Домашнее задание: составить схему артикуляционных упражнений для губ
Составить конспект индивидуальных занятий по развитию артикуляции
Коррекция дефектов свистящих и шипящих звуков.
Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется по двум направлениям:
1. развитие функций речеслухового анализатора;
2. развитие функций речедвигательного анализатора.
Развивая функции речеслухового анализатора, ребёнка учат слышать звук, выделять на фоне других, отличать от сходных, определять место положения звуков в слове, количество и последовательность. Вся работа ведётся без проговаривания. Ответ ребёнка выражается двигательными реакциями. Чуть запаздывает, а затем параллельно осуществляется работа речедвигательного анализатора в виде артикуляционной гимнастики, на которую делается основной упор.
Коррекция свистящих звуков.
I.Комплекс упражнений для губ:
1. « улыбка» - равномерное растягивание губ с оскалом зуб;
2. «хоботок» или «трубочка» - вытягивание губ вперёд;
3.чередование: « улыбка»- «трубочка».
II.Комплекс упражнений для языка:
1.упражнения для распластывания языка:
- Просунуть язык между зубами, прикусить его, многократно произносить «та» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка).
- Просунуть язык между губами, помять его губами, многократно произносить «па» (после 5-6 повторений рот оставить полуоткрытым, зафиксировать широкое положение языка).
- Шёпотом пропевать гласный «И» (при порезах – лёгкое «жевание» языка с одной стороны, если двусторонний порез – с 2-х сторон).
2.упражнения для кончика языка:
- Положить кончик языка на нижнюю губу, за нижнюю губу, за нижние резцы и удержать положение.
- Положить кончик языка на верхнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы и удержать положение.
- Положить кончик языка на верхнюю губу, на нижнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за верхние резцы, за нижние резцы и удержать положение.
- «горка» или «мостик».
- Построить «мостик»- сломать.
III. Упражнение на выработку центральной воздушной струи.
1. Подуть на кончик высунутого языка (тактильный контроль).
2. Подуть на кончик высунутого языка в бутылочку.
3. Свернуть язычок трубочкой и подуть по центру языка (накладывается длинная деревянная спица или используется стержень ручки , необходимо вдохнуть воздух, боковые края языка рефлекторно сворачиваются, спица убирается и ребёнок выдыхает в свёрнутый трубочкой язык).
Коррекция шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика.
I.Комплекс упражнений для губ: (смотри свистящие).
II.Комплекс упражнений для языка:
- упражнения на распластывание языка (смотри свистящие);
- «слизывание» в 2-х вариантах:
1. слизывание с верхней губы кончиком языка внутрь ротовой полости;
2. круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губе ( лучше под счёт).
- локальные, универсальные упражнения;
- «чашечка» сначала вне ротовой полости, затем в ротовой полости; т. о. можно положить что-нибудь на язык.
III. Комплекс упражнений на выработку центральной воздушной струи.
(смотри свистящие) + упражнение «фокус» - кончик языка поднимается наверх и дуется.
Коррекции Р – Р'.
Артикуляционные упражнения.
I. Упражнения для губ (смотри свистящие).
II. Упражнения для языка.
1.упражнения для распластывания языка:(смотри свистящие);
2. упражнения для кончика языка:(смотри свистящие + шипящие); 3.упражнения установку кончика языка и подготовку его к вибрации:
- «орешек» - перекатывание языка в ротовой полости с упором кончика языка в слизистую щели;
- «маляры» - кончиком языка прогладить всё нёбо, начиная от верхних резцов;
- «щёлканье» или «цоканье» языком;
- «грибок» - присасывание всего тела языка к твёрдому нёбу (выдох);
- «пулемётик» - кончиком языка сильно и многократно ударяться в альвеолы, произнося звук ( Д ), при этом язык находится наверху, работает только кончик языка.
III. Упражнение на выработку центральной воздушной струи: (смотри свистящие + шипящие).
Коррекция дефектов ламбдацизмов.
Артикуляционная гимнастика.
I.Комплекс упражнений для губ: (смотри свистящие).
II.Комплекс упражнений для языка:
1.для выработки узкого языка:
- язык «лопатой» - распластанный лежит на губе;
- язычок «иголочкой» или «жалом» - дотянутся до пальца;
- чередование: «лопатой» - «иголочкой» (язык широкий - узкий).
2.упражнения для кончика языка: (смотри свистящие).
- « балтушка» - быстрые движения кончика языка по верхней губе внутрь ротовой полости;
- « парус» - язык узкий с поднятым кончиком наверх и прижат к верхним резцам, боковые края опущены.
Методы коррекции дефектов смягчения.
В развитии функции речеслухового анализатора особое внимание уделяется различению твёрдых и мягких звуков на слух. В развитии функции речедвигательного анализатора предполагается артикуляционная гимнастика из одного единственного упражнения - на выработку произвольных движений средней части спинки языка.
