Выводы об уровне развития. Доминирующий тип акцентуированного характера определя­ется по максимальному числу

Доминирующий тип акцентуированного характера определя­ется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым.

_______ Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей_____

Ниже приводится таблица 19, в соответствии с которой по коли­честву набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа ука­зано количество баллов, соответствующее трем уровням разви­тости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому. Напри­мер, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов,то по уровню развития у него соответствующей акцентуации ха­рактера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности(К) у него оказалось 10 баллов,то делается вы­вод о том, что он находится на высоком уровне развития.

Таблица 19 Ключ к оценке степени развитости акцентуаций характера

Акцентуации характера Уровень развития акцентуаций характера
низкий средний высокий
Гипертимность (Г) 1-8 9-18 19-26
Циклоидность(Ц) 1-8 9-18 19-26
Лабильность (Л) 1-10 11-20 21-32
Лстеноневротичиость (Л) 1-6 7-13 11-19
Сеиситинность (С) 1-9 10-19 20-21
Психастсиичиость (II) 1-8 9-16 17-21
Шизоидность (111) 1-7 8-15 16-22
Эиилентоидность (Э) 1-10 11-20 21-32
Истсроидность (И) 1-10 11-22 23-33
Неустойчивость (II) 1-5 6-12 13-17
Конформность (К) i-:$ 1-7 8-10

В карту индивидуального психологического развития подро­стка и старшего школьника вносятся словесные оценки уровня развития каждой акцентуированной черты .характера.

Подшкалы методики оценки акцентуаций характера сих названиями

Самочувствие

Суждение Шифр
    Наиболее характерные Наименее характерные
1. У меня почти всегда плохое самочувствие А  

Часть I. Психологическая диагностика

2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил Г  
3. Дни и недели хорошего самочув­ствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо Ц  
4. Моё самочувствие иногда меняет­ся по нескольку раз в день Ц  
5. У меня почти всегда что-нибудь болит АА  
6. Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач    
7. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей    
8. Я легко переношу боль и физические страдания Ц  
9. Моё самочувствие вполне удов­летворительное НН  
10. У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровож­даемые раздражением и чувством тоски   С
11. Моё самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне ок­ружающие люди    
12. Я очень плохо переношу боль и физические страдания    
Настроение
1. Настроение у меня, как правило, хорошее ГН  
2. Моё настроение легко меняется по незначительному поводу п Г
3. У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь    
4. У меня почти всегда плохое настроение    
5. Моё настроение зависит от са­мочувствия ЦА  
6. Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается Ш  

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей



7. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время    
8. которых достаётся окружающим У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают    
9. раздражённость и гнев Малейшие неприятности сильно    
10. меня огорчают Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами СЛ  
11. плохого настроения Моё настроение обычно такое же, как у окружающих людей    
Сон и сновидения
1. Обычно я сплю хорошо, а сно­видениям не придаю значения ГН  
2. Мой сон богат яркими, эмо­циональными сновидениями   Э
3. Я люблю помечтать перед тем, как уснуть К  
4. Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём А  
5. 6. Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные,   ц
7. тоскливые сновидения Бессонница бывает у меня пе­риодически, без видимых на то причин А  
8. Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго оп-    
9. ределённое время Если меня что-то расстроило, то я    
10. долго не могу уснуть Я часто вижу разные сны, то ЛА  
И. радостные, то неприятные По ночам у меня иногда возника-    
12. ют приступы страха Мне часто снится, что меня оби­жают    
13. Я могу свободно регулировать свой сон    

Часть I. Психологическая диагностика

Пробуждение от сна
1. Мне трудно проснуться в на­значенный час Э Л
2. Обычно я просыпаюсь с неприят­ной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу   К
3. В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие — уг­нетённым и унылым без всякой на то причины    
4. Когда мне нужно, я легко просы­паюсь ц  
5. Для меня утро — самое тяжёлое время суток    
6. Мне часто не хочется просыпаться    
7. Проснувшись, я нередко ещё дол­го переживаю то, что видел во сне   л
8. Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами — разби­тым А  
9. Утром я встаю бодрым и энер­гичным нн  
10. С утра я более активен и мне лег­че работать, чем вечером    
11. Нередко бывает, что, проснув­шись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь и что происходит со мной    
12. Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в тече­ние дня ц  
13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать    
Аппетити отношение к еде
1. Неподходящая обстановка, грязь и разговоры о неаппетитных ве­щах не мешают мне есть ш  
2. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть    
3. Я ем мало, иногда долго вообще ничего не ем А цэ
4. Мой аппетит зависит от на­строения    

