Роль воображения в учебе, научн. и худ.творчестве

В школьном возрасте происходит важный сдвиг в воображении. В процессе обучения ребенок получает новые представления об окруж. мире и для того, чтобы их усвоить ребенок активно использует воображение.т.е. образы восприятия перерабатываются в образы воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Вообще воображение играет огромную роль в творческом процессе. Возможность творить обеспечивается имеющимися у чел-ка знаниями, способностями, целеустремленностью. Долгое время считалось невозможным научить творческому процессу. Однако Уолиссу удалось выделить 4 стадии творческого процесса:

1.подготовка

2.созревание

3.озарение

4.проверка

Анализ-синтез

Понятие об интеллекте. Виды интеллекта. Интеллект и креативность

Интеллект-способность научаться из опыта, используя возможности познавания, чтобы ускорить процесс научения, а также способность адаптироваться к окр.среде.

Гардмер-6 видов интеллекта

1.лингвистический

2.логико-математический

3.музыкальный

4.пространственный

5.телесно-кинестетический

6.личностный(внутриличностный-управление своими чувствами, межличностный-замечать чувства других)

Хеб: 1.интеллект А(потенциал в момент зачатия)

2.интеллект Б(потенциал + окр.среда)

Интеллект

1.учебный(решение учебных задач)

2.практический(решение каждодневных проблем)

3.творческий(в нестандартных ситуациях)

4.социальный(сопереживание, понимание других)

Терстоун(7 первичных умственных способностей)

1.счетная способность

2.вебральная гибкость

3.вербальное восприятие

4.пространственная ориентация

5.память

6.способность к рассуждению

7.быстрота восприятия сходства или различия

Воля. Общаяхар-ка волевого процесса. Импульсивные волевые действия. Функции воли.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Функции:

1. Побудительная ( я должен)

2. Тормозная (я не буду)

Волевой процесс: побуждение к совершению действия – желание (влечение) – осмысление цели действия – принятие решения действовать – волевое усилие – исполнение волевого действия.

Поведение (действие) : непроизвольное( импульсивное и неосознанное); произвольное (сознательное)

Волевые: отличаются уровнем сложности – подъём на гору

Структура волевого процесса. Борьба мотивов и индивидуальные особенности принятия решения. Локус контроля

Волевой процесс:

Осознание цели и стремление её достичь

Осознание возможности достижения цели

Появление мотивов, утверждающих (отвергающих) эти возможности

Борьба и выбор мотивов

Осуществление принятого решения

Преодоление препятствий до достижения целей

Борьба мотивов – столкновение нескольких желаний

Типы решительности:

1. Разумная решительность

2. После затянувшейся нерешительности – выбор неверного

3. Автоматическое, лишь бы не останавливаться

4. Внутренний перелом – решительность

5. Волевое усиление одного из мотивов

Локус контроля – склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или наоборот, собственным усилиям, способностям.

Волевые качества личности. Связь воли с процессами сознания. Волевое усилие

Волевые качества:

1. Целеустремлённость (сознательная активная направленность личности на достижение результата)

2. Настойчивость (стремление к достижению цели)

3. Инициативность (реализация возникших идей)

4. Самостоятельность (не поддаваться влиянию различных факторов)

5. Решительность (отсутствие излишних колебаний)

Сила воли – обобщённая способность преодолевать затруднения на пути к поставленной цели.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующие физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие осознанно.

Проявления мышления требует постановки цели и выбор средств достижения.

Понятие об эмоциях и чувствах. Роль чувств в практической деятельности человека

Эмоции – форма отражения, ранее других проявляющаяся в филогенезе и онтогенезе, свойственная человеку и животному, объединяющая субъективные переживания и физиологические реакции.

Чувства – форма отражения, свойственная только человека, обобщающая эмоциональное и понятийное отражение. Чувство = эмоция + понятие

Эмоции сопровождаются физиологическими реакциями, чтобы вызвать адекватную реакцию на ситуацию (страх – сердцебиение – выброс адреналина – нужное действие( убегать))

Большинство эмоциональных состояний отражаются на особенностях поведения человека.

Функции эмоций. Качества эмоций

Функции эмоций:

1. Отражение (усталость – нужно отдохнуть)

2. Регуляция (определяет поведение человека, порождая стремление к цели)

1. Оценить степень угрозы или благополучия

2. Удовлетворить потребность вызванную эмоциями.

Качества эмоций:

1. Положительные/отрицательные

2. Двойственные эмоции

3. Стенические (придают силу) – астенически (лишают силы)

Наши рекомендации