Практическое занятие №9-10. Психология подросткового и юношеского возраста

1.Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий:

акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллек­тив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, подростковый возраст, половое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социаль­ная зрелость, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность.

2. Психологические теории подросткового возраста.

3. Структура и динамика подросткового возраста.

4. Условия кризисного характера перехода к взрослому статусу в подростковом возрасте.

5. Понятие "чувство взрослости".

Рекомендованная литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Кле М. Психология подростка. М., 1991.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996

Практическое занятие №11. Отклоняющееся поведение подростка

  1. Девиантное поведение подростков: сущность и причины.
  2. Виды девиантного поведения (по Ю.А. Клейбергу).
  3. Акцентуации характера: сущность, причины и виды.
  4. Особенности обучения и воспитания детей «группы риска».

Рекомендованная литература

  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.
  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
  3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути решения. / Под ред. Никитина В.А. – М., 1996.
  4. Дети «группы риска» / под ред. Ильичевой И.М. – Коломна, 2008.
  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
  6. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов и др. – М., 1996.

Практическое занятие №12. Проблемы ранней взрослости (от 20-40 лет).



  1. С чем связано многочисленность критериев определения взрослости?
  2. Какой из критериев взрослости, по вашему мнению, наиболее адекватно воспринимается людьми и почему?
  3. Как объяснить существование семейных кризисов?
  4. В чем состоит психологическое содержание социальной роли матери и отца?
  5. В чем состоит, на ваш взгляд, необходимость освоения социальных ролей отца и матери? Какие трудности возникают при их освоении?
  6. Какие задачи стоят пред человеком в период ранней взрослости?
  7. В чем специфика переживаний мужчины в этот период?
  8. В чем специфика переживаний женщины в этот период?
  9. В чем проявляются экзистенциальные поиски людей в этот период?

Рекомендованная литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. – М., 2003.
  3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – Спб, 2006.
  4. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
  5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., 1999.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984.
  8. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. // Психологический журн. 1989. № 3.

Практическое занятие № 13. Зрелый возраст

Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика возраста. Социальная ситуация развития.
  2. Общие представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте.
  3. Развитие личности в зрелом возрасте.
  4. Развитие психологических и психофизиологических функций в зрелом возрасте.
  5. В чем трудность определения понятия зрелости?
  6. Понятие кризиса идентичности и его основные характеристики и проявления у мужчин и женщин в период взрослости.
  7. Кризисы возрастного развития, их особенности.
  8. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

Рекомендованная литература

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб: «Питер», 2000. Краснова О.В. 7.
  2. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем воз­расте и проблема психологического витаукта. // Мир психологии, 1999, №2, с. 133-141.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.,: МПСИ, «Флинта», 1999.
  4. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жиз­ни. // Мир психологии, 1999, №2, с. 74-80.

Практическое занятие № 14. Психологический портрет старого человека

  1. Проведите самозачет по овладению системой следующих психологических понятий:

адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрос­лость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизнен­ный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, предстарческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сенсорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.

Наши рекомендации