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

5. Я люблю лакомства и деликатесы ЛЛП  
6. Нередко я стесняюсь есть при по­сторонних людях С  
7. У меня хороший аппетит, но я не обжора    
8. Есть такие кушания, которые вы­зывают у меня отвращение    
9. Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно    
10. У меня плохой аппетит    
11. Я люблю сытно поесть н  
12. Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде    
13. Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю её ка­чество    
14. Мне легко можно испортить ап­петит    
15. Еда меня интересует прежде всего как средство для поддержания здоровья    
16. Я стараюсь придерживаться дие­ты, которую разработал сам   И
17. Я плохо переношу голод и быстро слабею от него ц  
18. Еда не доставляет мне большого удовольствия    
Отношение к спиртным напиткам1
1. Моё желание выпить зависит от настроения   ц
2. Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться    
3. Периодами я выпиваю охотно, пе­риодами меня не тянет к спиртному    
4. Я люблю выпить в весёлой, хоро­шей компании гг с
5. Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать на­смешки и презрение со стороны    

1 Данный, как и следующий по порядку, список суждений включается в методику по желанию отвечающего, если соответствующие проблемы (отно­шение к спиртным напиткам и сексуальные проблемы) для него актуальны.

Часть I. Психологическая диагностика

6. Спиртное не вызывает у меня ве­сёлого настроения    
7. Я испытываю отвращение к спиртному С ЦЛ
8. Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги    
9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии П  
10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам СШП  
11. Спиртные напитки меня пугают   И
12. Выпив немного, я особенно ярко    
13. воспринимаю окружающий мир Я выпиваю со всеми, чтобы не на­рушать компанию Ц А л
Сексуальные проблемы
1. Сексуальные проблемы мало меня беспокоят НН  
2. Малейшая неприятность подавля­ет у меня влечение к другому че-    
3. ловеку Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаро­вываться в жизни   ц
4. Периоды сильного влечения чере­дуются у меня с периодами без- ,  
5. различия и холодности Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь   НН
6. При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем    
7. У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать   к
8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает   ИИ
9. Измены я бы никогда не простил    
10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно бу­дет мешать нормально жить и ра­ботать    

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

11. Наибольшее удовольствие мне до­ставляют ухаживание и флирт   ЛС
12. Я люблю анализировать своё от­ношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и жела­ния, связанные с этим    
13. Своё половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться   гл
14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение ЛИ  
Отношение к одежде
1. Я люблю яркие и броские костюмы   А
2. Считаю, что надо всегда быть прилично одетым    
3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чис­той    
4. Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание ИИ К
5. Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравится АС  
6. Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу К  
7. Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все    
8. Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке    
9. Я мало думаю об одежде    
10. Мне часто кажется, что окружаю­щие осуждают меня за мой костюм    
11. Я предпочитаю тёмные и серые тона    
12. Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вооб­ще не интересуюсь своей одеждой    
Отношение к родителям
1. Я очень боюсь остаться без роди­телей П  
2. Я считаю, что родителей надо ува­жать, даже если в сердце хранишь обиду на них    

Часть 1. Психологическая диагностика

3. Я люблю и привязан к своим ро­дителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними ЛЛ  
4. В одни моменты времени мне ка­жется, что родители меня слиш­ком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения    
5. Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни   К
6. Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью    
7. Я очень люблю (любил) одного из родителей    
8. Я люблю родителей, но не перено­шу, когда мною командуют и рас­поряжаются    
9. Я очень люблю маму и боюсь, что с ней что-нибудь случится пп  
10. Я упрекаю себя за то, что недоста­точно сильно люблю (любил) сво-    
11. их родителей Родители меня слишком притес­няли и во всём навязывали свою волю   глпэ
12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими ш  
13. Я считаю себя виноватым перед родителями э  
Отношение к друзьям
1. Мне не раз приходилось убеж­даться в том, что дружат из-за вы­годы    
2. Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует    
3. Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив ГЦ  
4. Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить к  
5. По друзьям, с которыми при­шлось расстаться, я долго не ску­чаю и быстро нахожу себе новых друзей    

Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей

6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей   И
7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хоте­лось бы СС  
8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладе­ваю к людям    
9. Я предпочитаю тех друзей, кото­рые внимательно относятся ко мне    
10. Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них    
11. Я не могу найти себе друга по душе    
12. У меня нет никакого желания иметь друга    
13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их    
14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с    
15. друзьями Я люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним Л А  
Отношение к окружающим
1. Я окружён глупцами, невеждами и завистниками    
2. Окружающие мне завидуют и по­тому ненавидят меня   Э
3. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят    
4. Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окру­жающих    
5. Я стараюсь жить так, чтобы окру­жающие не могли сказать обо мне ничем плохого    
6. Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока    
7. Я легко схожусь с людьми в лю­бой обстановке Г С
8. Больше всего со стороны окру­жающих я ценю внимание к себе    

Часть I. Психологическая диагностика

9. Я чувствую хорощее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним    
10. Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь   С
11. Я часто подолгу размышляю: пра­вильно или неправильно я что-нибудь сказал или сделал в отно­шении окружающих    
12. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает    
13. От окружающих я стараюсь дер­жаться подальше   П
14. Я не знаю своих соседей и не ин­тересуюсь ими    
15. Мне часто кажется, что окружаю­щие подозревают меня в чём-то плохом    
16. Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня    
Отношение к незнакомым людям
1. Я отношусь насторожённо к не­знакомым людям и невольно опа­саюсь зла ЭЭ Г
2. Бывает, что совершенно незнако­мый человек мне сразу внушает доверие и симпатию   ЭЭ
3. Я избегаю новых знакомств    
4. Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу    
5. Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за че­ловек, что говорят о нём люди    
6. Я никогда не доверяюсь незнако­мым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом    
7. Если незнакомые проявляют ин­терес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним    
8. Незнакомые люди меня раздража­ют, а к знакомым я уже как-то привык Ц пг
9. Я охотно и легко завожу новые знакомства ГЦ с

Глава 5, Методы психодиагностики подростков и юношей

10. Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется    
и. В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом — избегаю знакомств    
12. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым СС  
Отношение к одиночеству
1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива Н ШШ
2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее СШШ  
3. 4. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей Периодами мне лучше среди лю­дей, периодами предпочитаю оди­ночество ГЭН ЛА спшшш
5. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собесед­ником   ЭИ
6. 7. В одиночестве я скучаю по лю­дям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному    
8. Я не боюсь одиночества Ш  
9. Я боюсь одиночества, и тем не ме­нее так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве    
10. Я люблю одиночество    
11. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с не­приятностями Л  
Отношение к будущему
1. Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач    
2. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным    
3. Я стараюсь жить так, чтобы буду­щее было хорошим    
4. В будущем меня больше всего бес­покоит состояние моего здоровья    

Часть I. Психологическая диагностика

5. Я убеждён, что в будущем испол­нятся мои желания и планы ГГ  
6. Я не люблю много думать о своём будущем    
7. Моё отношение к будущему часто и быстро меняется: то я строю ра­дужные планы, то будущее кажет­ся мне довольно мрачным П  
8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания Э  
9. Я всегда невольно думаю о воз­можных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем    
10. Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших дета­лях и во всех деталях стараюсь их осуществить П  
11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту    
12. Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действи­тельности окажется моё будущее    
13. Периодами моё будущее кажется мне светлым, периодами — мрач­ным    
Отношение к новому
1. Периодами я легко переношу пе­ремены в своей жизни, но перио­дами начинаю их бояться и избе­гать    
2. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит    
3. Я люблю перемены в жизни — но­вые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг    
4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их    
5. Я люблю сам придумывать новое, всё переиначивать и делать по-своему, не так, как все Ш  
6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает   Э

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

•2
7. Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда уста­новленный порядок   И
8. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает    
9. Новое приятно, если только обе­щает для меня что-то хорошее ЛЭ  
10. Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим прин­ципам и моим интересам ПШШЭ  
Отношение к неудачам
1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и по­мощи Ш ппэ
2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малей­ших неудач опускаются руки   ЭЭ
3. Неудачи приводят меня в отчаяние Э  
.4. Неудачи вызывают у меня силь­ное раздражение, которое я изли­ваю на невинных людей    
5. Если случается неудача, то я всег­да думаю, что же я сделал не так И  
6. Неудачи вызывают у меня про­тест и негодование, желание их преодолевать    
7. Если в моих неудачах кто-то ви­новат, то я не оставляю его безна­казанным ЭЭ  
8. При неудачах мне хочется убе­жать куда-нибудь подальше и не возвращаться   л
9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но быва­ет, что серьёзные неприятности я переношу стойко    
10. Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя П ц
11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание    
12. При неудачах я ещё больше меч­таю о свершении своих желаний    
13. Я считаю, что при неудачах нель­зя отчаиваться К  

