Парадигма «переноса компетентности»
В англоязычной литературе по инженерии знаний под понятием «компетентность» (ехреПке) понимается набор качеств, лежащих в основе высокого уровня работы людей-специалистов, в том числе обширные познания в некоторой области, эвристические правила, упрощающие и улучшающие подходы к решению задач, метазнания и метасознание, а также «компилированные» формы поведения (навыки), обеспечивающие большую экономию при высококвалифицированной работе [Хейес-Рот, Уотерман, Ленат, 1987]. Иными словами, компетентность - это знания и опыт, которыми владеет эксперт.
Парадигма «переноса компетентности» предполагает извлечение независимых фрагментов знаний опытных специалистов, которые, как правило, оформлялись в виде так называемых продукционных правил (правил типа ЕСЛИ - ТО), и передача их компьютерной системе.
Экспертные системы первого поколения, например, такие как МУСШ [ЗпогШпе, 1976] и ОЕЫБКАЬ [РещепЬашп, Виспапап, 1978], появились в США в середине 1970-х годов.
Система MУСШ была задумана как программа, консультирующая врача при установлении диагноза и выдаче рекомендаций по лечению инфекционных заболеваний крови. Затем область применения системы была распространена на ряд других инфекционных заболеваний. При разработке к систе-
_________________ Компьютерная психодиагностика__________________
ме предъявлялись следующие требования: 1) программа должна быть полезной для пользователя-врача, предоставляя ему заслуживающие доверие рекомендации, не уступающие по качеству рекомендациям, даваемым экспертом-человеком; 2) программа должна быть ориентирована на приобретение и модификацию знаний; 3) программа должна уметь вести диалог, в ходе которого она могла бы объяснить полученный ею результат; 4) программа должна являться инструментом, помогающим врачу, а не заменяющим его.
Ситуация, в которой врач обращается за консультацией к системе, может быть, например, такой. Лечащему врачу, который не является специалистом в области инфекционных болезней, может потребоваться рекомендация по лечению такого заболевания, например, тогда, когда в ходе тяжелой операции пациенту была занесена инфекция. Сложность этой ситуации состоит в том, что приступать к лечению бактериальных заболеваний надо как можно скорее, до того, как будет установлен возбудитель болезни (так как установление точного диагноза связано с выращиванием культур и требует примерно 48 часов и более). Лечение тяжелобольных должно начинаться немедленно. Врач оказывается перед выбором: либо прописать средства, обладающие широким спектром действия (чтобы охватить все возможности), либо назначить специфическое лекарство, рискуя не угадать возбудителя заболевания и подвергнуть больного опасности. Обычно в связи с недостатком времени и опыта назначают средства широкого спектра действия. Анализ подобных ситуаций в США показал, что в течение одного года пенициллин был прописан каждому четвертому больному, причем в 90% случаев в назначении пенициллина не было необходимости [Попов, 1987].
J. Н. Воо5е(1986)вьщеляетследующиеважныеособенностиэксперт-ных систем первого поколения.
□ Прозрачность (1гапзрагепсу). Этот термин обычно используется в связи с тем, что просмотр поведения экспертной системы должен быть столь же доступным, сколь и получаемые с помощью нее результаты. Пользователь может спросить «Как?» и «Почему?» сделан тот или иной вывод, и система обязана ответить на эти вопросы.
□ Разделение знаний на независимые фрагменты (кпо^1ес1ёе спип-кшв). Знания должны быть представлены в виде небольших кусков или частей (чанков), которые могут быть легко модифицированы независимо от остальных знаний.
□ Отделение знаний от механизма вывода (крапКюп оГ кпо^1ес1ёе
апо- геаношпё). Знания должны храниться отдельно от использу
ющего их механизма вывода. При построении экспертной сис
темы следует учитывать возможность модификации знаний без
изменения программного кода. Запись фрагментов знаний на
естественном языке упрощает работу по модификации знаний.
Ниже представлен такой фрагмент знаний - пример правила системы МУСПЧ, записанного во внутренней и внешней форме (на естественном языке) [Попов, 1987].
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
"«И
В»™ети^ рдвЕНконт
Структура экспертной системы продукционного типа включает в себя базу знаний, базу данных, механизм вывода, подсистему приобретения знаний, подсистему общения и подсистему объяснения [Та-унсенд,Фохт,1990].
База знаний - это память для хранения правил, которая содержит набор срабатывающих в определенных ситуациях правил, имеющих форму ЕСЛИ-ТО.
Для примера рассмотрим задачу поиска неисправностей автомобиля. Обнаружив, что автомобиль неисправен, специалист пытается оп-
Автомобиль
Система охлаждения