ВОПРОС 5 Понятие возраста. Возрастная периодизация Л.С. Виготського
Возрастная и педагогическая психология
ВОПРОС 1. Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая, особенности возрастных периодов развития человека. Предмет ее исследования – возрастная динамика психики человека, онтогенез (индивидуальное развитие организма) психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией. Предмет педагогической психологии - изучение психологических закономерностей обучения и воспитания.
Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом изучения – ребенком, подростком, юношей. Возрастная и педагогическая психология образуют нерасторжимое единство, рассматривая ребенка в процессе обучения и воспитания.
Основные проблемы педагогической психологии
1. Проблема сенситивного периода.Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка.
2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка,иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).
3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания:какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания?
4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия:по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты?
5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка.
6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики.
7. Проблема педагогической запущенности:как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?
8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения:каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер.
Основные проблемы возрастной психологии.
1. Категория возрастаВозраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.
2.Закономерности психического развития.Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития. Психическое развитие – закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).
3.Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации.В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опираетсяся на следующие критерии:1. новообразования.2. ведущая деятельность3. характер противоречий (кризис)
ВОПРОС 5 Понятие возраста. Возрастная периодизация Л.С. Виготського
Возраст (в психологии) — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); 2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); 3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. 2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год). 3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью. 4. Раннее детство (1год–3года). 5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка. 6. Дошкольный возраст (3-7 лет). 7. Кризис 7 лет – был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется егоотношение к другим детям. 8. Школьный возраст (8-12лет). 9. Кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижениемработоспособности. 10. Пубертатный возраст (14-18 лет). 11. Кризис 17 летВопрос 6 В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот как представляется в целом периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА