Задание №2. Обсуждение концепции кизисов возрастного становления по Э.Эриксону
Широко известная в мировой психологии концепция «жизненных кризисов» Эрика Эриксона дает представление еще об одном крайне важном факторе судьбы человека - ВРЕМЕНИ. Э. Эриксон обратил внимание на то, что человек в поисках своего «Я» невольно должен следовать некоторым возрастным стандартам - всему свое время. Отставание в прохождении этих кризисов (решении возрастных задач) грозит дезадаптацией, снижением профессиональной успешности.
Стадии разви-тия | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
1. Раннее младенчество (от рождения до года) | ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. | НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди и его эмоциональная изоляция. |
2. Позднее младенчество (от года до 3-х лет) | САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. | СОМНЕНИЯ В СЕБЕ И ГИПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВСТВО СТЫДА. Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков (например, хождении). Слабо развита речь, сильное желание скрыть свою ущербность от окружающих людей. |
3. Раннее детство (около 3-5 лет) | АКТИВНОСТЬ. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. | ПАССИВНОСТЬ. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям и людям, подавленность, уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения. |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | ТРУДОЛЮБИЕ. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. | ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми, острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного затишья перед бурей или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилага-емых усилий при решении разных задач. |
5. Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) | ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы – планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая полоролевая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. | ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудо-вой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. |
7. Средняя зрелость (от 40-45 до 60 лет) | ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. | ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя. |
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). | ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. | ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что летит оно слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
Задание №3. Исследование показателей сформированности инстанций личности с помощью шкалы Ч. Шефера;
Инструкция: «Обведите кружочком выбранный Вами ответ (правильные в отношении Вас характеристики личности)».
1. Недоверчивый | да / нет | 31. Понятливый | да / нет | 61. Хвалящий | да / нет |
2. Бдительный | да / нет | 32. Юмористичный | да / нет | 62. Изменчивый | да / нет |
3. Суровый | да / нет | 33. Угрюмый | да / нет | 63. Снисходительный | да / нет |
4. Нелогичный | да / нет | 34. Придирчивый | да / нет | 64. Нереалистичный | да / нет |
5. Спонтанный | да / нет | 35. Проницательный | да / нет | 65. Строгий | да / нет |
6. Раздраженный | да / нет | 36. Трезвомыслящий | да / нет | 66. Целеустремленный | да / нет |
7. Увлеченный | да / нет | 37. Строптивый | да / нет | 67. Открытый | да / нет |
8. Непреклонный | да / нет | 38. Внимательный | да / нет | 68. Осмотрительный | да / нет |
9. Рациональный | да / нет | 39. Восприимчивый | да / нет | 69. Порядочный | да / нет |
10. Рассеянный | да / нет | 40. Творческий | да / нет | 70. Озабоченный | да / нет |
11. Медлительный | да / нет | 41. Непринужденный | да / нет | 71. Бездеятельный | да / нет |
12. Комичный | да / нет | 42. Упрямый | да / нет | 72. Саркастический | да / нет |
13. Верящий людям | да / нет | 43. Робкий | да / нет | 73. Экономный | да / нет |
14. Энергичный | да / нет | 44. Непрогнозируемый | да / нет | 74. Консервативный | да / нет |
15. Несдержанный | да / нет | 45. Терпеливый | да / нет | 75. Поверхностный | да / нет |
16. Разумный | да / нет | 46. Доброжелательный | да / нет | 76. Неосмотрительный | да / нет |
17. Нерациональный | да / нет | 47. Деспотичный | да / нет | 77. Жизнерадостный | да / нет |
18. Агрессивный | да / нет | 48. Забавляющийся | да / нет | 78. Умелый | да / нет |
19. Любознатель-ный | да / нет | 49. Плаксивый | да / нет | 79. Безудержный | да / нет |
20. Внушаемый | да / нет | 50. Незрелый | да / нет | 80. Благородный | да / нет |
21. Гибкий | да / нет | 51. Бессистемный | да / нет | 81. Суровый | да / нет |
22. Легко возбуди-мый | да / нет | 52. Реалистичный | да / нет | 82. Эгоцентричный | да / нет |
23. Эгоистичный | да / нет | 53. Надежный | да / нет | 83. Самобичующийся | да / нет |
24. Ворчливый | да / нет | 54. Несамостоятельный | да / нет | 84. Приказывающий | да / нет |
25. Суеверный | да / нет | 55. Самоуверенный | да / нет | 85. Уверенный в себе | да / нет |
26. Объединяющий | да / нет | 56. Отчаянный | да / нет | 86. Логичный | да / нет |
27. Самостоятель-ный | да / нет | 57. Возбудимый | да / нет | 87. Любящий спорить | да / нет |
28. Искренний | да / нет | 58. Рассудительный | да / нет | 88. С широкими интере-сами | да / нет |
29. Нерешительный | да / нет | 59. Трудолюбивый | да / нет | 89. Имеющий индивиду-альность | да / нет |
30. Дальновидный | да / нет | 60. Нецеленаправлен-ный | да / нет | 90. Легко поддающийся переменам настроения | да / нет |
Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых (форма А, приведенная в тексте практикума), для подростков и для детей. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях трансактного анализа.
Ключи (Каждое совпадение - 1 балл)
Способствующий развитию РОДИТЕЛЬ«С» (сумма «+»)
13, 16, 26, 28, 38, 39, 45, 46, 53, 59, 61, 63, 69, 80, 85
Консервативный РОДИТЕЛЬ «К» (сумма «+») 1, 3, 6, 8, 24, 25, 34, 47, 55, 65, 72, 74, 81, 83, 84
Общий результат = сумма Ыѻ - сумма Р«К» = ? (оптимум «+9»)
Рациональный ВЗРОСЛЫЙ «Р» (сумма «+») 2, 9, 21, 30, 31, 35, 36, 52, 58, 66, 68, 73, 78, 86, 89
Иррациональный ВЗРОСЛЫЙ «И» (сумма «+»)
4, 10, 11, 17, 20, 37, 42, 51, 60, 64, 70, 71, 75, 76, 87
Общий результат = сумма «л - сумма В«И» = ? (оптимум «+7»)
Позитивный ДИТЯ «П» (сумма «+») 5, 7, 12, 14, 19, 27, 32, 40, 41, 48, 56, 62, 67, 77, 88
Трудный ДИТЯ «Т» (сумма «+») 15, 18, 22, 23, 29, 33, 43, 44, 49, 50, 54, 57, 79, 82, 90
Общий результат = сумма Д«П» - сумма Д«Т» = ? (оптимум «+6»)
СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ «РОДИТЕЛЬ» - адаптивный компонент «Родителя», включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей, проявляющийся в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.
КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ - подавляющий косный, самообесценивающий Родитель. Высококритичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ведущее к разрешению проблем.
ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ - с дефектным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптированного поведения.
ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, легко адаптирующийся ребенок.
ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ - преобладают импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация».
Тема 10. Проблемное поле современной социальной психологии. Психологические особенности взаимоотношений врача и пациента. Стили и приемы эффективной деловой и межличностной коммуникации. Психологические барьеры взаимодействия врача и пациента.
Цели и задачи:формирование представлений об основных направлениях исследований в социальной психологии. Изучение социальных феноменов в больших и малых группах. Обучение эффективным навыкам коммуникации. Формирование коммуникативной компетентности.
Основные понятия:социальное мышление, социальное влияние, невербальное поведение, социальная фасилитация, социальная ингибиция, каузальная атрибуция.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Предмет, задачи и методы исследования в социальной психологии.
2. Понятие группы в социальной психологии.
3. Теория каузальной атрибуции, возможность ее использования в работе врача.
4. Вербальные и невербальные аспекты общения, возможность управления процессом общения в системе «врач-пациент».
5. Коммуникативная компетентность врача, ее составляющие.
6. Психологические барьеры общения в медицинской профессии.
Классики говорят, что .…
«В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная психология с самого начала является одновременно и социальной психологией…»
Зигмунд Фрейд
«Одиночество – величайшее зло для человека. заключение в одиночной камере, как полагают многие, является слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или маячащая вдали человеческая фигура».