Лекция 2. Теории памяти
Краткое содержание лекции. Представление о памяти как следе. Синдром Корсакова. Закон обратного развития памяти Т. Рибо. Исследования Пенфилда. Начало исследования механизмов кратковременной и долговременной памяти. Изучение психологических механизмов памяти (в когнитивной психологии). Исследование памяти в отечественной психологии. Зависимость запоминания материала от его места в структуре выполняемого действия.
Представление о памяти как следе. Первая попытка объяснить природу памяти принадлежит Платону и Аристотелю. Они сравнивали образ памяти с отпечатком перстня на воске. Такое представление о памяти как следе оставалось долгое время, но никто не мог объяснить, как этот след получается и остается в центральной нервной системе.
Синдром Корсакова.В конце 19 века врач Корсаков описал своеобразное заболевание центральной нервной системы, получившее название «синдром Корсакова». Это заболевание было вызвано расстройством центральной нервной системы на почве злоупотребления алкоголем и проявлялось в том, что у человека пропадала память. Однако, отсутствие памяти касалось только недавних событий, т.е., человек не мог рассказать, что происходило вчера, час назад, человек забывал, что он завтракал. Этот синдром был описан Корсаковым задолго до экспериментального изучения кратковременной и долговременной памяти.
Закон обратного развития памяти Т. Рибо.В 19 веке французским психологом Т. Рибо был открыт закон, получивший название закона обратного развития памяти. Закон объяснял возрастные изменения памяти в преклонном и старческом возрасте. Закономерность такова: сначала из памяти пожилых людей исчезают впечатления недавнего прошлого, которые не успели закрепиться, а затем исчезают впечатления очень давние. Однако объяснить эти изменения с точки зрения физиологических механизмов в то время было невозможно.
Исследования Пенфилда.Интерес представлялиисследования, проведенные Пенфилдом. По специальности нейрохирург, Пенфилд проводил операции на головном мозге. Он брал маленький серебряный электрод и прикасался им к различным зонам коры головного мозга. Были получены интересные данные. Прикасаясь к центрам речевой деятельности, он наблюдал, что у человека пропадала речь. Прикасаясь к височным долям коры доминантного полушария, где находятся центры речи, центры движения руки, возникали картины из прошлой жизни человека, и больной, лежа на операционном столе, рассказывал о событиях прошлой жизни. Пенфилд назвал эти картины «вспышками прошлого». Картины отличались яркостью, обилием деталей. Это были эйдетические образы – перед глазами как будто снова разворачивались те события, которые были много лет назад. При повторном прикосновении эти картины возникали снова. Исследования Пенфилда указали на то, что височные доли коры головного мозга имеют какое-то особое значение для работы нашей памяти. Но роль эта недостаточно ясна.
Начало исследования механизмов кратковременной и долговременной памяти. Лишь несколько десятков лет спустя появились работы в области изучения физиологических механизмов памяти. Было установлено, что память кратковременная и долговременная имеют разные механизмы.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени, всего несколько десятков секунд, содержит небольшой объем информации.
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное воспроизведение информации только упрочивает ее связи в долговременной памяти.
Механизм кратковременной памяти связан с электрической активностью на уровне нейрона. Доказательством этому может служить биоэлектрический импульс, зафиксированный на ЭЭГ. Механизм долговременной памяти был обнаружен не на уровне нейрона, а на уровне биохимической структуры клетки, т.е., на уровне белковой молекулы.
Начало исследования механизмов долговременной памяти было положено шведским биологом Хиденом. Исследования проводились на животных. У животных вырабатывался условный рефлекс на прохождение лабиринта. После того, как крыса безошибочно пробегала по лабиринту, ее убивали, брали содержимое из мозга, делали сыворотку, потом вводили ее другим крысам. Оказывается «новые» крысы научаются пробегать по лабиринту гораздо быстрее. Проводилось много экспериментальных исследований, однако, в одних случаях результаты подтверждались, в других – были совершенно противоположными.
