Желание помочь учителю
Учитель создаёт конфликт.
В младшем школьном возрасте взаимодействие с учителем происходит на фоне ярко выраженной потребности ребёнка быть рядом с учителем, желания быть замеченным, понравиться, порадовать успехами во всех видах заданий, рассказать обо всём.
К важным особенностям этого возраста следует отнести слабую саморегуляцию детьми своих эмоций и действий. Это выражается в непроизвольных реакциях на возникшую ситуацию в виде неожиданных и для самого ребёнка поступков, плача, обиды, иногда восторга.
У многих детей ярко проявляются неусидчивость, постоянное желание обращаться к учителю за помощью по пустякам, с разговорами о случившемся дома, неспособность сосредоточиться на выполнении заданий. Жёсткое управление учебной работой учеников на уроке, быстрый темп урока приводят к быстрому утомлению, которое проявляется по-разному: в сонливости, безразличии к заданиям, озорстве, упрямстве и т.п. Часто упрямство переходит в состояние «ступора» и проявляется в невосприимчивости к речи учителя. «Ничего не понимает, сколько раз ему говорила, как писать слово, а он всё равно делает ошибки! Ну и бестолочь!», - так часто учителя характеризуют состояние ученика. Такая оценка порождает инертность познавательной деятельности учеников, хотя некоторые, боясь наказания, выполняют задания при отсутствии интереса, внутренней сосредоточенности, внимания. Конечно, такая исполнительность не способствует формированию полноценной учебной деятельности.
На общем фоне благоприятных взаимоотношений с учителем в младшем школьном возрасте чаще встречаются мини-конфликты между учителем и учеником. В 1 классе ученик не выполняет задание, а на вопрос учителя: «Почему ты не начинаешь работать?» - отвечает: «А ты не мама и не воспитательница, и слушаться тебя не буду».
Во 2-4 классах ситуация может принять характер конфликта в зависимости от реакции на неё учителя.
« На уроке русского языка ученик не захотел красиво писать – сидел и «калякал-малякал». Учительница очень рассердилась, привела ученика к зам.директора и начала его распекать, грозила за такое письмо отправить в класс компенсирующего обучения. Угрозы относительно этого класса повторяла ученику постоянно».
Или такая ситуация.
« В начале учебного года учительница читает рассказ, в котором упоминается кошка. В этот момент мальчик мяукает. Учительница требует дневник и записывает замечание. Мальчик садится за парту и потихоньку вырывает страницу с замечанием. Учительница видит его проделки и предлагает выйти из класса. Ученик это делает с удовольствием, затем дверь открывается, и мальчик снова мяукает. Ребята смеются».
Довольно распространены ситуации, причиной которых является недостаточная регуляция ребёнком собственного поведения, а учитель расценивает эти действия как хулиганские и тем самым создаёт определённое отношение к таким ученикам их товарищей: «Вася плохой, я с ним не буду дружить, он огорчает учительницу, а вчера она его даже из класса выгнала!» Начинаются ссоры драки, «неудачник» отстаивает свою «честь», а учитель разнимает и наказывает драчуна, не видя глубины конфликта между учениками, подлинной причины его возникновения.
Боязнь школы.
В последнее время увеличилось количество ситуаций по поводу трудностей адаптации ребёнка к школе. Проявляется это по-разному: и как нежелание идти в школу, слёзы, упрямство, а иногда маленькая «месть» учителю. Вместе с тем многие из таких детей любознательны, активны, владеют учебными навыками, готовы к обучению и, надо заметить, это не всегда «домашние» дети.
Учителю надо знать не только детей, испытывающих явные трудности в адаптации, но и тех, которые испытывают скрытую тревожность; своевременно выяснить их затруднения и оказать им помощь. Иначе у таких ребят отрицательные эмоции в связи с пребыванием в школе становятся устойчивыми, и уже на старте обучения у них формируется отрицательное отношение к учёбе.
Причиной трудностей адаптации часто бывает и отсутствие навыков социального контакта при недостаточном развитии устной речи.
Берегите психику детей!
Часто ситуации принимают конфликтный характер по причине неуравновешенности нервной системы детей: такие дети легко возбудимы, часто плачут, склонны к немотивированным поступкам, быстрой смене настроения.
«Ученики 1 класса были у стоматолога. Костя боялся идти, но показать этого не хотел. Поэтому стал вести себя вызывающе, бегал по коридору, кричал, задевал ребят. На замечания учителя отвечал грубостью. В руках у него была медицинская карта. Учительница сказала: «Дай мне, пожалуйста, карту, иначе ты её сейчас порвёшь». Мальчик ответил: «Я и так её могу порвать». – «Что ж, рви», - сказала учительница. Костя, глядя ей в лицо, разорвал мед.карту.»
