый звуковой отрывок, полностью убирая громкость, затем постепенно увеличивайте громкость, а непосредственно перед сменой музыкального отрывка постепенно сводите громкость "на нет". Если вы начинаете или заканчиваете отрывок на месте, которое не является естественным началом или концом, выбирайте места, которые звучат логически завершенными. Делайте плавные переходы между отрывками музыки, так чтобы внимание участников не отвлекалось от их собственных переживаний. Отрывки должны иметь некоторую последовательность ритма, потока и инструментовки. Перерыв между кусками должен быть 2–3 секунды. Проверьте громкость звука, слушая его из центра комнаты.
Существуют определенные требования к содержанию музыкальных произведений, используемых в холотропной сессии.
Музыка этнических духовных традиций была опробована и проверена многими поколениями как эффективная для стимуляции необычных состояний сознания. На каждой стадии в сессии присутствуют отрывки этнической музыки и молитвы. Музыка, сочетающая стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно вариаций внутри одного отрывка, чтобы служить основанием многих видов переживаний в расширенном состоянии сознания. Только голоса или только инструменты (без ритма) не имеют достаточно мощи, чтобы нести энергию сессии в дыхательной работе. Голоса (хор) хороши в конце сессии. Человеческие голоса имеют приземляющий эффект и помогают участнику вернуться к обычному сознанию. Песен с понятными английскими для англоязычных групп, русскими — на территории СНГ словами следует избегать, чтобы на переживание участника не влиял смысл слов. Однако вполне приемлемы слова на других языках, которые участники не понимают.
Следует избегать музыки, имеющей паузы или неровную громкость и ритм. Можно использовать некоторые куски из классической музыки, пользуясь ручкой контроля громкости, чтобы смягчать неожиданные перепады громкости. В большинстве отрывков громкость должна быть почти однородной. Следует избегать хриплой и тяжелой музыки.
Хочется посоветовать ведущему, чтобы он ознакомился с качеством записи и содержанием музыкальных произведений, которые он планирует использовать в сессии. Проведите отбор музыки по вышеуказанным категориям. Пусть у вас будет по несколько отрывков каждого типа музыки. Пусть у вас также будет дополнительная музыка, пригодная для завершения сессии на случай, если сессия продлится свыше ожидаемого времени. Перемотайте кассеты и установите их в той очередности и на том месте, где начинается музыка. Поставьте первую кассету в кассетную деку. Поставьте вторую кассету во вторую деку (если у вас две деки) и всегда имейте вторую кассету наготове на случай, если первая неожиданно остановится или нужно будет сменить музыку.
Проверьте звуковое оборудование.
Хочется Вашему вниманию предложить примерную музыкальную структуру для сессии холотропного дыхания.
Часы/минуты | Типы музыки |
00:00 — 00:08 | 1. Легкая побуждающая, помогающая дыханию |
00:08 — 00:20 | Еще более стимулирующая дыхание |
00:20 — 00:40 | 2. Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет). |
00:40 — 01:15 | 3. Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад). |
01:15 — 01:30 | 4. Сердечная (открытость, теплота, музыка полета). |
01:30 — до конца | 5. Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы) |
Второй тип музыки сильнее стимулирует необычные состояния сознания, продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоциональный ответ. Идеальными для этого являются различные типы этнических барабанов и некоторая музыка Нью Эйдж с сильной ритмической основой.
Третий тип музыки начинается в то время, когда все уже находятся в необычном состоянии сознания, и ритмическая активность сменяется более драматической выразительностью. Это мощная музыка, вызывающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно музыка сложнее, чем два первых типа.
Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности. Она обладает полнотой, чувством открытости сердца и полета. Она также должна быть достаточно сложной, чтобы поддерживать продолжение работы для тех, кто еще ощущает остроту.
Пятый и последний тип музыки — это мощная и созерцательная музыка. Эта музыка играется с того момента, когда большинство драматических проявлений закончено, и до тех пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может быть проведена работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким образом, музыка в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу, и эмоциональность, и в то же время быть созерцательной и фантастической (86).
Несколько практических советов
Подготовка физического и психологического пространства перед сессией
В знак уважения к практике холотропного дыхания и участникам семинара начните с подготовки чистого и эстетического пространства, так, чтобы оно стало сакральным. Слово "сакральный" используется здесь для выражения чувства почтения к необычным состояниям сознания и его тайнам. Антропологи описывали ритуалы различных культур, предназначенные для стимуляции необычных состояний сознания как сакральных. В таких ритуалах, как правило, большое внимание уделялось подготовке ума, тела и окружения для того, чтобы стать открытым к содержанию, которое, как предполагалось, становится доступным через это сакральное состояние.
Предложите участникам создать, если они желают, для себя более сакральное пространство, принеся небольшие предметы, имеющие для них значение (картинки, кристаллы, украшения, амулеты, и т. д.), и сделать алтарь. Алтарь расположите так, чтобы он не мешал холотропической работе и в то же время был заметен.
Проветрите помещение, создайте пространство запахов при помощи благовоний.
