Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента
Воспроизведение показаний на месте может являться как самостоятельным следственным действием, таки разновидностью следственного эксперимента и сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий.
Основная цель воспроизведения показаний - получить дополнительную информацию по отношению к той, которая уже получена в ходе допроса данного лица.
При воспроизведении показания у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. Находясь на месте происшествия среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл сказать.
Следователь в ходе воспроизведения показаний может получить информацию значительно большую, нежели при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает. В ходе воспроизведения показаний следователь нередко ставит перед собой задачи по проверке достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми. Поэтому в ходе воспроизведения показаний часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было бы трудно или невозможно.
Поскольку воспроизведение показаний производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.
В качестве оснований для проведения проверки показаний на месте выступают:
1) необходимость обнаружения места происшествия;
2) необходимость установления пути следования;
3) установление места нахождения имеющих значение для следствия предметов;
4) установление неизвестных следствию лиц;
5) установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия;
6) установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;
7) установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Успешное воспроизведение показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (специалисты, конвой, понятые и др. ), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.
При подготовке к воспроизведению показаний следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих психологический аспект. В первую очередь нужно правильно выбрать время воспроизведения показаний. После дачи обвиняемым правдивых показаний следует его готовить к выезду на место происшествия (если в этом есть необходимость); промедление в несколько дней, а тем более недель может привести к утрате психологического контакта с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Это положение особенно важно, так как проверка показаний на месте может быть осуществлена только в том случае, если лицо, чьи показания проверяются, выражает согласие участвовать в этом следственном действии, рассказать о тех или иных совершенных им действиях (или воспринимаемых им), продемонстрировать при необходимости эти действия, дать требуемые пояснения и т. д.
Следует также учитывать и отрицательное влияние, которое подчас оказывают на позицию обвиняемого лица, чьи показания подлежат проверке, окружающие его лица (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).
Иногда люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине, испытывают большие трудности, рассказывая об этом же самом группе людей. Предвидя это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу- разъяснить порядок про-
верки показаний на месте, рассказать, кто участвует в этом следственном действии, какие функции будут выполнять.
Поскольку одна из задач следствия при производстве проверки состоит в стимулировании дачи обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем правдивых показаний и предотвращении отказов от дачи показаний, элемент изобличения лица, чьи показания проверяются, либо должен вообще отсутствовать, либо быть сведен до минимума.
Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно. Они должны знать, что участие в проверке требует длительного времени, и располагать им.
Проведение следственного эксперимента требует тщательной психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он мог бы обрести внутреннюю убежденность в необходимости воспроизведения тех же действий, в тех же условиях и с помощью тех же средств(инструментов, приспособлений и т. п. ), к которым он когда-то готовился и осуществлял в момент совершения преступления.
При подготовке следственного эксперимента необходимо учитывать не только общие физические и психические данные, характеризующие его участников, но и их психосоматическое состояние на момент произведения опытов. Заболевание, тревога, опасение и даже простая утомляемость могут существенно снизить восприятие происходящих процессов.
Первоочередной задачей для следователя является установление с обвиняемым надлежащего психологического контакта (если он к этому моменту не был установлен). Непреложное условие проведения следственного эксперимента - чистосердечное признание обвиняемого в совершенном им преступлении, что свидетельствует о внутренней его готовности к этому следственному действию.
Если обвиняемому предстоит демонстрация таких действий, которые требуют от него высокого мастерства(например, изготовление фальшивых денег, вскрытие сложных запирающихся устройств и т. п. ), то в этих случаях следователю не запрещается несколько"подогреть" тщеславие обвиняемого, естественно, не забывая при этом о воспитательном воздействии на него.
В тех случаях, когда при постановке следственного эксперимента проверяемого нельзя вернуть в прежнее состояние (которое было характерным для него на момент восприятия проверяемого события), следователь при оценке результатов эксперимента должен вносить соответствующие поправки, которые нивелировали бы разность этих состояний.
Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента - воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события максимально приближенно к проверяемому. Это касается и используемых в эксперименте материальных объектов, и условий, в которых они должны проявить те или иные качества.
Психология обыска
Обыск- следственное действие, одним из доминирующих элементов которого является принуждение по отношению к обыскиваемому. Он заключается в принудительном обследовании помещений и сооружений, приусадебных участков, одежды и тела отдельных лиц в целях отыскания и изъятия имеющих значение для дела объектов. Принудительный характер обыска и противоречие целей у лиц, принимающих в нем участие, обусловливают конфликтную ситуацию. Кроме того, для обыска характерно отсутствие постоянного диалога с лицом, располагающим необходимой информацией, отсутствие контакта (обыскиваемый часто уже в силу одной ситуации обыска склонен отрицательно относиться к следователю).
Все перечисленные выше факторы затрудняют получение следователем информации о месте нахождения спрятанных предметов, поэтому он должен использовать факторы, способствующие успеху обыска: подготовку к производству обыска, наблюдение и правильный анализ результатов этого наблюдения, ряд личностных качеств и навыков следователя, которые при производстве обыска могут способствовать его успеху.
Положительные или отрицательные результаты обыска нередко предопределяются подготовкой к этому следственному действию. Хорошая подготовка обеспечивает своевременное начало этого действия, планомерность его проведения, уверенность в успехе, которая возникает у его участников. Отсутствие подготовки или плохая подготовка могут привести к случайным, бессистемным поискам, нескоординированности действий обыскивающих и в конечном счете - к чувству неуверенности в успехе.
В ходе подготовки к обыску следователю рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
• что следует искать. Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах и т. д. );
• что представляет собой объект, который подлежит обыску, площадь объекта, рельеф объекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и их расположение, мебель и ее расположение и т. д. ;
• кто кроме обыскиваемого может находиться на объекте в момент обыска;
• каково (искусственное или естественное) освещение объекта обыска;
• имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектор и т. п. );
• где могут находиться искомые предметы;
• кто будет производить обыск;
• какие технические средства и другие материалы следует взять с собой и т. д.
Чем подробнее следователь разработает план обыска и решит все организационно-тактические вопросы до его начала, тем меньше неожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем больше шансов на успех при его проведении.
Один из приемов, обеспечивающих успех обыска, заключается в его внезапности для того, у кого он производится. Для этого необходимо:
• определить наиболее подходящее время для обыска;
• участникам обыска скрытно прибыть на место;
• внезапно проникнуть в помещение, подлежащее обыску. 1
Основной способ получения информации при обыске - наблюдение и анализ его результатов. При обыске следует наблюдать за всей обстановкой на объекте, за поведением и обыскиваемого, и обыскивающих. В последнем случае кроме самонаблюдения рекомендуется заранее договориться о наблюдении друг за другом "со стороны".
Особенно много информации может дать наблюдение за поведением обыскиваемого, которое определяется следующими факторами:
• находясь в такой ситуации, он прогнозирует свое будущее в зависимости от результатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого в состояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремится скрыть;
• приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов (например, похищенных вещей) приводит к акцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событием преступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться на поведении обыскиваемого.
При наблюдении за обыскиваемым следует обращать особое внимание на невербальные проявления его психического состояния (жесты, мимика, пантомимика, покраснения кожных покровов, тремор рук, бегающие глаза, суетливость и т. д. ), которые часто являются индикатором приближения обыскивающего к опасному месту или удаления от него.