Глава 4. Причинность и детерминизм
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д.
К67 Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 978-5-94807-015-5 5-94807-015-8
Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научного знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами — эти .проблемы предваряют анализ основных принципов психологического исследования. Соотношение теории, закона и методов психологии раскрывается на фоне обсуждения одной из центральных проблем — проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
Книга рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.
ББК 88я7 УДК 159.9(075)
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 978-5-94807-015-5 © ООО «Питер Пресс», 2007
'
I
Оглавление
Предисловие............................................................................................................ 8
Глава 1. Общие представления о методологии науки........................... 10
1.1.Понятие метода в узком и широком смысле.................................... 10
1.2. Соотношение понятий «наука»,
«философия» и «мировоззрение»......................................................... 12
1.3. Виды и формы рефлексии научного знания..................................... 16
1.4. Структура методологического знания
(уровни и подходы)................................................................................. 19
1.5. Дескриптивная и нормативная функции
методологического знания.................................................................... 22
.1.6. Понятия объекта и предмета научного исследования
(познавательная ситуация)................................................................... 26
1.7. Соотношение методологии и психологии. Значение
психологического знания для методологии науки........................ 28
Глава 2. История развития и современные представления
о научном познании..................................................................................... 32
2.1. Историческая относительность форм, средств, идеалов
и норм научного познания.................................................................... 32
2.2. Субъективное и объективное знание в теориях познания........... 35
2.3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания 40
2.4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук
на определенной ступени развития научного познания.............. 42
2.5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну................ 46
2.6. Принцип фальсифицируемости гипотез
в теории критического реализма К. Поппера.................................. 50
2.7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения 55
2.8. Старые дихотомии в современных методологических
подходах.................................................................................................... 58
2.8.1. Новые критерии научного знания...................................................... 58
Оглавление
Оглавление
2.8.2. Фаллибилизм.................................................................................. 59
2.8.3. Релятивизм и операнионализм................................................... 60
2.8.4. Номинализм, реализм, рационализм....................................... 61
2.8.5. Интуитивизм............................................... ,.................................. 63
2.8.6. Теоретическое — эмпирическое......................................................... 64
2.9. Постнеклассическая стадия развития науки.................................... 66
2.10. Постпозитивистская трактовка развития науки.............................. 67
Глава 3. Специфика методологии психологии........................................ 70
3.1. Особенности психологического знания............................................ 70
3.2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного 74
3.3. Рациональная и эмпирическая психология
(в истории становления психологии как науки)............................. 77
3.4. Ассоцианизм как первое направление психологии....................... 82
3.5. Современное представление о теоретических
и эмпирических методах в психологии............................................. 86
3.6. Моделирующий подход в теории познания
и психологические гипотезы................................................................ 90
Глава 4. Причинность и детерминизм
в методологии науки.................................................................................... 92
4.1. Причинность как принцип научного объяснения........................... 92
4.1.1. Принцип детерминизма: от античного
к механистическому и вероятностному.................................. 92
4.1.2. Биологический детерминизм и классическая картина мира ... 98
4.2. Зарождение представлений о психологической
причинности........................................................................................... 101
4.2.1. Возникновение представлений о психологической причинности 101
4.2.2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах.......... 104
4.2.3. Причинность и закон................................................................... 106
4.3. Формирование новых подходов к пониманию
причинности в естествознании......................................................... 109
Глава 5. Психология как самостоятельная наука............................... 113
5.1. Первые научные парадигмы в психологии
и признаки кризиса.............................................................................. 113
5.2. Структура и специфика психологических теорий...................... 118
5.2.1. Множественность подходов к выделению структуры...... 118
5.2.2. Теории разной степени общности........................................... 120
5.3. Психологические теории и пограничные области знания... 122
5.4. Практика в противопоставлении психологической
теории................................................. '..................................................... 125
Глава 6. Кризис в психологии и поиск общей методологии............. 132
6.1. Постановка проблемы кризиса в психологии............................... 132
6.1.1. От понятия кризиса к пониманию психологии
как мультипарадигмалыюй науки.......................................... 132
6.1.2. Основные признаки кризиса..................................................... 137
6.1.3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме) 144
6.2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии........... 147
6.3. Классификация общепсихологических теорий
на основе закрытой типологии......................................................... 149
6.4. Методологический плюрализм в психологии.............................. 151
6.5. Методология без общепсихологической теории
и в контексте логики науки................................................................ 153