В сфере физической культуры

Современные теоретические исследования и сложившаяся практика физического воспитания убедительно доказывают, что отсутствие знаний о самостоятельной организации физкультурных занятий во многом определяет уровень реального включения студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Поэтому, полноценно решая задачи по освоению знаний в сфере физической культуры, стремясь к развитию интеллектуальных способностей студентов, физкультурное воспитание в вузе способствует всестороннему и гармоническому развитию и формирует деятельностно-практическое отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Без усвоения знаний невозможен ни один акт сознательной деятельности человека по освоению двигательных умений, практическому использованию их с целью укрепления здоровья или физического развития. Только на основе знаний, освоенных личностью, физкультурно-спортивная деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей ей находить собственные пути удовлетворения потребностей в сфере физического воспитания и построения индивидуальных тренировочных программ. Не зная закономерностей движений, способов выполнения физических упражнений, не понимая сути тренировочного эффекта, невозможно рационально заниматься физическим самосовершенствованием.

В содержании интеллектуального воспитания заложен процесс формирования у студентов общеобразовательной и специальной подготовленности, обеспечивающий им полноценную реализацию физкультурно-спортивной деятельности.

Общеобразовательный компонент интеллектуального воспитания представляется комплексом мировоззренческих знаний, формируемых на основе знаний-убеждений, образовательных знаний, различных социально-психологических факторов, практического опыта физкультурно-спортивной деятельности. Содержание общеобразовательного компонента должно не только обеспечить расширение кругозора студента, но и формировать мировоззренческие позиции (что является ведущим требованием для будущего специалиста), оно во много определяет убежденность студентов в необходимости освоения истинных ценностей физической культуры.

Содержательная направленность специальной теоретической подготовки как части интеллектуального воспитания обусловлена необходимостью формирования у студентов знаний и методических навыков в области организации физической активности, профессионально-прикладной физической подготовки, методики самостоятельных занятий и подготовки к общественной физкультурно-спортивной практике. Таким образом, специальные знания рассматриваются как специфический компонент физкультурного знания, результат освоения теоретических, методических и организационных основ физкультурного воспитания, который позволяет студенту наиболее рационально основывать свою физическую активность и принимать участие в физкультурно-спортивной деятельности.

Исходя из этого, содержание специальной теоретической подготовки должно включать в себя следующие структурные блоки:

- знания-умения, направленные на освоение техники физических упражнений и видов спорта, тактики и правил соревнований;

- прикладные знания, обеспечивающие профессионально-прикладную подготовку;

- знания-навыки, способствующие рациональной организации самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности;

- знания-навыки, обеспечивающие подготовку студента к участию в общественной физкультурно-спортивной практике.

В аспекте задач интеллектуального воспитания в физическом воспитании предусматривается:

1) Обогащение специальными знаниями в сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультуре, спортивной деятельности и содействие формированию научного мировоззрения.

2) Развитие познавательных способностей, качеств ума, творческих проявлений личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

Система знаний, сообщаемая в многолетнем процессе физического воспитания должна включать в себя информацию:

- об основных жизненно важных формах двигательной деятельности, её закономерностях;

- о значении двигательной деятельности во всестороннем развитии человека, укреплении и сохранении здоровья;

- о путях к физическому совершенству;

- о социальной сущности физической культуры и спорта.

Освоение их в конкретном приложении, то есть в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Она должна быть тесно связана с воспитанием, познавательной активностью и качествами ума – любознательностью, пытливостью, тонкостью и гибкостью мыслительной операции (острота мышления), для чего в процессе физического воспитания имеются немалые возможности.

Важно использовать общие формы и методы интеллектуального образования, дополняющие процесс физического воспитания (развёрнутые сообщения лекционного типа, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой).

Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательный процесс непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями - специальные методы и приёмы активизации мыслительных операций, связанные с осмыслением двигательных задач, анализом и коррекцией при их выполнении: методы наглядного и логического выделения опорных точек, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы.

Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составлять система постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, то есть заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.

Разрабатывая систему таких заданий, важно учитывать, что формы познавательной активности закономерно изменяются в зависимости от объёма и содержания усвоенных знаний, опыта практического применения их и других факторов.

Продуктивное творческое мышление выражается в способности самостоятельно ставить и решать разнообразные двигательные задачи, искать и находить наиболее эффективные способы их решения, создавать новые формы движений, изыскивать нетрадиционные пути их совершенствования.

К основным путям и формам самовоспитания, включённым в процесс физического воспитания или непосредственно связанных с ним, относят следующее:

1) Самообразование и самообучение,специфическим содержанием которых является самостоятельное пополнение знаний о закономерностях строения, функционирования и развития организма, принципах, средствах и методах физического воспитания, условия их применения, познание своих собственных двигательных возможностей, способов их использованию и увеличения в интересах самосовершенствования.

