Способности и роли личности

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и зало­женными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.

Всякая деятельность требует от человека облада­ния специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающий определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называ­ют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психо­логическую природу, во-вторых, индивидуально варь­ируют. Все люди способны к прямохождению и осво­ению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая — по причине непсихологичности, вторая — по причине общности.

О способностях высказано очень много противо­речивых суждений, мы же попробуем рассмотреть их место в структуре личности, а также поговорим о бы­тующих на сегодняшний день мифах о них. О способ­ностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем олюбых других характеристиках личности. Вот основные из них:

1) Способности заложены в человеке от рождения;

2) Любые способности можно сформировать;

3) Люди изначально равны по своим способностям.

Один педагог в достаточно немолодом возрасте провел на себе следующий эксперимент. У него полностью отсутствовал музыкальный слух. И он начал постепенно, тратя на это очень много времени и уси­лий, разучивать по частям многоголосые фуги Баха. И он добился успеха и развил у себя очень хороший музыкальный слух. Это говорит о том, что можно сфор­мировать любую деятельность, но большими усилия­ми. Способность, по определению, это свойство лично­сти, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятель­ности без избыточных усилий. Этот пример демонст­рирует то, что можно обойтись без способностей, даже в такой сложной деятельности, но отнюдь не то, что способность можно формировать. То, что педагог у себя сформировал — это все-таки не способность.

Способности — свойство личности, индивидуаль­ные особенности людей, от которых зависит приобре­тение ими знаний, умений и навыков, а также успеш­ность выполнения различных видов деятельности.

Подчеркивая связь способностей с успешной де­ятельностью, следует ограничить круг индивидуаль­но-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более бы­строе освоение деятельности, достижение в ней боль­шей эффективности. Хотя внешне способности про­являются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, чело­век может быть хорошо технически подготовлен и об­разован, но мало способен к какой-либо деятельнос­ти. Известны, например, феноменальные счетчики — лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Способности — лишь возможность определенно­го освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных усло­вий. Без соответствующих условий (специальное обу­чение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т. д.) способности заглохнут, так и не развив­шись.

Однако знания, умения и навыки остаются внешни­ми по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развива­ются дальше, формируя в деятельности свою структу­ру и своеобразие.

В качестве примера приведем такой известный случай: на экзамене в Академию художеств В.И. Су­рикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствовали спо­собности к изобразительной деятельности. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие оп­ределенных умений и навыков рисования. В дальней­шем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию.

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быс­тро и легко человек осваивает конкретную деятель­ность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Рассматривая соотношение способностей и дея­тельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему дея­тельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, уме­ний и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения. Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

Не всякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общую структуру жизнедея­тельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот, отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей. Так, например, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, вы­нужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности.

Производственные задания или служебные обязан­ности далеко не исчерпывают творческих возможнос­тей и богатства жизненных отправлений человека.

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспи­тание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В каче­стве доказательства врожденности способностей обыч­но указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим.

В пользу наследственности способностей свиде­тельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей и т. д. Однако скорее всего в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию.

Представители другой крайней точки зрения счи­тают, что особенности психики целиком определяют­ся качеством воспитания и обучения. Сторонники дан­ного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив со­ответствующее обучение, ничем не отличались от об­разованных европейцев. Доказательства представляют также факты массового развития некоторых специ­альных способностей в условиях определенных куль­тур. Пример такого развития был обнаружен в иссле­довании звуковысотного слуха.

Звуковысотный слух, или восприятие высоты зву­ка, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту

способность с помощью специального метода, ученые обнаружили сильную недоразвитость ее примерно у одной трети русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым-вьетнамцам дало противоположные результаты: все они по показа­телям звукочастотного слуха оказались в группе лучших. По другим тестам эти испытуемые обнаружили также 100% музыкальности. Эти удивительные различия нахо­дят объяснение в особенностях русского и вьетнамско­го языков: первый относится к тембровым, второй — к тональным языкам. В результате все вьетнамцы, овла­девая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими или европейскими детьми. Пример этот по­учителен, так как показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «классической» способности, какой всегда считался му­зыкальный слух.

Конечным выводом этой концепции явилось поло­жение о том, что у каждого человека можно сформиро­вать любые способности. Однако жизненные наблю­дения и специальные исследования свидетельствуют, что нельзя отрицать природных предпосылок способ­ностей. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности. Эти врожденные анатомо-физиологические особенно­сти строения мозга, органов чувств и движения, состав­ляющие природную основу развития способностей, называют задатками.

Задатки — биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый че­ловек от рождения наделен определенными задатка­ми. Но главное здесь то, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разо­вьются, сформируются на их основе. Задатки носят гораздо более общий характер.

Вспомните комедийный фильм «Ширли-Мырли»: у всех близнецов (роль которых талантливо исполнил актер Алексей Гаркалин) были «заложены» музыкаль­ные задатки, но при этом лишь один из них професси­онально занимался музыкой и стал известным дири­жером, другой стал жуликом (заметьте!) по кличке — «музыкант» (он терпеть не мог, когда кто-либо пел и при этом фальшивил), третий стал «цыганским баро­ном» и в фильме также появляется с гитарой и поет, четвертый стал стюардом... Как видим, на основе од­них и тех же задатков могут сформироваться совер­шенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего.