Изучение психологических механизмов памяти (в когнитивной психологии).С появлением программной и компьютерной техники интерес исследователей переместился в сферу изучения психологических механизмов памяти.Аткинсон и Шифрин предлагают 3-х компонентную модель памяти. 3 блока памяти различают по времени: 1 блок памяти – ультракратковременная память; 2 блок – кратковременная память; 3 блок – долговременная память.
Переход из 1 во 2 блок связан с вниманием, отбором материала. Переход из 2 в 3 – с переработкой материала – с повторением. Возможен переход из 1 блока в 3 блок – это связано с кодированием материала.
Забывание – угасание следа (от 1 ко 2), применительно к кратковременной памяти забывание материала – это выталкивание из ячеек, применительно к долговременной памяти забывание – интерференция – структурное нарушение данного вида памяти.
Ряд исследований были посвящены поискам закономерностей перевода информации из кратковременной в долговременную память. Было доказано, что, для того, чтобы информация из хранилища кратковременной памяти была переведена в хранилище долговременной памяти, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Это - работа по перекодированию информации, т.е., переводу на язык, доступный мозгу человека. В кратковременной памяти могут действовать механизмы непроизвольного внимания (не весь материал кодируется сразу) и произвольный контроль, когда дается задача на запоминание материала. Например, когда человек ставит задачу запомнить информацию, которая превосходит возможности его кратковременной памяти, он обращается к приему смысловой обработки информации, которая облегчает запоминание. Кодирование информации в долговременной памяти: 1) семантическое кодирование (схематическое хранение информации), единицей хранения является когнитивная схема; признаком смыслового кодирования является воспроизведения информации с заменой термина при сохранении его содержания. 2) Кодирование по ключам или специфическое кодирование – кодирование контекстом запоминания - смысловая связь запоминаемого материала. Глубина кодирования – степень разработки следа. Контекстом для запоминания могут быть установки субъекта, его возраст, ожидания. Хранение в долговременной памяти – безгранично. Здесь главный вопрос – обсуждение ее доступности.
Долговременная память начинает функционировать не сразу, спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой – с запоминания – на воспроизведение. Эти два процесса не могут протекать параллельно, т.к., механизмы их различны. Так, для запоминания, т.е., перевода информации из кратковременной памяти в долговременную память используется механизм смыслового кодирования, а при воспроизведении информации из долговременной памяти – механизм перевода мысли в слово. Если при воспроизведении мы забываем какие-то слова, нас выручают другие слова, близкие по смыслу.
Механизм извлечения информации в долговременной памяти – опосредствованное доступное извлечение. Средством извлечения может быть смысловой контекст или ключ. Иногда мы говорим – вертится на языке. Этот феномен назвали «верчения на языке» – материал присутствует в памяти, но невозможно его извлечь, трудность подбора ключа к определенной ячейке.
Средством извлечения может быть – расширение контекста, вспомнить, например, когда это было. Хорошие ключи - привязка ко времени года, ко дню недели. На узнавание влияет только внутренний контекст, а на воспроизведение и внешний и внутренний.
Забывание в долговременной памяти имеет основной причиной интерференцию схем, либо их отсутствие. Это результат непроработки материала, который связан с рабочей памятью. Другой фактор – утрата ключа знаний об условиях запоминания или утрата контекста.
Исследование памяти в отечественной психологии.Отличительной особенностью теорий памяти в отечественной психологии является деятельностный подход. А.Н. Леонтьев исследовал процессы перехода памяти от натуральной (непосредственной) к культурной (опосредствованной). Он экспериментально показал, что один мнемический процесс – непосредственное запоминание с возрастом замещается другим – опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных средств запоминания и воспроизведения.
Развитие средств запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние, а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представления, мысль). В процессе формирования внутренних средств запоминания главная роль принадлежит речи.