Исходная база для этого создается общим образованием, как одной из сторон обязательного курса физического воспитания и воспитанием познавательных способностей.

Необходимые предпосылки самопознания и вместе с тем неотделимые моменты его – приобретение навыков:

а) самонаблюдения;

б) самоанализа;

в) самооценки;

2) Самоприучение.

3) Самомобилизация и саморегуляция(самопобуждение).

4) Самоконтроль– за поведением, за результатами физкультурной деятельности и своим общим состоянием.

Таким образом, организация интеллектуального воспитания в системе формирования физической культуры личности базируется на одном из важнейших методологических принципов общей педагогики – единстве обучения и воспитания. Реализация данного принципа предполагает органическое взаимодействие всех форм учебно-воспитательного процесса, включая обязательные учебные занятия (лекции и практические занятия), внеучебную деятельность (физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия), а также самообразование и самовоспитание студентов в области физической культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях возрастает потребность в повышении качества и эффективности обучения студентов в вузе. Соответственно, все большее значение приобретают готовность и умение учащихся творчески осваивать знания, перерабатывать и интенсивно пополнять их.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу.

Ориентированность на содержание будущей профессии позволяет: подбирать физические упражнения с учётом требований профессиональной деятельности; развивать наиболее значимые физические качества, профессионально-важные навыки; повышать уровень физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья студентов.

Таким образом, включение в систему профессиональной подготовки комплексных мер по сохранению здоровья, специально организованная двигательная деятельность будущего специалиста способствует управлению саморазвитием студента, накоплению его психофизического и профессионального потенциала. Развитие системы сохранения здоровья студентов в вузе должно иметь долгосрочную перспективу и продуктивно входить в единую систему государственного управления состоянием здоровья человека

В целом, здоровьесберегающая образовательная технология должна представляться как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической творческой деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья. Она должна иметь научно обоснованную концепцию, которая указывала бы способ построения здоровьесберегающих условий, средств обучения и воспитания на основе целостного понимания психолого-физиологических процессов их реализации. Логически выстроенная концепция обеспечит перевод деятельности в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя, преподавателя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит также понимание необходимости технологического и комплексного подхода к образованию и здоровью, как реально гуманно-нравственной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абазалов Р.А., Яруллин Р.Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры. ТиПФК 1993, №7, С.14-15

2. Агличева Ирина Владимировна. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов вуза: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01.- Ставрополь, 2006.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-19/723

3. Бессмертная Светлана Викторовна. Психологические детерминанты ответственности студентов вуза: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.01 Ставрополь, 2006. - 184 с. РГБ ОД, 61:06-19/389

4. Боченкова Е.В. Вариативные программы самостоятельных оздоровительных занятий по физической культуре. Краснодар: ООО «Атриум», 2004. – 39 с.

5. Боченкова Е.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Краснодар: Изд-во «Экоинвест», 2006. – 39 с.

6. Васильева О.С., Правдина Л.Р., Литвиненко С.Л. Книга о новой физкультуре (оздоровительные возможности фи­зической культуры). Ростов н/Д, 2001. – 317 с.

7. Вода для здоровья / Батмангхелидж Ф., пер. с англ. О.Г.Белошеев. – 6-е изд. – Минск: «Попурри», 2009. – 288 с.: ил.

8. Горгома Валерия Станиславовна. Психологические детерминанты готовности к профессиональной деятельности студентов вуза: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 Ставрополь, 2007. - 182 с., Библиогр.: с. 133-150 РГБ ОД, 61:07-19/645

9. Евсеев Ю.И. Физическая культура / Ю.И.Евсеев. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 382с.

10. Ермаков В.А. Готовность к обучению и ее объективизация в физическом воспитании студентов. Теория и практика физической культуры. – 1993. - №5. - С. 27-28.

11. Кононенко Инна Юльевна. Психологические детерминанты успешности профессионального самоопределения студентов вуза: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01, 19.00.07 / Кононенко Инна Юльевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Ставрополь, 2008. - 213 с. РГБ ОД, 61:08-19/202

12. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М.: 2007. - №3. –

С. 93-112.

13.Меджидова Карина Омаровна. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и личностного развития студентов вуза: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.01 Сочи, 2007. - 203 с. РГБ ОД, 61:07-19/540

14. Межерицкая Лариса Даниловна. Психологические средства стабилизации личностной идентичности студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Межерицкая Лариса Даниловна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т].- Новосибирск, 2009.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/294

15. Физическая культура студента: Учебник/ под. ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 1999. – 448 с.

16. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.

Приложение 1

Опросник «САМООПИСАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Наши рекомендации