Ключевым моментом здесь является практика обу­чения, реальное вхождение в соответствующую деятель­ность, в которой и развиваются соответствующие спо­собности. Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуаль­ного стиля, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и, наоборот, компенсировались его слабые стороны.

Возьмем игру в баскетбол. Существуют определен­ные задатки, благоприятствующие этому, и самый эле­ментарный из них — высокий рост. На основании этих задатков производится отбор, и люди с этими задатка­ми имеют больший шанс добиться успеха в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенсировать это за счет другого построения деятельности — или за счет развития прыгучести, или за счет развития подвижности и т. д. То есть, любая де­ятельность многовариантна и открывает путь для оп­тимального использования индивидуальных особенно­стей через развитие индивидуального стиля.

По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одним и другим лежит весь путь становления личности.

Общие способности, обеспечивающие относитель­ную легкость и продуктивность в овладении знаниями

в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере обще­ния. Одаренных людей отличает, прежде всего, вни­мательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости­жении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опи­раясь на сильные стороны своей личности. Компенса­ция может осуществляться лабо через приобретаемые знания или умения, либо через формирование типи­ческого стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широкой компен­сации одних свойств другими ведет к тому, что относи­тельная слабость какой-нибудь одной способности вов­се не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способ­ностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высоко­развитыми у этого человека.

Отдельные способности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая спо­собность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способно­стей предполагает выявление отличий между людьми и различных областях деятельности. Также можно от­метить, что каждая способность имеет различную силу, уровень, то есть, имеет количественную характеристи­ку, показывающую, в какой мере развиты они у данно­го человека по сравнению с другими людьми.

Количественная характеристика способностей — необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется на­стоятельная потребность ранжирования детей по спо­собностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения: выявления задержек умствен­ного развития, с одной стороны, и одаренности, с дру­гой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных по­казателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой.

В качестве измерения способностей используются различные тесты. Основной недостаток любого теста, в том числе и на определение уровня способностей, заключается в том, что получаемая информация свиде­тельствует лишь об уровне подготовки, о развитии профессионально важных качеств, об отношении к обследованию и т. д. Хотя эти показатели и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования успеха в деятельности, сущность способности все-таки остается невыясненной.

Способности могут различаться не только по сво­ей направленности, по качественным и количествен­ным характеристикам, но и по своему уровню и мас­штабу (см. рис. 3.4.).

способности и роли личности - student2.ru

Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряженно­го труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в лю­бой профессии предполагает психологическую готов­ность к творческим решениям возникающих проблем. Уровень мастерства в процессе деятельности изме­няется, развивается структура способностей челове­ка, формируется его личность.

Под талантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в дея­тельности. Деятельность талантливого человека отли­чается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение талантов общественно обуслов­лено. То, какие дарования получат наиболее благопри­ятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творчес­кие достижения человека составляют эпоху в жизни об­щества, в развитии культуры. Высокий уровень одарен­ности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человечес­кой культуры, без усвоения способностей многих по­колений. Овладение достижениями общественного развития совершается через других людей.

Развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятель­ностью человека по их присвоению. Способности че­ловека развиваются в деятельности.

Классифицируя человеческие способности, мы можем выделить следующие из них:

— природные (или естественные) — биологичес­ки обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление ит. д.);

— общие (умственные, тонкость и точность руч­ных движений, развитая память, совершенная речь и др.);

— специальные(музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и

ар);

— теоретические и практические;

— учебные и творческие;

— способности к общению, взаимодействию с

людьми, предметно-деятельностные, предмет­но-познавательные (иначе их называют соци­ально-обусловленные способности);

— способности межличностного характера

(умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

Патологическое снижение способностей называ­ется олигофренией. Различают три основные ее степе­ни: легкая (дебильность), средняя (имбецильность) иглубокая (идиотия)(см. рис. 3.4).

Особую остроту проблема определения способно­стей имеет в связи с выбором профессии. Историчес­ки сложились две концепции профориентации.

Первая — диагностическая— сводит выбор инди­видом профессии к определению его профессиональ­ной пригодности. Консультант при помощи тестов из­меряет способности человека и путем сопоставления их с требованиями делает заключение о его пригодно­сти или непригодности к данной профессии.

Вторая — воспитательная— концепция направле­на на подготовку индивида к профессиональной жиз­ни. Основное значение в ней придается изучению раз­вития личности в процессе овладения разными видами деятельности.

Рассматривая условия успешного развития способ­ностей в деятельности, можно выделить в качестве ос­новного раннее начало. Первые толчки к развитию спо­собностей начинаются с очень раннего физического развития.

Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умение макси­мально напрячься в деле достижения цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще всвоей деятельно­сти человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Неблагоприятные условия для развития способно­стей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехват­ка соответствующих впечатлений. При неблагоприят­ных общих условиях воспитания, например, при час­тых психических травмах, энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания. Излиш­нее принуждение может погасить спонтанную актив­ность ребенка и засушить способность.

На сегодняшний день существует большое коли­чество тестов и опросников, направленных на выявле­ние различных способностей человека. Предлагаемый ниже (тест № 15) — позволяет оценить вашу потенци­альную способность быть предпринимателем. Выбери­те наиболее подходящий для вас вариант ответа на каждый вопрос:

Наши рекомендации