Q Ну что же, остается обсудить оптические формы аграфий
Да. Главное при оптических аграфиях то, что графема нарушается как зрительный, зрительно-пространственный образ. Так, поражение нижнетеменных отделов приводит к оптико-пространственной аграфии, то есть у больного сохраняется графический образ буквы, но нарушается пространственное расположение ее элементов. Например, такой больной путает «в» и «б», «е» и «э», «п» и «и». Эти ошибки носят название литеральных пространственных параграфий. Поэтому при диагностике такого больного нейропсихолог должен попросить написать под диктовку похожие друг на друга в пространственном отношении буквы, слова с похожими буквами.
Другая форма оптической аграфии заключается в «...утере обобщенного оптического образа буквы, обозначающего конкретный звук. Графема <...> перестает выполнять функцию обозначения определенного звука» (Цветкова, 1988, с. 180—181). Такие больные могут ориентироваться в буквах только одного алфавита; затрудняются в выделении существенных компонентов (микрознаков) буквы, так как образ буквы размывается. Этот вид аграфии может наблюдаться в синдроме предметной агнозии.
q Мы обсуждали нарушения чтения, возникающие при поражениях правого полушария мозга, а могут ли при такой латерализа-ции патологического процесса возникать и нарушения письма?
Конечно. Во-первых, в письме могут обнаружиться проявления левостороннего пространственного игнорирования, то есть оно будет располагаться только в правой части листа или с заметным сдвигом вправо. Во-вторых, при самостоятельном письме или при списывании могут возникать «зеркальные» написания букв и ошибки вследствие перепутывания близких по зрительным признакам графем. В-третьих, у правополушарных больных появляются ошибки в «простых» вариантах письма, например, в написании ударных гласных.
q Следовательно, при поражениях правого полушария особым образом нарушаются и чтение, и письмо. А встречаются ли при правополушарных поражениях другие речевые нарушения?
Да. Об этом писал еще в 1962 году М. Кричли (Critchley, 1962). По его мнению, при поражении правого полушария часто возникает дизартрия, при грубых формах которой может иметь место обеднение речи. Может нарушаться творческая литературная работа (М. Кричли наблюдал это у профессиональных писателей). Обнаруживаются затруднения при поиске слов в памяти, которые компенсируются странными, паралогическими объяснениями и подробными комментариями. Удлиняются латентные периоды узнавания слов, как при зрительном, так и при слуховом предъявлении. Наблюдаются трудности усвоения нового лингвистического материала (там же). Но наиболее явное нарушение речи при поражениях правого полушария касается ее просодического аспекта. Просодия — это мелодический узор, образуемый вариацией громкости, ритма и ударения в произнесении, придающий определенное семантическое и эмоциональное значение речи (помимо словаря и грамматики). При поражении правого полушария может резко нарушаться восприятие речевых интонаций, особенно эмоциональных, и различение индивидуальных характеристик голоса, например, различение мужских и женских голосов (Monrad-Krohn, 1963; Котик, 1992).
q И последний вопрос. Как влияет на письмо дисфункция подкорковых образований мозга?
В этом случае вам с высокой степенью вероятности встретятся проявления дезавтоматизации, тремора, изменения размерности письма в виде микро - или макрографий. Если поражены подкорковые структуры в передних отделах мозга, то следует ожидать появления элементарных персевераций (то есть лишних элементов у букв). Характер изменений письма зависит и от латерализации патологического процесса. Если нарушена работа субкортикальных образований правого полушария, мы столкнемся с проявлениями левостороннего невнимания. При дисфункциях на субкортикальном уровне левого полушария в письме могут возникать отдельные фонетические замены (Корсакова, Московичюте, 1985).
Рекомендуемая литература
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М.: Теревинф, 2002.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Зайцев О.С., Гогитидзе Н.В., Ура-ков СВ. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996.
Климковский М. Нарушения слухо-речевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.
Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 315-365.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 287-288.
Лурия А.Р. Основы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
Лурия А.Р., Соколов Е.Н., Климковский М. О некоторых нейродинами-ческих механизмах памяти // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 1967. Вып. 2. С. 195-201.
ЛурияА.Р., ЦветковаЛ.С Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Наука, 1968. С. 219-233.
Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы. Составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина, — М.: Генезис, 2010. С. 49-56.
Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. унта, 1978.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 1988.
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М.: Просвещение, 1995.
Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
Цветкова Л.С, Кёчки М. Понимание речи и его нарушение при афазии // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 45—69.
Critchley М. Speech and speech-loss in relation to the duality of the brain // Interhemispheric relations and cerebral dominance / V. Mountcastle (Ed.). — Baltimore (MD): Johns Hopkins University Press, 1962. P. 208-213.
Monrad-Krohn G.N. The third element of speech: Prosody and its disorders // Problems in Dynamic neurology / L. Halpern (Ed.). — Jerusalem: Hebrew University Press, 1963. P. 101-117.
Глава 12 МЫШЛЕНИЕ
Исследование этой психической деятельности с позиций нейропсихологического подхода сопряжено со значительными затруднениями (Лурия, 1973; Хомская, 1987). Мы думаем, это связано с тем, что мышление — очень сложный по строению, многокомпонентный процесс. Кроме того, существует много видов мышления, имеющих и общие характеристики, и существенные отличия. В разных классификациях выделяют математическое, наглядно-образное, вербально-логическое, конструктивное, творческое, репродуктивное мышление и т.п. Поэтому исследование этого психического процесса возможно только при условии четкого понимания того, какую его разновидность мы хотим изучать, и использования, глубоко продуманного методического комплекса. Надо также учесть, что функция мышления как бы интегрирует в себе работу других психических процессов — восприятия, внимания, памяти, воображения. Таким образом, корректная интерпретация особенностей мыслительной деятельности требует учета состояния этих разнообразных предпосылок. Системный характер нейропсихологической диагностики предоставляет нам такую возможность.