Ход игры и другие игровые правила
Когда подростки познакомятся на примерах с основными правилами (борьбы со своими недостатками, правилом игрового спора, правилом сомнения и др.), начи-
нается основная игра. На средину стола выкладывается стопка карточек «путей-достижений», предварительно разложенная по этапам жизни. Разыгрывается каждая карточка «путей» в отдельности, и достается она только одному — самому достойному, т.е. только тому, чьи возможности в наибольшей степени позволяют пройти этот путь...
Если окажется, что самого достойного выявить не удается (например, два и более человек окажутся одинаково достойными), то разыгрываемая карточка путей не достается никому, а все игроки наказываются за то, что они не смогли выявить наиболее достойного среди себя — каждому вручается карточка с непривлекательной возможностью (с «дыркой»), которая обязательно обменивается на имеющуюся привлекательную карточку.
Ведущий на примере показывает, как разыгрывается первая карточка путей-достижений. Например, разыгрывается путь — «Лидерство среди сверстников» (карточка лежит сверху в стопке карточек путей-достижений). У ведущего (как и у других участников) 6 карточек с возможностями. Если игрок (ведущий, демонстрирующий это правило) хочет получить карточку «лидерства», то он должен за свой первый ход выложить карточку с такой возможностью, которая обеспечила бы ему такое «лидерство». Например, выкладывается карточка «Воля», или «Сообразительность», или «Жажда приключений»... Обычно мало кто сомневается, что такие качества способствуют «лидерству», и тогда ход считается правильным. Все другие участники также выкладывают по одной карточке со своими игровыми возможностями. Если все выложенные карточки ни у кого не вызывают сомнения, то каждый игрок делает по второму ходу, т.е. выкладывает следующую карточку со своими возможностями, и так до тех пор, пока не закончатся все 6 карточек. При этом карточки с возможностями каждый игрок выкладывает одна на другую, чтобы получилась стопочка, иначе на столе очень быстро образуется путаница. Но если, например, уже на третьей попытке выявится самый достойный, то, естественно, разыгрывание данной карточки путей-достижений завершается, т.е. каждому не нужно выкладывать все шесть своих карточек с возможностями.
Но если у игрока быстро заканчиваются «сильные» карточки и остаются карточки с такими возможностями,
как «Немножко тупость», «Безволие» и т.п., то «лидерства» ему скорее всего не видать. Поэтому для успешной игры очень выгодно постоянно заботиться о том, чтобы качества-возможности были «сильными» и позволяли претендовать на привлекательные «пути-достижения». Улучшить расклад своих 6 возможностей можно разными путями. Во-первых, как уже отмечалось, каждый игрок может бороться со своими недостатками, но не более одного раза между разыгрыванием карточек путей-достижений. Во-вторых, если игрок окажется самым достойным, то в награду он получает новую карточку с возможностями, но только с таким знаком («звездой» или «дыркой»), который обозначен на полученной им карточке «путей»... Отказываться от такой награды нельзя. Здесь просто смоделировано известное правило жизни: что бы человек ни сделал, это обязательно отражается на нем самом...Наконец, в-третьих, игрок может существенно улучшить свой расклад возможностей в удачных игровых спорах, за которые также полагаются призы — карточки со «звездами».
В ходе выявления самого достойного игроки также высказывают друг другу сомнения в правильности ходов своих товарищей. И здесь также действует правило игрового спора. Напоминаем, что если игрок сразу же соглашается с сомнением своего товарища, то и спора не происходит: он просто выбывает из дальнейшего разыгрывания данного пути-достижения и вновь включается в игру при разыгрывании следующего пути. Если игрок не обладает «сильными» возможностями, то он обычно отказывается от споров, и тогда игра набирает темп.
При разыгрывании карточек «путей-достижений» действует и такое негласное правило: если разыгрывается привлекательный или неопределенный путь-достижение (со «звездой» или без знака привлекательности), то предполагается, что многие хотят его получить и, соответственно, стремятся это сделать. В оценке удачности ходов, что важно для «высказывания» или «невысказывания» своих сомнений, все исходят из того, что выкладываются карточки с возможностями, хоть как-то способствующими получению данной карточки пути-достижения. При этом действует правило: каждый игрок может отказаться от разыгрывания привлекательного или неопределенного пути, но сам путь разыгрывается лишь в том случае, когда
имеются хотя бы два желающих побороться за его достижение (иначе не будет реализован принцип соревновательности в игре).
Но если разыгрывается заведомо непривлекательный путь-достижение (с «дыркой»), то каждый игрок обязан участвовать в таком разыгрывании. При этом предполагается, что многие не хотят получить такую карточку, и точно так же это учитывается при обозначении своего «сомнения» (или «согласия») с ходами своих товарищей. В этом случае игра сводится к тому, чтобы избежать (обойти) данный путь-достижение, чтобы он достался не тебе, а кому-то другому. Например, мало кто даже из игроков-хулиганов захочет «Предать близкого человека» или впасть в «Старческий маразм»...
Напоминаем, что если при разыгрывании данного пути-достижения не удается выявить наиболее достойного игрока, то все участники наказываются новой карточкой с «дыркой». Это правило заставляет игроков не только более придирчиво относиться друг к другу, но и повышает планку требований к игровому спору, отметая декларативные и «очаровательно-бессодержательные» аргументации. При этом наказываются и те игроки, которые при разыгрывании привлекательных или неопределенных путей отказались от игры, т.к. они все-таки имели возможность высказывать свои сомнения, даже не участвуя в разыгрывании данного пути.
Иногда в игре возникают ситуации, когда игрок хочет избежать привлекательное достижение со «звездой» или, наоборот, заполучить то, что помечено «дыркой»... В этом случае игрок либо выкладывает заведомо не подходящие для привлекательного достижения карточки с возможностями, либо сам заявляет о готовности поспорить и доказать, что его возможности не соответствуют данному достижению (или, наоборот, соответствуют непривлекательному достижению). Если игрок заявляет, что он не хочет вообще разыгрывать данную карточку путей-достижений, то действует правило: если карточка путей выложена на стол, то все обязаны участвовать в ее разыгрывании. В том-то и смысл игры, чтобы достичь желаемого и избежать явно не желаемого, даже независимо от знака на самой карточке...
Игра обычно проходит достаточно эмоционально, игроки переживают свои неудачи и некоторые из них могут
сильно расстроиться и впасть в отчаяние (иногда бывает, что из-за неудач кто-то, наоборот, начинает бравировать и заявляет, что он «специально хочет брать все самое худшее»...). На этот случай имеется правило бескорыстной помощи друг другу. Если игрок захочет помочь своему товарищу (помочь сделать ход, поспорить и т.п.), то он может сделать это только с его согласия. Если согласие получено, то действуют следующие условия. В случае удачной помощи все призы и награды достаются тому, кому помогали. Если же помощь оказалась неудачной, то наказывается тот, кто помогал. Но, даже несмотря на это, многие успешные игроки пытались проявить свое благородство и помогать своим менее успешным товарищам (когда игра-то спорится, хочется и благородство проявить — опять как в реальной жизни...).