Факторы первого впечатления о человеке
Фактор отношения к наблюдателю ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.
Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
Фактор превосходства партнера по общению - «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения.
Вопросы для самоподготовки.
Что такое каузальная атрибуция?
Какие есть эффекты восприятия?
С чем связаны факторы первого впечатления о человеке?
Тема 14.: Прием и передача информации.
Содержание: Техники приема и передачи информации. Факторы, влияющие на их успешность. Техники слушания. Приемы активного слушания: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, резюмирование, дальнейшее развитие мыслей собеседника, отражение чувств.
Прием и передача информации.
Что происходит с информацией по мере того как она передается от человека к человеку? Информация может утрачиваться, искажаться, дополняться. Что может мешать нам услышать информацию правильно? Это когда мы недослушиваем оппонента, перебиваем, лень (нежелание думать над сказанным), излишняя эмоциональность. Часто информация искажается неосознанно, в своем рассказе мы хотим, чтобы наши поступки выглядели более выигрышными. На прием и передачу информации могут влиять различные установки по типу оценочных суждений ("хорошо-плохо", "правильно-неправильно").
Приемы, способствующие эффективному приему информации. Больше слушайте, меньше говорите сами, наблюдайте и не спешите выносить оценочных суждений. Не ждите, что партнер сможет изложить информацию кратко, логично, правильно расставляя акценты. Не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Отделяйте действительные факты от интерпретаций, оценок и суждений. Демонстрируйте уважение к партнеру, учитывайте его интересы. Помните, что человек, как правило, слышит то, что он хочет услышать или то, что ожидает. Люди могут придавать словам разное значение.
Для эффективного приема информации важно уметь слушать!
Техники слушания
Нерефлексивное слушание– способ сосредоточенного внимательного слушания, почти без собственных речевых реакций, особенно таких, которые содержат оценку сказанного или наши соображения по поводу беседы. Такой вид слушания предполагает наше невмешательство в ход мысли собеседника и минимизацию наших ответов. Это могут быть нейтральные простейшие фразы, позволяющие выразить одобрение, интерес и понимание, например: Это интересно. Понимаю. Можно ли подробнее? Что-то случилось?
Нерефлексивное слушание незаменимо для выяснения того, что скрывается за жалобой или предложением, высказыванием партнером, особенно в эмоционально напряженных ситуациях.
Большинство людей гораздо больше склонны говорить, чем слушать. Это часто приводит к неудовлетворенности общением, к ложным выводам, к высказыванию не того, что интересует партнера, к ответам на те вопросы, которых не задавали, и к игнорированию действительно важных моментов.
Пассивное (безмолвное) слушание. Предполагает эмоциональную невключенность в общение, осознание своих собственных мыслей, переживаний.
Эмпатическое слушание. Если нерефлексивное слушание выполняет задачу получения объективной полной информации, то цель эмпатического – дать собеседнику ощущение вашего сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем. Это наиболее интимный вид слушания, используемый, прежде всего, при необходимости глубокого проникновения в проблему и установления более личных отношений с партнером. Он позволяет установить наиболее глубокий контакт и поддержать его на протяжении беседы.
Эмпатическое слушание позволяет решить одну из важнейших задач – пробуждение доверия.