Е. Образ отрочества у взрослых
Представления взрослых об отрочестве редко становятся предметом специального исследования. Однако вокруг этого вопроса часто возникает страстная полемика, доходящая до «открытых писем» одного поколения другому, то восхищенных, то полных осуждения. Отрочество — это своего рода зеркало, позволяющее взрослому увидеть себя подростком и прочувствовать изменения, пришедшие с возрастом, а сравнение этих двух эмоционально насыщенных образов может оказаться болезненным.
Приёр и Венсан (Prieur, Vincent, 1978) проанализировали итоги анкетирования 300 французских родителей, чтобы установить зависимость между двумя типами представлений: о своем отрочестве и о современных подростках. Исследователей интересовало, какие особенности представлений определяют характер отношений взрослого с подростками. Опрошенным родителям в среднем было по 45 лет, их отрочество пришлось на середину 40-х гг., т. е. на годы войны или сразу же после нее.
Первое, что поражает в их воспоминаниях о собственном отрочестве,— это отсутствие впечатлений о семейных конфликтах. Респонденты утверждали, что не могут и представить возможность «бунта» против родительской власти. Подобная покорность сопровождалась своеобразным «размыванием» Я, свойственным им и по сей день. Образы родителей этих мужчин и женщин в основном структурировались вокруг понятия власти и были очень стереотипизированы: отец, как правило, строг, а мать мягка и терпима. Воспоминания о «счастливом» отрочестве оказались связаны с ощущением взаимопонимания с отцом, в руках которого находился «ключ» гармоничного развития, во всяком случае этого поколения. И, как мы это подчеркивали выше, подобная модель преобладала во Франции вплоть до 70-х гг.
Мысленные обращения к современным подросткам образуют постоянный «экран», на который проецируются представления о собственном отрочестве: «когда мы начинаем говорить о своей молодости, они считают нас «старыми развалинами», и эта молодость, пережитая в 1945 г., предстает как бессильный бунт, претерпевший множество изменений и потерявший всякую способность соответствовать требованиям современной эпохи.
Образ, который сохраняет взрослый о своем отрочестве, непостоянен и изменчив. Оценка своей юности колеблется между двумя полюсами: с одной стороны, отрочество предстает как законченный период жизни, имевший начало и конец, с другой — как нечто, живущее само по себе, продолжающее изменяться и бросающее вызов времени. И если первое представление вызывает чувство разрыва и грусти, то второе — стремление к жизни и порыв.
Представление взрослого о современных подростках связано с образом собственной молодости, и, как это четко показали Приёр и Венсан, в зависимости от того, что именно привносят подростки в жизнь взрослого, они воспринимаются им как источник радости или же забот и тревог. Как мы уже отмечали, восприятие взрослыми современных подростков нередко негативно и выражается в терминах «недостатка»: радости жизни, тонуса, страстности ... Факт переживания в прошлом «счастливого отрочества» абсолютно не влияет на то, позитивной или негативной окажется эта оценка, лишь актуализация того или иного полюса в представлении о собственном отрочестве определяет переживание отдаленности или близости. Если современные подростки воскрешают в моей памяти «законченный» образ того меня, каким я был когда-то, если они не пробуждают существующий во мне «развивающийся» образ, они вызывают негативные чувства. Впрочем, взрослые часто используют схожие категории для описания современных подростков и самих себя, какими они стали. Согласно Приёру и Венсану, понимание между поколениями основано на восприятии их сходства и может быть выражено следующим образом: «Сегодняшние подростки напоминают мне живущую во мне собственную юность, дарящую ощущение радости и полета». Но взаимосвязь поколений влечет потерю чувства общности со сверстниками, как если бы близость к молодежи возникала за счет отдаления от взрослых своего поколения.
<…>
М.Кле
Измерение идентичности в отрочестве: исследования Марсиа[48]
В течение последних 15 лет в рамках различных экспериментальных работ создавался методический инструментарий для измерения идентичности в отрочестве. Несмотря на предостережения Эриксона, что идентичность не может быть исследована с помощью объективных методов, авторы исходили из его теоретических положений. По его мнению, лишь клинический анализ позволяет приблизиться к пониманию идентичности.
Бурн (Bourne, 1978 а, б) дал систематизированный обзор этих работ, сгруппировав их по трем методическим подходам: опросники, методики самоописания и полустандартизированные интервью. Применяя различные опросники, исследователи пытались измерить становление идентичности, оценивая степень связанности различных социальных ролей: путем измерения различий между идеальными и реальными, межличностными и половыми ролями или между ролями в настоящем и будущем. Проблема состоит в том, чтобы определить, свидетельствуют ли реально выявляемые с помощью этих опросников различия о смешении идентичности в отрочестве или же они, скорее, являются показателями многовариантности личностного развития.
В других работах развитие идентичности исследовалось с помощью техник самоописания, предполагающих установление степени соответствия между представлением человека о самом себе, и тем, каков он, по его мнению, в глазах других. Таким образом, идентичность оценивалась как результат согласования этих двух представлений. Однако, прежде чем использовать этот тип методического инструмента, следует точно знать, вызывает ли становление идентичности сближение или увеличение дистанции между образом Я и предполагаемыми представлениями о вас у других Марсиа оценивал идентичность с помощью полустандартизированных открытых интервью, используя терминологию и теоретическую модель, близкие к концепции Эриксона. Работы Марсиа занимают сегодня доминирующее положение в американских исследованиях идентичности подростка. Поэтому представляется необходимым изложить здесь его методологические принципы, описание понятия идентичности и основные проблемы, связанные с этими вопросами.