Психология семейных кризисов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................................7

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ.............................................................9

1.1. Основные понятия семейной психологии.....................................................9

1.2. Общие принципы, виды и направления оказания психологической помощи семье.................................................................................................20

1.3. Основные положения психологии семейных кризисов.............................23

1.3.1. Понятие о кризисе..............................................................................23

1.3.2. Семейный кризис................................................................................25

Глава 2

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ...........................................................31

2.1. Понятие нормативного семейного кризиса................................................31

2.2. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.............................35

2.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................35

2.2.2. Диагностика........................................................................................41

2.2.3. Психологическая помощь..................................................................42

2.3. Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи......................................................................48

2.3.1. Феноменология кризиса.....................................................................48

2.3.2. Диагностика........................................................................................54

2.3.3. Психологическая помощь..................................................................56

2.4. Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры...............58

2.4.1. Феноменология кризиса.....................................................................58

2.4.2. Диагностика........................................................................................63

2.4.3. Психологическая помощь..................................................................64

2.5. Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.... 69

2.5.1. Феноменология кризиса.....................................................................69

2.5.2. Диагностика........................................................................................73

2.5.3. Психологическая помощь..................................................................74

2.6. Кризис 5. Семья, в которой выросший ребенок покидает дом..................77

2.6.1. Феноменология кризиса.....................................................................77

2.6.2. Диагностика........................................................................................80

2.6.3. Психологическая помощь..................................................................81

2.7. Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)..............................................82

2.7.1. Феноменология кризиса.....................................................................82

2.7.2. Диагностика........................................................................................84

2.7.3. Психологическая помощь..................................................................85

2.8. Повторный брак............................................................................................86

2.8.1. Феноменология кризиса.....................................................................86

2.8.2. Диагностика........................................................................................89

2.8.3. Психологическая помощь..................................................................90

Глава 3

НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ......................................................92

3.1. Понятие ненормативного семейного кризиса............................................92

3.2. Измена...........................................................................................................93

3.2.1. Феноменология кризиса.....................................................................93

3.2.2. Психологическая помощь..................................................................98

3.3. Развод.......................................................................................................... 100

3.3.1 Феноменология кризиса....................................................................100

3.3.2. Психологическая помощь................................................................ 106

3.4. Тяжелая болезнь..........................................................................................107

3.4.1. Феноменология кризиса................................................................... 107

3.4.2. Психологическая помощь................................................................ ИЗ

3.5. Инцест......................................................................................................... U7

3.5.1. Феноменология кризиса................................................................... 117

3.5.2. Диагностика...................................................................................... 126

3.5.3. Психологическая помощь................................................................ 129

3.6. Смерть члена семьи.................................................................................... 131

3.6.1. Феноменология кризиса................................................................... 131

3.6.2. Психологическая помощь................................................................ 140

Глава 4

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В СИТУАЦИИ КРИЗИСА................................................................................... 143

4.1. Диагностика структуры семьи.................................................................... 144

4.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3).............................................................................................. 144

4.1.2. Тест «Семейная социограмма».........................................................150

4.1.3. Опросник «Семейные роли»............................................................ 152

4.1.4. Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи»

и «Кинетический рисунок семьи»........................................................ 154

4.1.5. Системный семейный тест Геринга (FAST)..................................... 164

4.2. Изучение семейной истории...................................................................... 173

4.2.1. Генограмма........................................................................................ 173

4.2.2. Геносоциограмма.............................................................................. 178

4.3. Диагностика супружеских взаимоотношений .......................................... 178

4.3.1. Опросник удовлетворенности браком............................................. 179

4.3.2. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)....... 184

4.3.3. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)..................................................................................... 194

4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»........................................... 197

4.3.5. Метод диагностики межличностных отношений........................... 198

4.3.6. Методика «Мое письмо о супруге»..................................................206

4.4. Исследование семьи, ожидающей ребенка...............................................209

4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) ............210

4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»...........................................218

4.5. Диагностика детско-родительских отношений ........................................219

4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)...............221

4.5.2. Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД)...............................238

4.5.3. Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI).. 243

4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»............................253

4.5.5. Методика диагностики родительского отношения.........................265

4.5.6. Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»...............269

4.6. Диагностика эмоционального состояния членов семьи..........................282

4.6.1. Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT)..................................282

4.6.2. Шкала определения уровня депрессии............................................284

4.6.3. Методика определения уровня депрессии.......................................285

Глава 5

ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.................................................................................291

5.1. Понятие о процессуально-технических параметрах семейной терапии .... 291

5.2. Общие техники консультирования и психотерапии.................................293

5.2.1. Техники и виды слушания................................................................294

5.2.2. Техники воздействия........................................................................300

5.3. Техники семейной терапии........................................................................304

5.3.1. Социометрические техники.............................................................305

«Семейная скульптура».....................................................................307

«Семейная хореография»..................................................................309

«Семейное пространство».................................................................310

«Соломенная башня»........................................................................312

5.3.2.Структурные техники........................................................................313

«Семейный ритуал»...........................................................................314

5.3.3. Поведенческие техники....................................................................316

«Родительский семинар» ..................................................................316

«Конструктивный спор»...................................................................318

«Супружеская конференция» и «Семейный совет».........................321

5.3.4. Техники, основанные на использовании воображения..................324

«Семейные фотографии»..................................................................325

«Метафора»........................................................................................326

«Завершение предложений».............................................................327

«Сравнение ценностей»....................................................................328

5.3.5. Парадоксальные техники.........................................................330

5.3.6. Техники организации беседы в семейной терапии.........................331

Техника прослеживания последовательностей взаимодействия .... 331 Циркулярное интервью........................................................ 332

Глоссарий...................................................................................... 334

Список литературы................................................... 338

Приложение 1. Карта для сбора анамнеза и обследования ребенка...............344

Приложение 2. Анкета для родителей........................................... 350

Приложение 3. Карта приема семьи................................................. 352

Приложение 4. Психологические рекомендации людям,

пережившим утрату близкого человека........................................... 357

Приложение 5. Критерии манипулятора....................................... 359

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у специалистов отмечается высокий интерес к проблеме оказания психологической помощи семье, находящейся в кризисном состоя­нии. Во многом это обусловлено тем, что в последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Не­уклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масш­табы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим все более актуальной становится потребность семьи в профессиональной психо­логической помощи. Свидетельством данных негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологичес­кие консультации, психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом.

Работе с семьей присуща своя специфика, что обусловлено особенностями объекта психотерапевтического воздействия и, прежде всего, тем, что семья является относительно закрытой системой. Кроме того, необходимо учитывать, что семьи обладают своими социокультурными особенностями. В частности, в нашей стране семьям свойственна патриархальность, совместное проживание нескольких поколений, эмоциональная и материальная взаимозависимость членов семьи. Многие семьи являются функционально неполными, что час­тично связано с особенностями их культурно-исторического развития. Кроме того, их отличает невысокий уровень психологической культуры, проявляю­щийся в низкой мотивации на получение психологической помощи.

Как показывает наш опыт работы, к психологу чаще всего обращается один из членов семьи, и даже когда очевидна необходимость присутствия осталь­ных домочадцев, мотивировать их на совместный приход достаточно трудно. Все это создает дополнительные сложности в работе психолога с семьей. В част­ности, учет данных фактов делает невозможным прямое перенесение зарубеж­ных моделей психологической помощи семье на восточнославянскую почву.

Психологическая помощь семье выступает как относительно новая сфера деятельности практического психолога. На сегодняшний день ощущается не­достаток работ отечественных специалистов, в которых были бы систематизи­рованы знания и опыт, накопленные в области работы с семьей в ситуации кризиса. Написание данной книги было вызвано необходимостью восполнить информационный вакуум в области психологии семейных кризисов и спосо­бов их преодоления, а также систематизировать ряд вопросов, возникающих в практике семейного консультирования и терапии.

В качестве единицы анализа в данном пособии выступает нуклеарная семья, состоящая из трех человек (муж, жена, ребенок), и особенности проживания ею нормативных (связанных с переходом семьи от одного этапа жизненного цикла семьи к другому) и ненормативных семейных кризисов. Методологи­ческими основаниями для написания работы явились:

□ структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматрива­ются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

□ теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональ­ные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способ­ность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

□ теория отношений В. Н. Мясищева, в основе которой лежит представле­ние о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволившая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во вза­имосвязи их общения и взаимоотношений;

□ культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, выделяющая в развитии личности критические периоды, — она была использована нами при анализе жизненного цикла семьи.

Данное методическое пособие — результат работы авторского коллектива. Основой для его написания послужил наш практический опыт консультатив­ной и терапевтической работы с семьями и их отдельными членами. Представ­ленные здесь материалы использовались при проведении обучающих программ, тренингов и семинаров для специалистов и членов семей, обратившихся за психологической помощью.

В начале пособия содержатся теоретические и методологические положения семейной психологии и психотерапии как основы для понимания процессов, происходящих в семье. Далее представлен обзор семейных кризисов, описа­ние каждого из которых содержит феноменологию, диагностику и рекоменда­ции по оказанию психологической помощи. В отдельных главах приведены техники и приемы работы с семьей, а также специально подобранный диагно­стический инструментарий, которые, на наш взгляд, могут оказаться полез­ными в работе психолога-консультанта.

Данное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специаль­ности «Психология», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов, психологов, работающих в учреждениях образования, соци­альных работников и педагогов, а также может быть интересно тем, кто нуждается в более глубоком понимании истоков собственных семейных про­блем и способов их разрешения.

Психология СЕМЕЙНЫХ КРИЗИСОВ

Глава 1

Наши рекомендации