Тема 5. Личность профессионала
72. Модель специалиста по А.К. Марковой.
Модель специалиста – это отражение:
l объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств;
l знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.
Различают:
- модель специалиста (работающего, функционирующего);
- модель подготовки специалиста.
73. Профессиограмма специалиста.
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) - этосистема признаков, описывающих профессию, включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых к этой профессии.
74. Профессионально–должностные требования.
Профессионально – должностные требования– этоминимально необходимые знания и умения для выполнения определённых профессиональных задач.
75. Квалификационный профиль.
Квалификационный профиль– этознания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда.
76. Модель деятельности психолога по Аллену — Абрамовой.
Основные качества психолога | ||
Квалифицированного | Неквалифицированного | |
1. Цеди психологической помощи | ||
Ориентирует клиента в его целях, предлагая ему максимально возможное число вариантов поведения; свою задачу видит в расширении возможностей клиента. | Преследует свои цели, использует клиента для реализации собственных склонностей, демонстрации своей исключительности или решения собственных проблем. | |
2. Отклики и реакции в ситуации профессиональной деятельности | ||
Дает разнообразные вербальные и невербальные отклики; избегая оценочных суждений, дает конструктивную обратную связь. | Демонстрирует типичный, шаблонный стиль общения, дает стереотипные оценки. | |
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога | ||
Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность многомерного ее описания в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций. | Не имеет ясной концепции или имеет одну, содержание и происхождение которой не рефлекси-рует и ясно не осознает. | |
Основные качества психолога | ||
Квалифицированного | Неквалифицированного | |
4. Культурная продуктивность практического психолога | ||
Способен к выработке множества идей и моделей поведения как в своей культуре, так и в рамках других культур, что позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. | Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь через содержание своей Я-концепции (часто неадекватной). | |
5. Конфиденциальность | ||
Четко рефлексирует содержание получаемой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны. | Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденциальной информации. | |
6. Ограничения в деятельности практического психолога | ||
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с представителями смежных профессий и коллегами. | Работает без ограничений, берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает все свои действия правильными. | |
7. Межличностное влияние в работе практического психолога | ||
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает результаты межличностного влияния. | Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентом. | |
8. Человеческое достоинство | ||
Уважение достоинства клиента — это аксиома. В частности, обеспечивает адекватность для клиента используемого психологического словаря. | Может демонстрировать неуважительное или даже оскорбительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, перегружая речь специальной терминологией. | |
9. Обобщенная теория | ||
Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, постоянно осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психологической помощи, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. | Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зрения, принимает известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления. | |
Основные качества психолога | ||
Квалифицированного | Неквалифицированного | |
10. Отношение к обобщенной теории | ||
Видит в теории отражение реальности, которое может меняться в зависимости от изменения психологической реальности клиентов, осознает факт существования в любой теории предмета и разных способов его описания. | Игнорирует способы мышления авторов разных теорий, не выделяет предмета теории и способов его описания,не соотносит свою теорию с другими. |
77. Профессиональная компетентность психолога по В.Н. Карандашеву.
- профессиональные знания,
профессиональные умения,
профессиональные навыки;
способности.
78. Профессиональные умения психолога.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники». Профессиональные умения предопределяют успешность практического психолога, его способность применять психологические знания на практике.
79. Профессиональные навыки психолога.
Профессиональные навыки - это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Профессиональные навыки это профессиональные действия, которые позволяют психологу легко и уверенно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
80. Профессиональные умения и навыки психолога-исследователя.
энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;
3) дисциплинированность;
4) способность к критике и самокритике;
5) беспристрастие;
6) умение ладить с людьми.
81. Профессиональные умения и навыки практического психолога.
Умения организовывать и лично проводить:
Ø психологическую диагностику;
Ø психологическую профилактику;
Ø психологическое консультирование;
Ø психологическую коррекцию;
Ø развивающую работу;
Ø психологическую реабилитацию;
Ø психологическое просвещение.
82. Профессиональные умения и навыки преподавателя психологии.
Ø Умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
Ø Владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
Ø Умение доступно объяснять учебный материал, обеспечивать его понимание и усвоение студентами;
Ø Обладание наблюдательностью, требовательностью и умением понять студента;
Ø Умение создавать и поддерживать мотивацию студентов;
Ø Учтет возрастных, социально-психологических особенностей аудитории.
83. Профессиональные способности психолога.
l Психологическое просвещение – это распространение психологических знаний и повышение психологической культуры населения, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в жизни и практической деятельности
l Психологическая профилактика (др.-греч. prophylaktikos — предохранительный) – это работа по предупреждению социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения, снижению нервно-психической заболеваемости среди населения
l Психодиагностика (от греч. ψυχή — душа, и греч. διαγνωστικός — способный распознавать) – этоизучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей и постановка психологического диагноза.
l Психологическое консультирование или психологический консалтинг (англ. consulting – консультирование) – это обеспечение человека необходимой информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах жизни.
l Развивающая работа – это вид деятельности практического психолога, направленный на дальнейшее развитие качеств, способностей, умений человека
Коррекционная работа или психокорре́кция(лат. correctio — исправление) -это целенаправленное, длительное, глубокое воздействие психолога на определенные психические функции, качества или формы поведения личности, направленное на преодоление отклонения, приведение показателей в соответствие с возрастной или иной нормой
l Профессиональные умения психолога включают в себяспособность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей.
Профессиональные навыки психолога– этоупрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу.
84. Личностные качества психолога- исследователя.
l коммуникативные качества (умение понимать других людей, вступать в диалог и д.р.);
l концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
l открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
l эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
l аутентичность (греч. authentikys — подлинный) поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
l энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις — «вдохновение», «восторг», «воодушевление») и оптимизм (от лат. optimus — наилучший) , вера в способности участников группы к изменению и развитию;
l уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
l уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
l богатое воображение, интуиция;
l высокий уровень интеллекта.
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей
85. Личностные качества практического психолога.
) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;
2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;
3) дисциплинированность;
4) способность к критике и самокритике;
5) беспристрастие;
6) умение ладить с людьми.
86. Личностные качества преподавателя психологии.
l Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.
l Профессиональное и личностное развитие психолога продолжается в течении всей профессиональной жизни.
87. Противопоказания для профессионального занятия психологией.
Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo — ненавижу и ánthropos — человек).
2. Откровенное психическое нездоровье.
3.Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.
4. Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.
88. Индивидуальный стиль психолога.
У опытных специалистов неизбежно формируется индивидуальный стиль трудовой деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности – это целесообразная систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат» (В.С. Мерлин)
«Парадокс» освоения профессиональной деятельности в ходе формирования индивидуального стиля труда заключается в том, что полноценное освоение профессии достигается лишь тогда, когда субъект начинает выполнять ее не только по нормативно-заданным образцам, а привносит в эту деятельность творческие элементы.
89. Профессиональные деструкции психолога.
l Личность трансформируется в процессе профессиональной деятельности. Трансформация проходит в двух противоположных направлениях.
l С одной стороны профессия формирует и развивает личность. С другой стороны процесс труда разрушает человека физически и психологически.
l Эффективное управление профессиональным развитием предполагает осознанное усиление первой тенденции и сведение к минимуму второй.
Профессиональная деструкция (от лат. destructio — «разрушение, рассыпание конструкции») — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы