Концептуальный анализ знаний. В общем случае процедура концептуального анализа знаний пред­полагает построение

В общем случае процедура концептуального анализа знаний пред­полагает построение модели предметной области и идентификацию механизмавывода.Этотпроцесссостоитизследующихшагов(п. 3.2.3).

1. Формирование системы понятий.

2. Выявление взаимосвязей между понятиями.

3. Установление семантических отношений.

Конкретизируем эту последовательность на примере создания ком­пьютерной интерпретации результатов тестирования по методике ММР1.

1. Формирование системы понятий.На начальном этапе в состав си­
стемы понятий вошли вербальные психологические характеристики
испытуемого. Для формирования системы понятий был использован
так называемый текстологический метод (см. п. 3.2.2). Эксперт ото­
брал всевозможные руководства по интерпретации данных теста MMР1
и совместно с инженером по знаниям выписал все употребляемые в
этихруководствахпсихологическиехарактеристики.Результатомэтой
работы явились карточки, описанные выше.

Использование именно этого метода обусловлено теми соображе­ниями, что наиболее полный словарь всех характеристик личности содержится все-таки в руководствах. К тому же это наиболее быстрый способ формирования системы понятий.

2. Выявление взаимосвязей между понятиями.Исходным материалом
для работы явились карточки, полученные при формировании систе­
мы понятий.

Установление взаимосвязей между характеристиками личности наи­более ярко иллюстрирует необходимость разработки и применения методов работы с экспертами. На прямой вопрос о том, как, к примеру, связать «тревожность» с «экстравертированностью» или с такой харак­теристикой личности, как «проявление агрессивности обратно пропор­ционально социальной дистанции», психолог дать ответ затруднялся. Кроме того, даже при беглом взгляде на огромное количество карточек

Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

(их оказалось около 1050), можно было отметить две особенности, кото­рые существенным образом затрудняли дальнейшую работу. Первая осо­бенность - это полная разнородность характеристик личности. Есте­ственно, что искать взаимосвязи легче при наличии однородности единиц смысловой информации. Вторая - это обилие синонимии, ко­торая появилась вследствие того, что при выписывании психологичес­ких характеристик на карточки были использованы различные руковод­ства по интерпретации теста MMР1, иногда описывающие одно и то же свойство разными словами. Наличие большого количества синонимов затрудняло процесс выявления других взаимосвязей.

Для установления взаимосвязей между психологическими характе­ристиками были использованы оба варианта метода сортировки кар­точек (п. 3.2.4).

Эксперимент 1. Сортировка карточек по заданным критериям. В ка­честве критериев сортировки были выбраны пункты (или вопросы) психодиагностического заключения. Психолога попросили разложить карточки по разделам («карманам») психодиагностического заключе­ния. К сожалению, после частично проделанной работы стало ясно, что это вариант тупиковый, так как получаемая классификация ока­зывается перекрестной. Одни и те же карточки можно было разложить по разным «карманам», и психолог затруднялся, какому «карману» от­дать предпочтение.

Эксперимент 2. Неудача предыдущего эксперимента навела на мысль выполнить сортировку карточек, используя в качестве крите­рия интуитивное понимание психологом близости характеристик лич­ности. Этот критерий оказался более удачным. Работа была продела­на. Карточки (понятия) оказались сгруппированы, а сами группы получили название «контекстов».

Таким образом, под «контекстами» понимаются группы вербаль­ных психологических характеристик, каждая из которых отражает не­которое представление психолога об их близости.

Каждому контексту было дано название. Имена контекстов тоже были сгруппированы и соотнесены с разделами психодиагностического заключения. Контексты строились так, чтобы каждая характеристика личности попала в один и только один контекст. Если внутри контек­ста характеристики личности укладывались в шкалу, то их расположе­ние упорядочивалось следующим образом.

П ри ме р. Имя контекста: характеристики поведения, отражающие самовосприятие и самооценку (проекция в социальном поведении об­раза «Я»).

Компьютерная психодиагностика

Характеристики личности:

1. Робость.

2. Застенчивость.

3. Скромность.

4. Отсутствие застенчивости.

5. Хвастливость.

6. Беззастенчивость.

Эксперимент 3. Группировка контекстов. В данном случае выясни­лось, что некоторые контексты хорошо группируются в более крупные блоки, которым, соответственно, можно дать имена.

П р и м е р.Имя одной из группировок контекста: Эмоциональность Контекст ..Динамические особенности эмоций:

□ повышенная эмоциональная реактивность;

□ высокая способность к вытеснению тревоги.

Контекст2. Особенности эмоциональной экспрессии:

□ яркость эмоциональных проявлений.

Ко н т е к с т 3.Характеристики эмоционального реагирования на фрустрацию; фрустрационная толерантность:

□ пониженная помехоустойчивость;

□ неустойчивость в стрессе.

После проделанной таким образом работы появились понятия бо­лее высокого уровня обобщенности, которые в конце концов доволь­но легко можно было разложить по разделам психодиагностического заключения.

3. Установление семантических отношений.Для выяснения типа вза­имосвязей (семантических отношений) между именами контекстов (метапонятиями) и соответствующими психологическими характери­стиками был использован описанный в п. 3.2.4 прямой метод установ­ления семантических отношений.

Эксперимент 4. Психолога попросили связать имя контекста с со­ответствующими характеристиками личйости. Другими словами, не­обходимо было составить полное предложение, в котором имя контек­ста и характеристики личности, определяющие этот контекст, были бы связаны между собой некоторым глаголом-связкой.

Пример. Имя контекста: эгоцентрическая-социоцентрическая направленность личности. Характеристики личности:

1. Обнаженный эгоцентризм.

2. Эгоцентризм.

Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик

3. Эгоизм.

4. Равнодушие к чужим проблемам.

5. Холодный индивидуализм.

6. Высокая степень выраженности индивидуальности в поведении.

7. Тенденция к подавлению эгоцентрических мотивов в поведении.

8. Отказ от реализации эгоцентрических установок в сложной си­туации.

9. Склонность к альтруистическим проявлениям.
Ю.Альтруизм.

Предложение: Эгоцентрическая направленность личности про­является в (1), или в (2), или в (3) и т. д. (цифрами обозначены соответ­ствующие номера характеристик).

Глагол-связка: «проявляется в»

После проделанной над каждым контекстом изложенной выше процедуры оказалось, что глаголы-связки в основном такие: «прояв­ляется в», «характеризуются», «определяют» и др. Отсюда вытекаеттип взаимосвязи между именами контекстов и соответствующими харак­теристиками личности: отношение принадлежности.

На языке описания концептуальных моделей предметной области в виде графических изображений, представленном в п. 2.4, такая струк­тура будет изображаться в виде кластера (рис. 3.22).

Кроме того, анализ структуры каждого контекста позволил выде­лить контексты двух типов: «четкая шкала» и «размытая шкала».

Четкая шкала представляет собой тип контекста, характеристики личности которого составляют шкалу. В этом случае тип взаимосвя-

Контекст

Концептуальный анализ знаний. В общем случае процедура концептуального анализа знаний пред­полагает построение - student2.ru

Наши рекомендации