Практическое занятие №9-10. Психология подросткового и юношеского возраста
1.Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий:
акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, подростковый возраст, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.
2. Психологические теории подросткового возраста.
3. Структура и динамика подросткового возраста.
4. Условия кризисного характера перехода к взрослому статусу в подростковом возрасте.
5. Понятие "чувство взрослости".
Рекомендованная литература
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Кле М. Психология подростка. М., 1991.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
Практическое занятие №11. Отклоняющееся поведение подростка
- Девиантное поведение подростков: сущность и причины.
- Виды девиантного поведения (по Ю.А. Клейбергу).
- Акцентуации характера: сущность, причины и виды.
- Особенности обучения и воспитания детей «группы риска».
Рекомендованная литература
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
- Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути решения. / Под ред. Никитина В.А. – М., 1996.
- Дети «группы риска» / под ред. Ильичевой И.М. – Коломна, 2008.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов и др. – М., 1996.
Практическое занятие №12. Проблемы ранней взрослости (от 20-40 лет).
- С чем связано многочисленность критериев определения взрослости?
- Какой из критериев взрослости, по вашему мнению, наиболее адекватно воспринимается людьми и почему?
- Как объяснить существование семейных кризисов?
- В чем состоит психологическое содержание социальной роли матери и отца?
- В чем состоит, на ваш взгляд, необходимость освоения социальных ролей отца и матери? Какие трудности возникают при их освоении?
- Какие задачи стоят пред человеком в период ранней взрослости?
- В чем специфика переживаний мужчины в этот период?
- В чем специфика переживаний женщины в этот период?
- В чем проявляются экзистенциальные поиски людей в этот период?
Рекомендованная литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. – М., 2003.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб, 2006.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
- Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. // Психологический журн. 1989. № 3.
Практическое занятие № 13. Зрелый возраст
Вопросы для обсуждения
- Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития.
- Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте.
- Развитие личности в зрелом возрасте.
- Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте.
- В чем трудность определения понятия зрелости?
- Понятие кризиса идентичности и его основные характеристики и проявления у мужчин и женщин в период взрослости.
- Кризисы возрастного развития, их особенности.
- Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).
Рекомендованная литература
- Крайг Г. Психология развития. СПб: «Питер», 2000. Краснова О.В. 7.
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта. // Мир психологии, 1999, №2, с. 133-141.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.,: МПСИ, «Флинта», 1999.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии, 1999, №2, с. 74-80.
Практическое занятие № 14. Психологический портрет старого человека
- Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий:
адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрослость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизненный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, предстарческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.