В этом случае учитель воспринял лишь внешний рисунок поведения ученика и не увидел в нём ребёнка, которому нужна помощь взрослого. Своим поведением он хотел обратить на себя внимание учителя с неосознанной надеждой, что его пожалеют.
Другая ситуация.
«Посередине урока в класс с плачем влетает Ваня, второклассник. Он убежал с урока физкультуры. Почему? Ученик насторожился, пере-
стал всхлипывать, затем громко, чуть не криком, сказал: «Я не трус!» Гляжу, потирает коленку. Внимательно поглядела, послушала его. Оказывается, на уроке физ-ры, во время пробега по залу, он упал, со-
драл коленку и, естественно, заплакал. Учитель физ-ры подошёл к нему, решил отвлечь его от боли, включить в дальнейший ход урока. А как? Он назвал его трусом. Ваня убежал с плачем, но не от боли, а от унижения его достоинства. Я была восхищена этим качеством.
Учитель физ-ры учил мальчика второй год, должен был знать его особенности: психика Вани очень ранима – семья на грани развода: ребёнок то у мамы, то у бабушки, очень неуравновешенный, т.к. является центром, вокруг которого идёт борьба в семье».
В этих ситуациях проявилась особенность многих учителей: ребёнка они видят и воспринимают только как ученика. При такой позиции взаимодействие сводится только лишь к чёткому исполнению требований учителя.
Приглашение к игре.
У учеников начальных классов часто возникают конфликты поступков, в основе которых лежит потребность в игре, которая ещё не потеряла для ребёнка своего очарования.
« В группе продлённого дня стали исчезать игрушки, а затем книги, письменные принадлежности, поделки детей. В один из дней воспитатель обнаружила пропажу настольных игр в больших коробках. Стали выяснять, кто это сделал, но так и не узнали. Детей убеждали, что нехорошо брать вещи без разрешения, а тем более что эти игрушки общие, однако ничего не помогло. На все шкафы были повешены маленькие замки, но они вскоре были распилены. Тогда воспитатель ГПД решила использовать такой прём. Она сказала: «Ребята, тот, кто распиливал замки, видимо, человек умелый, умеет пользоваться слесарными инструментами. Интересно только, когда же он успевает это делать и каким инструментом?» И вот встаёт ученик и говорит: «Это я делаю простым напильником в то время, когда все выходят из класса!» И он объяснил, что играет в разведчика и ему самому хотелось, чтобы его поскорее нашли, чтобы все успокоились. Игрушки он при-
нёс, т.к. они были спрятаны возле школы».
Поступки ребят в этом возрасте – приглашение учителей к взаимодействию с ними, о котором взрослые часто и не подозревают.
Желание помочь учителю.
«С начала года во 2 классе появилась новая ученица Лена. Первое знакомство с ней не вызывало никаких опасений: в личном деле отметки «5», девочка послушная, исполнительная. В конце сентября дети собрались в планетарий, но Лены среди них не было. На следующий день она объяснила своё отсутствие тем, что плохо себя чувствовала. Затем отказалась от посещения цирка и музея, сказав, что не любит цирк, т.к. там очень громко играет музыка. Как-то в конце октября ученики увидели на партах листочки, на которых детским почерком были написаны слова молитвы. Ребята их показали учительнице, она спросила: «Кто это сделал?» Лена встала и спокойно сказала: «Это сделала я, чтобы помочь им хорошо учиться и вас не огорчать». Класс молчал. Учительница на другой день пошла к Лене домой, она жила вдвоём с мамой, которая работала медсестрой; стала возмущаться поступком девочки, а мать спокойно ответила: «Я её этому не учила, а моей жизни не касайтесь!» Три дня девочка не ходила в школу».
Поступки детей в этом возрасте могут стать для учителя «рас-
крытой книгой», которая при грамотном «прочтении» помогает не только многое узнать об ученике, но и по-новому оценить свои собственные поступки.
Когда учитель видит в поступках и ситуациях проявление закономерностей возрастного и индивидуального развития ребёнка, он может разнообразить общение с ним, а не сводить его(общение) к жалобам на ученика, наказаниям, крику. В этом лишь проявляется педагогическая беспомощность из-за неумения делать анализ поступка, стремления поскорее выявить виновного и наказать.