ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7. ЦЕЛЬ: Формирование умений исследования личности при помощи модифицированного формы

ЦЕЛЬ: Формирование умений исследования личности при помощи модифицированного формы «В» Фрайбургс­кого личностного опросника (FPI).

Опросник FPI (Авторы: И. Фаренберг, X. Зарг, Р. Гампел) содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество воп­росов в опроснике — 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I—IX являются основными, или базо­выми, а X—XII — производными, интегрирующими.

Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Опросник предназначен для широкого круга испытуе­мых, допускает индивидуальное и групповое предъявление задания. Время выполнения от 20 до 50 минут. Оценка про­изводится с помощью шаблонов, полученный первичный индивидуальный результат переводится на производный показатель. На оценочном бланке можно наглядно изобра­зить выраженность отдельных факторов.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выра­женному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II(спонтанная агрессивность) позволяет выя­вить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсив­ного поведения.

Шкала III. (депрессивность) дает возможность диагнос­тировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответ­ствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоя­нии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетель­ствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склон­ностью к эффективному реагированию

Шкала V (общительность) характеризует как потенци­альные возможности, так и реальные проявления социаль­ной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоян­ной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стрессовых факторов обыч­ных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположен­ность к стрессовому реагированию на обычные жизнен­ные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тре­вожности, скованности, неуверенности, следствием чего яв­ляются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать от­ношение к социальному окружению и уровень самокри­тичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружа­ющими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной по шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемо­го при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

С помощью статистических операций были прибавлены еще три фактора:

Е — экстраверсия-интроверсия, N — эмоциональная лабильность-устойчивость, М — мужественность-женствен­ность,

Шкала X (экстраверсия-интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие — выраженной интровертированнос ти (фактор связан с пятью шкалами теста, прежде всего со шкалой № 5 - общительность и № 2 - спонтанная агрес­сивность).

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оцен­ки указывают на неустойчивость эмоционального состоя­ния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, по­вышенной возбудимости, раздражительности, недостаточ­ной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состоя­ния как такового, но и хорошее умение владеть собой (фак­тор связан с четырьмя шкалами, главным образом со шка­лой № 3 - депрессивность и № 4 - возбудимость).

Шкала XII (маскулинность-фемининность). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической дея­тельности преимущественно по мужскому типу, низкие — по женскому (фактор связан с семью шкалами, главным образом со шкалами № 1 -нервность и № 8 — искрен­ность).

Опросник используется в 4 версиях:

Общая форма (С) — содержит 212 вопросов, требует больше всего времени, ее преимуществом является то, что на один фактор направлено больше вопросов. Ее выгодно использовать тогда, когда у нас много времени и нет опас­ностей, что испытуемые из-за недостаточного интереса бу­дут выбирать случайные ответы.

Формы А и В альтернативны, каждая содержит 114 воп­росов, высказываний, гадится для повторного тестирования и группового предъявления теста,

Сокращенная форма — К — состоит из 76 вопросов. Ее преимущество в том, что она коротка и быстро выполняет­ся. Все версии взаимно высоко коррелируют и тем самым пoдfвepждaют обоснованность их самостоятельного пове­дения.

ПОРЯДОК РАБОТЫ. Исследование может проводить­ся индивидуально либо с группой испытуемых. В после­днем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдель­ный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процес­се работы. Психолог кратко излагает цель исследования и правила работы. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость вза­имных консультаций по ответам в процессе работы и ка­ких-либо обсуждений между собой. После этих разъясне­ний психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опрос­ником.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Первая процедура касается получения первичных, или «сырых», оценок. Для ее осуществления необходимо подго­товить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются «окна» в клетках, соответствую­щих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный ис­следуемый ответный лист. Подсчитывается количество от­меток (крестиков), совпавших с «окнами» шаблона. Полу­ченные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество____________________

Дата ____

Возраст _

Профиль личности

Номер шкалы Первичная оценка Стандартная оценка, баллы
    9 8 7 6 5 4 3 2 1
I                    
II                    
III                    
IV                    
V                    
VI                    
VII                    
VIII                    
IX                    
X                    
XI                    
XII                    

Вторая процедура связана с переводом первичных оце­нок в стандартные оценки 9-бальной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обо­значаются в соответствующем столбце протокола нанесе­нием условного обозначения (кружок, крестик и др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каж­дой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, полу­чим графическое изображение профиля личности.

Наши рекомендации