Методические РЕКОМЕНДАЦИИ для магистрантов
1. Выполнение заданий для самостоятельной работы является обязательным условием получения экзамена.
2. Требования к оформлению доклада соответствуют стандартным, предъявляемым к рефератам. Дополнительные требования: доклад должен быть подготовлен с расчетом на выступление перед аудиторией, т.е. он должен быть рассчитан на 15 – 20 мин выступления, должен быть содержательным и доступным для восприятия слушателями. Тематика докладов определяется в соответствии с проблематикой миниконференции или круглого стола.
3. Монография для конспектирования преимущественно выбирается из предлагаемого списка.
4. Эссе пишется в свободной форме.
5. Работа с библиотечным каталогом предполагает подборку по каждой теме не менее 10-15 источников с учетом текущих поступлений литературы в библиотеку за последние 5 лет включая интернет-источники.
Задания для самостоятельной работы магистрантов
По курсу «История и методология психологии развития» самостоятельная работа магистрантов выполняется в форме индивидуальных заданий, определяемых содержанием курса в течение семестра и включает в себя:
1. Подготовка тематического доклада (сообщение) для миниконференции или круглого стола.
2. Подготовка конспекта монографии.
3. Эссе «Базовые проблемы развития в современной социокультурной ситуации»
4. Работа с библиотечным каталогом – библиографический список по каждой теме курса (должен содержать не менее 10-15 источников с учетом текущих поступлений литературы в библиотеку за последние 5 лет и включать интернет-источники).
Контролирующие материалы
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Возникновение психологии развития.
2. Место психологии развития в системе психологии.
3. Основные проблемы современной психологии развития.
4. Теории развития.
5. Предмет психологии развития и ее задачи на современном этапе.
6. Категориальный аппарат психологии развития.
7. Принципы психологии развития.
8. Закономерности развития.
9. Механизмы развития.
10. Социализация и развитие.
11. Понятие кризиса развития, его динамика и содержание.
12. Концепция развития Л.С. Выготского.
13. Отношение созревания, развития и обучения.
14. Проблема ведущей деятельности.
15. Виды ведущих деятельностей
16. Место общения в развитии.
17. Самоопределение и его значение в развитии.
18. Проблема детской субкультуры
19. Проблема периодизации развития.
20. Проблема возраста.
21. Акмеология. Акме и его факторы.
22. Основные противоречия развития человека.
23. Общение его развитие и место в развитии
24. Отношение: общение, образование, культура.
25. Личность и ее развитие.
26. Проблема развития субъекта и субъектности.
27. Проблема самосознания. Развитие самосознания и место в жизни человека.
28. Смыслы жизни и жизненный путь личности.
29. Проблема жизненного пути личности и акмеология
30. Этнопсихология детства.
31. Специфика развития ребенка в разных культурах.
Методические рекомендации для преподавателя
1. Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм, традиционных и инновационных форм проведения занятий (лекция – беседа, проектную технологию, технологии модерации, портфолио, миниконференции, элементы оргдеятельностных технологий, групповые дискуссии, визуальные презентации теоретического материала работа в малых группах, круглые столы, и др.
2. Работа студента оценивается по следующим параметрам: качество выполнения заданий для самостоятельной работы, активность работы на практических занятиях, качество доклада на миниконференции.
3. Лекции и практические занятия носят проблемный характер, используются элементы оргдеятельностных технологий.
4. При проведении практических занятий применяются диалоговые формы работы, рефлексия, подготовка тематических сообщений.
Использование технических средств обучения и вычислительной техники.
Специфика дисциплины предусматривает применение интерактивной доски, электронного ресурса. Практические занятия проводятся с использованием психодиагностических материалов, презентаций. Контроль знаний осуществляется по итогам выполнения заданий для самостоятельной работы, участия в дискуссиях, подготовки сообщений и участия в миниконференции
Элементы научно-исследовательской деятельности студентов.
Творческие задания включены в требования к самостоятельной работе, оргдеятельностная технология проведения лекций, диалоговые и рефлексивные формы работы востребуют исследовательской и творческой активности на лекциях ипрактических занятиях.
ФОНДЫ КОНТРОЛЯ
Задания для магистранта
5. Подготовка тематического доклада (сообщение) для миниконференции.
6. Подготовка реферата.
7. Подготовка конспекта монографии.
8. Эссе «Базовые проблемы развития в современной социокультурной ситуации»
9. Работа с библиотечным каталогом
Форма итогового контроля знаний студентов
Текущий контроль знаний студентов осуществляется по завершению каждой темы учебной дисциплины в формах миниконференций, круглых столов или контрольных вопросов (задания аналитического типа). По завершению изучения каждой темы также предусмотрен тестовый контроль знаний.
Промежуточный контроль. В период контрольных недель оценка знаний осуществляется посредством выполнения студентами срезовых работ в форме письменного опроса или тестовых заданий по содержанию пройденного материала.
Формой итогового контроля знаний является зачет, проводимый в форме мини-конференции. При недостаточно активном участии в обсуждении проблематики практических занятий, в мини-конференции допускается дополнительная беседа по вопросам. Вопросы представлены в рабочей программе по дисциплине.