К вопросу о стрелковой подготовке
Краткое вступление.
Говоря о методике огневой (стрелковой) подготовки, нельзя не признать, что у каждого подразделения имеется своя школа, свои особенности. Зачастую, вопрос качества огневой подготовки зависит от имеющейся материальной базы. Тем не менее, есть принципы, от которых отступать нельзя ни при каких обстоятельствах.
К сожалению, в России количество имеющихся специализированных методических пособий по стрелковой подготовке применительно гладкоствольного оружия очень ограничено. Это в основном зарубежные источники. Из отечественных источников все больше попадаются наставления по спортивной стрельбе. Однако каждому понятно, насколько условия применения гладкоствольного оружия в бою отличается от спорта.
Вот только некоторые из факторов, с которыми бойцу приходится иметь дело:
· работа, в том числе произведение стрельбы, в движении;
· работа по движущимся целям, целям, использующим укрытия;
· работа под встречным огнем противника;
· необходимость координирования своих действий в группе;
· работа в ограниченном пространстве, в том числе в условиях плохой освещенности/видимости;
· необходимость применять нескольких видов вооружения и специальных средств.
Из всех видов спортивной стрельбы наиболее приближена к боевой стрельба по правилам Международной Конфедерации Практической Стрельбы (IPSC). Поэтому считаю, что методика подготовки IPSC может успешно применяться и в спецподразделениях.
К чему придется привыкать при работе с гладкоствольным оружием – это довольно высокая энергия и ощутимый импульс отдачи. Правда, использование дульного тормоза-компенсатора дает уменьшение ощущаемого импульса и, как результат, фактора подбрасывания (задирания) ствола после выстрела.
Таким образом, мы еще раз убеждаемся, насколько полезен «надульник».
Специфика данного класса оружия требует правильной координации движения, положения ног и корпуса стрелка. Впрочем, уже первые выстрелы заставят даже новичка по-особому уважать это оружие и за чисто мужской его характер, и за ту работу, которую дробовик может выполнять.
I. Вводный курс.
1. Ознакомление с конструктивными особенностями образца. Техпаспорт, инструкция по эксплуатации.
2. Неполная разборка, сборка. Чистка, обслуживание.
3. Работа органов управления и основных механизмов.
4. Отработка цикла заряжения/разряжения («холодный» режим, без производства стрельбы).
5. Ознакомление с типами применяемых боеприпасов, их ТТХ.
6. Основы внутренней и внешней баллистики.
7. Комплектование образца дополнительными средствами: фонарь, прицел, прибор ночного видения, ЛЦУ и пр. Монтаж, демонтаж приспособлений.
II. Основной курс.
- Способы походного ношения гладкоствольного оружия на ремне (в условиях отсутствия угрозы):
- на правом плече, стволом вверх;
Примечание: недостаток такого способа в том, что ружье лежит поверх пистолета, носимого справа на поясном ремне.
· на левом плече, стволом вниз (африканский способ);
Примечание: данный способ удобен тем, что опущенная левая рука близко расположена к цевью, что делает перевод оружия из походного положения в боевое более удобным и быстрым.
· на груди, ремень (тактическая подвеска) через шею.
- Ношение на согнутой недоминирующей (слабой) руке: ружье прижато к нижней части груди; способ применяется для ношения оружия в условиях низкой и средней вероятности угрозы.
- Отработка навыков перевода оружия из походного положения в боевое.
- Изготовка – положение бойца в условиях появления угрозы со стороны противника. Поза, предшествующая прицеливанию. Внимание на боевую обстановку: определение потенциальной цели, положение бойцов своей группы, возможные укрытия, пути для маневра и пр.
- Прицеливание - наибольшая степень готовности к производству выстрела. Отработка приемов прицеливания из положения стоя, с колена, лежа.
- Отработка разворотов с прицеливанием по мишеням слева, справа, сзади. Особое внимание уделяется работе ног стрелка. Исходное положение – стоя, цель впереди. По команде инструктора, стрелок выполняет развороты и прицеливается. Возможны варианты: развороты с переходом из положения «стоя», в положение «с колена» или «лежа».
- Отработка навыков стрельбы в движении.Под движением понимается контролируемое перемещение от одной точки к другой при сохранении способности произвести выстрел и поразить противника. Скорость движения зависит от приобретенных навыков совмещать маневр и способность гарантированного попадания в цель.
- Отработка навыков последовательной стрельбы из гладкоствольного оружия и пистолета. Ружье лучше комплектовать тактической подвеской, чем обычным ремнем для переноски.
К разряду принципиальных можно отнести навыки стрельбы в движении
(А) вперед, с перемещением огня по фронту, удалению и возвышению;
(Б) назад, с перемещением огня по фронту, удалению и возвышению;
(В) вправо/влево, с перемещением огня по фронту, удалению и возвышению;
(Г) стрельба из-за укрытия справа и слева.
Упражнения могут усложняться, когда боец должен поражать движущиеся цели, когда на стороне противника могут оказаться заложники (опознание «свой», «чужой») и т.п.
Что потребует внимания - инстинктивная стрельба. Хотя эта методика стрельбы не является доминирующей, и предпочтение всегда отдается прицельному огню, формировать навыки уверенной инстинктивной стрельбы, безусловно, необходимо. Следует помнить, что оптимальной для такого вида стрельбы считается дистанция от 2 до 10 метров.
Для прицельной стрельбы лучше выбирать дистанции до 35 метров.
Вариантов стрелковых упражнений может быть великое множество. Чем богаче выбор комбинаций в тренировках, тем лучше будет подготовлен боец к реальным условиям.
Заключение.
Еще раз повторюсь, данный материал не претендует на универсальность и всеобъемленность. Автор хотел бы поделиться своими мыслями и взглядами на историю, некоторые конструктивные особенности, преимущества и наиболее типичные ситуации, когда гладкоствольные ружья могут выступать как особый класс стрелкового оружия.
* * *