Глава 4. Причинность и детерминизм

Корнилова Т. В., Смирнов С. Д.

К67 Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 978-5-94807-015-5 5-94807-015-8

Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не сущест­вует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научного знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами — эти .проблемы предваряют анализ основных принципов психологиче­ского исследования. Соотношение теории, закона и методов психологии раскры­вается на фоне обсуждения одной из центральных проблем — проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).

Книга рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и ис­следователям в различных областях психологии и методологии научного знания.

ББК 88я7 УДК 159.9(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-94807-015-5 © ООО «Питер Пресс», 2007

'

I

Оглавление

Предисловие............................................................................................................ 8

Глава 1. Общие представления о методологии науки........................... 10

1.1.Понятие метода в узком и широком смысле.................................... 10

1.2. Соотношение понятий «наука»,

«философия» и «мировоззрение»......................................................... 12

1.3. Виды и формы рефлексии научного знания..................................... 16

1.4. Структура методологического знания

(уровни и подходы)................................................................................. 19

1.5. Дескриптивная и нормативная функции
методологического знания.................................................................... 22

.1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования

(познавательная ситуация)................................................................... 26

1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение

психологического знания для методологии науки........................ 28

Глава 2. История развития и современные представления

о научном познании..................................................................................... 32

2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов

и норм научного познания.................................................................... 32

2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания........... 35

2.3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания 40

2.4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук

на определенной ступени развития научного познания.............. 42

2.5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну................ 46

2.6. Принцип фальсифицируемости гипотез

в теории критического реализма К. Поппера.................................. 50

2.7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения 55

2.8. Старые дихотомии в современных методологических

подходах.................................................................................................... 58

2.8.1. Новые критерии научного знания...................................................... 58



Оглавление

Оглавление




2.8.2. Глава 4. Причинность и детерминизм - student2.ru Фаллибилизм.................................................................................. 59

2.8.3. Релятивизм и операнионализм................................................... 60

2.8.4. Номинализм, реализм, рационализм....................................... 61

2.8.5. Интуитивизм............................................... ,.................................. 63

2.8.6. Теоретическое — эмпирическое......................................................... 64

2.9. Постнеклассическая стадия развития науки.................................... 66

2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки.............................. 67

Глава 3. Специфика методологии психологии........................................ 70

3.1. Особенности психологического знания............................................ 70

3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного 74

3.3. Рациональная и эмпирическая психология

(в истории становления психологии как науки)............................. 77

3.4. Ассоцианизм как первое направление психологии....................... 82

3.5. Современное представление о теоретических

и эмпирических методах в психологии............................................. 86

3.6. Моделирующий подход в теории познания

и психологические гипотезы................................................................ 90

Глава 4. Причинность и детерминизм

в методологии науки.................................................................................... 92

4.1. Причинность как принцип научного объяснения........................... 92

4.1.1. Принцип детерминизма: от античного

к механистическому и вероятностному.................................. 92

4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира ... 98

4.2. Зарождение представлений о психологической
причинности........................................................................................... 101

4.2.1. Возникновение представлений о психологической причинности 101

4.2.2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах.......... 104

4.2.3. Причинность и закон................................................................... 106

4.3. Формирование новых подходов к пониманию
причинности в естествознании......................................................... 109

Глава 5. Психология как самостоятельная наука............................... 113

5.1. Первые научные парадигмы в психологии

и признаки кризиса.............................................................................. 113

5.2. Структура и специфика психологических теорий...................... 118

5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры...... 118

5.2.2. Теории разной степени общности........................................... 120

5.3. Психологические теории и пограничные области знания... 122

5.4. Практика в противопоставлении психологической

теории................................................. '..................................................... 125

Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии............. 132

6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии............................... 132

6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии

как мультипарадигмалыюй науки.......................................... 132

6.1.2. Основные признаки кризиса..................................................... 137

6.1.3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) 144

6.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии........... 147

6.3. Классификация общепсихологических теорий

на основе закрытой типологии......................................................... 149

6.4. Методологический плюрализм в психологии.............................. 151

6.5. Методология без общепсихологической теории

и в контексте логики науки................................................................ 153

Наши рекомендации