Структура сессии
Когда группа разместилась в пространстве зала, в качестве настройки к сессии холотропного дыхания можно использовать медитацию, визуализацию, пение мантр и др.
Если вы располагаете временем, возможно проведение ритуала знакомства участников друг с другом.
Объем и теоретическая глубина лекции, читаемой в аудитории, зависит от программы практического семинара, его структуры, целей. В России выделяют различные модули холотропного дыхания: ознакомительный (однодневный), малый корректирующий (трехдневный), большой корректирующий (пятидневный). Особо можно выделить профессиональные тренинги по холотропному дыханию, проводимые Московским Трансперсональным Институтом (ведущий Владимир Майков) а также различные форматы использования холотропного дыхания в практической психологии (академический курс "Теория и практика трансперсональной психологии" (ЯрГУ) (автор и разработчик Владимир Козлов).
Теоретический раздел
Какой бы это не был модуль, кажется необходимым ознакомление его участников с историей использования холотропа и расширенной картографии сознания Ст. Грофа.
Ст. Гроф стал психиатром и исследователем психоделиков в середине 50–х годов. В 1954 году начал работать гидом для людей, принимающих психоделики.
В 1956 г. получил степень доктора медицины и приступил к самостоятельной исследовательской работе. На протяжении 19 лет (с 1954 по 1973 гг.) занимался легальными исследованиями психоделиков. В 1967 г. приехал в США с 15 фунтами одежды и 25 фунтами записей психоделических сессий, которые и стали основой многих его книг, включая "Области человеческого бессознательного", "Человек перед лицом смерти" и "ЛСД–психотерапия".
В 60–х годах люди принимали психоделики случайно и зачастую без какого–либо руководства, путая внутренний холотропический и внешний хилотропический опыты, что привело к осложнениям, и эти вещества стали нелегальными. Но прежде чем психоделики стали нелегальными, исследователи кое–чему научились относительно необычных состояний сознания.
Опыт необычных состояний сознания ведет за пределы уже известного в традиционной психологии.
Психиатры, принимавшие эти вещества, имели глубокие переживания, также как и их пациенты.
Внутренние переживания в необычных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с необычными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать психоделики, — это выносить материал в сознание. Если их использовать соответствующим образом под руководством опытного гида, им не присущи ни деструктивность, ни конструктивность.
Разница между большинством психотерапий и работой в необычных состояниях сознания под наблюдением заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой–либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется сидящим или ведущим.
Ст. Гроф ввел термины “хилотропический” для описания обычного сознания, ориентированного на осязаемую реальность, и “холотропический” для описания необычных состояний сознания, направленных к неосязаемой реальности. Важно различать их так, чтобы значимость одной не преуменьшались и не обесценивались при использовании логики другой. Оба состояния и обе реальности являются реальными. И взаимодействие между ними само по себе ценно. Вначале это трудно, но становится проще по мере того, как вы приобретаете больше опыта в измененных состояниях сознания.
Холотропное дыхание использует некоторые из древних техник. Оно комбинирует контролируемое дыхание и побуждающую музыку. Дыхание продуцирует естественные изменения в химии тела, которые усиливаются эффектом побуждающих звуков и вдохновляющей энергией эмоций.
Существуют кардинальные различия между расширенными состояниями сознания, вызываемыми холотропным дыханием и психоделическими состояниями сознания.
Расширенные состояния сознания,
вызванные холотропным дыханием
1. Естественный метод, некоторые считают его более безопасным; он короче по продолжительности и не оказывает отрицательного влияния на тело.
2. Параноидальных состояний обычно не возникает; вы не идете туда, куда не готовы идти.
3. Переживание разворачивается вместе с дыханием и может быть замедлено при уменьшении темпа дыхания.
4. Способность интегрировать во времени части материала, часто лучшее осознавание и способность запоминать переживание.
5. Легальность также дает больше возможности идти в переживание без преодоления внешнего страха.
Психоделические состояния сознания,
вызванные веществами
1. Часто требуется время для восстановления. Этот метод может быть непригоден для людей в стадии выздоровления от привязанности к веществам.
2. Переживание может быть подобно прогулке на американских горках, когда вы чувствуете, что движетесь настолько быстро, что не можете ни совладать с переживанием, ни понять его.
3. Движение может быть слишком быстрым для того, чтобы легко сынтегрировать переживание.
4. Более устойчиво катализирует глубокие или интенсивные переживания.
5. Нелегальность может стать причиной паранойи или смешения внешней и внутренней реальности.
Мы не будем подробно останавливаться на картах сознания Станислава Грофа и других представителей трансперсональной ориентации. В последнее время в России и странах СНГ достаточно литературы в этом направлении (18, 19, 20, 38, 54, 56, 65, 91).
После проведения лекции–беседы в своей практике я провожу инструктаж для всей группы по правилам проведения сессии холотропного дыхания.
(В качестве примера подобного инструктажа смотрите в этой книге образцец того инструктажа, который проводит Владимир Майков на своих профессиональных тренингах)