Библиографический список. 1. Анциферова Л
1992. 5. 6. 7. |
1. Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.
2. Бразерс Д. Что каждая женщина должна знать о мужчинах.
М.: Автор, 1993.
3. Возрастные особенности психических функций взрослых в пери-
од зрелости (41-46 лет) Сб. научн. трудов АПН СССР НИИ общего обра-
зования взрослых. М., АПН, 1998.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир,
КрайгГ. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. М., 1994. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / Вопр. психол. 1994. № 1.
8. Она же. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
9. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Хар-
вест, 2000.
10. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, уп-
ражнения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
11. Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.
Аналитическая психология / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
12. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности / Архетип.
1995. №1.
13. Он же. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Универ-
ситетская книга», 1996.
14. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1994.
3.3. Поздняя зрелость
Если юность и взрослость мало изучены в психологии развития, то о старости известно и того меньше - продолжительность жизни увеличилась не так давно, а пенсию ввели лишь в ЗО-е годы XX в.
К. Г. Юнг о старости.К. Г. Юнг, хотя и не ставил перед собой цели создать теорию развития, тем не менее, внес свой вклад в нее тем, что об-ратил внимание на вторую половину жизни человека. К. Г. Юнг предпо-ложил, что в ней есть свой смысл и цели, отличные от периода молодости: «Человек вряд ли доживал бы до семидесяти и восьмидесяти лет, если бы подобное долгожительство не отвечало некоей цели человека как вида. Значит, вторая половина жизни тоже имеет свой смысл и цель, а не являет-ся всего лишь жалким придатком к первой. У примитивных племен, на-пример, мы видим, что хранителями мистерий и законов почти всегда бы-вают старики, которые, по сути, и сохраняют культуру племени. А как об-стоит дело у нас? Куда девалась мудрость стариков? Где их тайны и сказ-ки? У нас старики пытаются скорее подражать молодым. В Америке даже считается идеалом, если отец ведет себя как брат своих сыновей, а мать как младшая сестра своей дочери» (К. Г. Юнг).
Э. Эриксон о старости.В последней, восьмой, стадии жизни (поздняя зрелость, или старость) человек выбирает между эго-интеграцией(цело-стностью) и отчаянием(безысходностью). Ощущение интеграции эго, которое вбирает в себя приятие человеком уникального жизненного цикла с его историей побед и поражений, поддерживает ощущение порядка и значительности в личной жизни и в мире вокруг. Вместе с ощущением интеграции и целостности эго приходит осознание ценности другого об-раза жизни, даже совершенно отличного. Интеграция несет с собой пер-спективу - способность видеть человеческую жизнь в единстве и понима-ние человеческих проблем. В старости эгоинтеграция воплощается в такой добродетели, как мудрость.«Не каждый человек создает собственную мудрость. Для большинства суть ее составляет традиция, - считает Э. Эриксон. - Мудрость представляет обособленный интерес к жизни са-мой по себе перед лицом смерти». Мудрость придает аккумулированному человеческому опыту и знанию новую целостность. Люди, развившие в себе мудрость, становятся образцами интегрирования и совершенства. Они дают вдохновляющий пример для молодежи, ведущей сходный образ жиз-ни и живущей их идеалами. Чувство интеграции может также облегчить ощущение беспомощности и зависимости, характерное для преклонного
возраста.
Если человек не соответствует своей самооценке, то очень вероятно погружение его в отчаяние,и ему будет казаться, что времени слишком
мало, чтобы начать все сначала. Отчаяние проявляется в страхе смерти или в презрении к другим ценностям и их отрицании, в отрицании обществен-ных институтов и другого образа жизни.
Здесь важно отметить, что модель старости эволюционирует по мере того, как удлиняется жизнь человека, и изменяются параметры старения.
Кризис поздней зрелости
Кризис поздней зрелости, или старости, связан с тем, что у человека не остается времени, чтобы испытать иные пути, ведущие к эго-интеграции. Это, по мнению К. Г. Юнга, происходит оттого, что мало кто из людей умеет жить: «Искусство жить является самым важным и самым редким из всех искусств - исчерпать всю чашу красоты, кому это удавалось? Так что для большинства людей слишком многое остается непережитым... и, та-ким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенны-ми притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад».
Однако если цель не сзади, а там, где ей и следует быть - впереди, то для пожилого человека это не что иное, как смерть и подготовка к ней. Для того, чтобы эта цель стала осмысленной, а не ужасающей, нужна вера, по большей части утраченная образованными людьми. И тогда возникает проблема старости: «Врачевателю души пожилой человек, не способный расстаться с жизнью, кажется таким же слабым и больным, как и юноша, который не в состоянии ее построить. И в самом деле, как в том, так и в другом случае речь идет об одной и той же детской жадности, о том же самом страхе, об одном и том же упрямстве и своеволии. Как врач я убеж-ден, что, так сказать, гигиеничнее видеть в смерти цель, к которой нужно стремиться, и что сопротивление этому является чем-то нездоровым и не-нормальным, потому что оно делает вторую половину жизни бесцель-ной... С психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть - это всего лишь переходный период, часть не-известного и долгого процесса жизни».
Р. Пекк о трехподкризисах. Р. Пекк считает, что чувство полноцен-ности может развиться в полной мере, если человек преодолеет три под-кризиса:
- переоценка собственного «Я» помимо его профессиональной роли,
которая вплоть до ухода на покой у многих людей остается главной.
- осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает воз-
можность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие.
- исчезает самоозабоченность, и теперь человек без ужаса может при-
нять мысль о смерти.