Часть I. Психологическая диагностика

Отношение к приключениям и риску
1. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск Г сс
2. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть с  
3. Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому при­нуждают обстоятельства с  
4. Временами я люблю приключе­ния и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе    
5. Приключения я люблю только ве­сёлые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю    
6. Я специально не ищу приключе­ний и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства    
7. Приключения и риск меня при­влекают, если в них мне достаётся первая роль г  
8. Бывает, что риск и азарт меня со­вершенно опьяняют   ли
Отношение к лидерству
1. Я могу идти впереди других в рас­суждениях, но не в действиях ц  
2. Я люблю быть первым в компа­нии, руководить и направлять других    
3. Я люблю опекать кого-либо одно­го, кто мне понравится    
4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку   и
5. Одним людям я нехотя подчиня­юсь, другими с удовольствием ко­мандую Сам    
6. Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами это мне надоедает    
7. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенст­во я не люблю пп  
8. Я не умею командовать другими лс  

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

9. Я не люблю командовать други­ми, меня пугает ответственность   И
10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет    
И. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следо­вали другие    
12. Я охотно следую за авторитетны­ми людьми    
Отношение к критике и возражениям
1. Я не обращаю внимание на возра­жения и критику, всегда думаю и делаю по-своему ШШ К
2. Слушая возражения и критику, я ищу доводы в своё оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать    
3. Возражения и критика меня осо­бенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую    
4. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебреже­ния ко мне    
5. Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев   Л
6. Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорча­ет и приводит в состояние уныния    
7. От критики мне хочется убежать подальше    
8. В одни периоды критику и возра­жения я переношу легко, в дру­гие — очень болезненно    
9. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и гру­бые по форме, даже если они каса­ются мелочей А  
10. Я не слышал ещё справедливой критики в свой адрес или справед­ливых возражений моим доводам   пп
11. Я сразу правильно реагирую на кри­тику и всегда стараюсь это делать Ц  

Часть I. Психологическая диагностика

12. Я убедился, что критикуют обыч­но только для того, чтобы тебе на­пакостить или самим выдвинуться   И
13. Если меня критикуют или мне воз­ражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет    
Отношение к опеке и наставлениям
1. Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право ЦП  
2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья ЭЭ  
3. Не выношу, когда меня опекают и за меня всё решают    
4. Я не нуждаюсь в наставлениях    
5. Я охотно слушаю советы того, кто меня любит    
6. Я стараюсь слушать полезные на­ставления, но это не всегда у меня получается ЦЛ  
7. Временами все наставления про­летают мимо моих ушей, а по вре­менам я ругаю себя за то, что не слушал людей    
8. Совершенно не переношу настав­ления, если они даются начальст­венным тоном    
9. Я внимательно слушаю наставле­ния и не противлюсь, когда меня опекают   И
' 10. Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не пере-    
И. ношу тех, что мне не по душе Я люблю, когда обо мне заботят­ся, но не люблю, чтобы мною ко­мандовали ИИ  
12. Я не решаюсь прервать даже вовсе никчёмное для меня наставление или избабиться от ненужного для меня покровительства   И
13. Наставления вызывают у меня сильное желание делать всё на­оборот    
14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром    

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

2 | 3
Отношениек правилам и законам
1. Когда правила и законы мне ме­шают, это вызывает у меня раз­дражение   К
2. Всегда считаю, что для интересно­го и заманчивого дела всякие пра­вила и законы можно обойти ГГ С
3. Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать    
4. Я часто боюсь, что меня по ошиб­ке примут за нарушителя законов   Г
5. Ужасно не люблю всякие прави­ла, которые меня стесняют   Л
6. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все пра­вила и законы, чередуются с пе­риодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность    
7. Всякие правила и распорядки вызы­вают у меня желание их нарушать   ц
8. Правила и законы я всегда со­блюдаю    
9. Я всегда слежу за тем, чтобы ок­ружающие люди соблюдали пра­вила   и
10. Часто упрекаю себя за то, что на­рушал правила и недостаточно строго соблюдал законы    
11. Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне уда­ётся Л  
12. Строго следую тем правилам, ко­торые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми    
Оценка себя в детстве
1. В детстве я был робким и плакси­вым ребёнком    
2. Я очень любил сам сочинять вся­кие сказки и фантастические ис­тории Г  
3. В детстве я обычно избегал учас­тия в шумных и подвижных играх    
4. Я был как все дети и ничем не от­личался от моих сверстников   ц

Часть I. Психологическая диагностика

Наши рекомендации