На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и студентами в качестве испытуемых, А.Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредованного запоминания. Эта кривая, получившая название «параллелограмма развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем, его развитие идет быстрее, чем развитие опосредованного запоминания. Начиная с младшего школьного возраста, идет процесс одновременного, а затем, более быстрого развития опосредованного запоминания, которое (если гипотетически представить) может обогнать процесс непосредственного запоминания. С возрастом человек, совершенствуя свою опосредованную память, обладает удивительно слабой механической памятью.
Свой вклад в изучение памяти внесли П.И. Зинченко А.А. Смирнов. Они исследовали зависимость произвольного и непроизвольного запоминания от организации практической деятельности субъекта и других условий.
Зависимость запоминания материала от его места в структуре выполняемого действия. Для Петра Ивановича Зинченко память – это как бы артефакт, побочный продукт всякой выполняемой деятельности, побочный продукт решаемой задачи. Речь идет о непроизвольном запоминании. Данный побочный продукт не есть случайное явление. Если материал запоминается, это зависит не от времени, а от типа решаемой задачи. Явление непроизвольного запоминания не является результатом прерванного действия. Непроизвольное запоминание – продукт производный от того места, которое занимал материал в структуре выполняемого действия.
Испытуемым предлагается решать задачи разного содержания с одним и тем же материалом. Стимульный материал – 15 картонных карточек, на которых изображены различные предметы, в углу карточки проставлены цифры. С этим материалом двум группам испытуемых предлагают выполнять разные задания: первой группе – классифицировать предметы на карточках, а другой группе – выстраивать карточки по числам по возрастанию. Важно, чтобы испытуемые действительно выполняли задания, продуктивность учитывается. Результат: содержание задачи определяет продуктивность непроизвольного запоминания, или место в структуре выполняемого действия определяет продуктивность непроизвольного запоминания. В первой группе лучше запоминались предметные изображения, во второй – цифры.
Зинченко хочет доказать, что не само по себе внимание, а место в структуре выполняемого действия. Тогда второй эксперимент Зинченко. 2 группы испытуемых – взрослые и дети. Им дают одно о тоже задание. Дают числа, с которыми нужно выполнить определенные арифметические действия и затем составить задачу с этими числами. Различие в запоминании должно произойти благодаря различию в возрасте. Внимание привлекалось к к одним и тем же объектам - числам. Результат – дети запоминали числа лучше, чем взрослые. На каком уровне находились числа для детей – на уровне действий. Выполнение арифметических примеров занимало место действия. То, что запоминает место действия – то и запоминается. У взрослых выполнение арифметических примеров занимало место автоматизированных операций. То, что находится на уровне автоматизированных операций, не запоминается или запоминается с меньшей вероятностью.
Анатолий Иванович Смирнов исходит из предположения – любая выполняемая деятельность имеет мнемическую направленность. Эта мнемическая направленность может быть произвольной и непроизвольной. Чтобы повысить продуктивность непроизвольной мнемической направленности, надо сделать деятельность ведущей. Опыты Смирнова заключались в следующем: (испытуемыми были сотрудники Психологического института) что запоминали испытуемые по пути на работу. Испытуемые запоминали то, что затрудняло выполнение привычного действия. Запоминались препятствия, которые мешали выполнять привычные действия.
Произвольная направленность запоминания присутствует в сознании как намеренная потребность и выступает в виде специфических мотивов и установок. Это: 1) установка на полноту запоминаемого материала; 2) установка на точность; 3) установка на последовательность; 4) установка на прочность во времени (запоминание надолго); 5) установка на своевременность.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте сравнительный анализ различных подходов к изучению памяти по следующим разделам:
а) определение памяти;
б) единица памяти;
в) теории памяти и их основные положения;
г) экспериментальные доказательства теории с точки зрения: 1) ассоцианизма; 2) бихевиоризма; 3) когнитивной психологии; 4) теории деятельности. Тезисы запишите в сокращенном виде в сводную таблицу. При составлении таблицы используйте материалы: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб: Питер, 2014. С. 247-281; Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб: Питер, 2010. С.42-103; Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. 3-е издание, переработанное и дополненное. М., 2002. С. 9-20, 184-224, 400-422.