А именно: среднюю часть спинки языка выгнуть вверх, кончик языка прижать к нижним резцам. В случае невыполнения движения можно использовать механическую помощь.
Для подъёма средней части спинки языка (спичкой) нажать на кончик и на переднюю часть спинки языка, в результате чего средняя часть спинки языка рефлекторно поднимается или сокращается.
Для опускания средней части спинки языка (шпатылем) нажать среднюю часть спинки языка. После этого идёт работа, направленная на артикуляцию звуков либо по подражанию, либо с использованием механической помощи.
Методы коррекции дефектов звонкости.
В качестве подготовительных упражнений для выработки правильной работы голосовых складок используется следующее:
1. Поочерёдное воспроизведение, то беззвучного вдоха и выдоха, то стона при вдохе и выдохе.
2. Поочерёдное воспроизведение гласных звуков, то шёпотом, то голосом, произносимых как длительно, так и отрывисто.
Эти упражнения обязательно проделываются с тактильным контролем. Если дефекты звонкости встречаются и среди смычных и среди щелевых, то работа начинается с коррекции щелевых звуков, т.к. работа голосовых складок при их произнесении более длительна и более ощутима.
Общий приём.
Постепенный переход от гласных к звонким согласным.
Реализуется следующим образом:
Длительно произносится гласный звук, сначала шёпотом, затем с голосом, после чего таким же образом произносится нужный согласный, порядок этих условных раздражителей сам становится условным раздражителем. Приём осуществляется с обязательным тактильным вибрационным контролем.
Частные приёмы.
Для получения щелевого звука ( В ).
Через сближенные губы создаётся гудящий звук, путём продувания воздушной струи, в работу включаются голосовые складки, после чего ребёнку показывается правильная работа губ.
Для получения щелевого звука ( З ) и ( Ж ).
Переход от глухих звуков к звонким. С опорой на слух, по ассоциации – ссссзззз -
комарик, шшшжжжж- жук.
Для коррекции взрывных существуют общие и састные приёмы.
Общий приём.
Постепенный переход от гласных к звонким согласным.
Реализуется следующим образом:
Отрывисто произносится гласный звук, сначала шёпотом, затем с голосом, после чего таким же образом произносится нужный согласный (ппппбббб).
Частные приёмы.
Для получения звука ( Б ).
Через сближенные губы создаётся гудящий звук, путём продувания воздушной струи, в этот момент указательным пальцем ударяется нижняя губа снизу, она двигается вверх-вниз. После 5-6 повторений ряд заканчивается гласным. Затем движения пальцем постепенно сокращаются.
Для получения звука ( Д ).
Ребёнок произносит слоговой ряд (ба-ба-ба), который заканчивается слогом (да). Затем слоговой ряд сокращается и произносится слог только (да).
Для получения звука ( Г ).
От звука (Д), но нижнего варианта нормы. Произносится слог ( да ) и в момент произнесения шпатылем или чистым пальцем язык отодвигается назад, до образования смычки между корнем языка с задним краем твёрдого нёба.
. После постановки звуки автоматизируются, и проводится звукопроизносительная дифференциация.
Коррекция заднеязычных звуков.
Чаще всего проводится коррекция от вспомогательных звуков и в их качестве используются те звуки на которые заменяются заднеязычные .
( К ) от ( Т ) нижнего варианта нормы.
Произносится слог ( ТА ) и в момент произнесения шпатылем отодвигается язык назад, образуя смычку заднего нёба.
Звук ( Г ) – путём озвончения.
Звук ( Х ) :
- при опоре на безусловно-рефлекторные движения (согреть руки на выдохе), (как смеялся мальчик ха-ха-ха);
- от ( К ), произносится звук ( К ) и с силой длительно подуть воздушную струю;
- от ( С ), произносится слог ( СА ) и в момент произнесения шпатылем отодвигается язык назад до образования щели между корнем языка и задним краем твёрдого нёба.
В случае бокового произнесения звуков-
-проводятся артикуляционные упражнения на разрабатывание боковых краёв языка и его распластывание (смотри свистящие).
Звук после постановки автоматизируется и в случае замены обязательно дифференцируется в произношении.
Методы коррекции звуа Й.
1.Научиться слышать звук.
Постановка, как правило, от вспомогательных звуков:
- от ряда гласных « АИА», при убыстрении темпа их произнесения ( на едином выдохе );
- от звука ( З' ) – произносится звук ( З' ) и в момент произнесения шпатылем нажимается на кончик и переднюю часть спинки языка, в результате средняя часть спинки языка рефлекторно поднимается.
В случае бокового йотацизма
-проводятся артикуляционные упражнения на разрабатывание боковых краёв языка и его распластывание (смотри свистящие).
Если с помощью этой коррекционной работы звук не поставился, идёт постановка с механической помощью и с помощью специальных приёмов. Затем звук автоматизируется и дифференцируется в произношении.