Ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ
Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ребенок действует так, как взрослый.
Кризис 3 лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослыми.
Симптомы кризиса 3 лет:
а) негативизм;
б) эгоцентризм;
в) упрямство;
г) строптивость;
д) своеволие;
е) обесценивание взрослых;
ж) протест-бунт;
з) стремление к деспотизму.
Кризис трех лет - это кризис социальных отношений, кризис выделения своего «Я» ( кризис «Я – сам»).
Из новообразований кризиса 3-х лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого, тенденция жить общей жизнью с взрослым.
На втором году жизни эмоциональными нарушениями по Бреславу являются:
- отсутствие эмоционального заражения (синтонии);
- «застревание» эмоционального процесса;
- отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей;
- отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
- боязнь безопасных предметов;
- эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (игрушке);
- равнодушие и апатия ребенка.
Основная литература:
1. Л.Ф. Обухова. Возрастная психология. – М.: Тривола, 2004.- С.212-230.
2. В.Д. Менделевич. Клиническая и медицинская психология. М.: Медпресс, 1998. – С.422-424.
3. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 2002. – С.381-384.
4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской.-М: Гардарики, 2001.- С.65-70.
Работа на занятии
Задание 1.
Вашему вниманию предлагается краткий вариант теста «Несуществующее животное».
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное».
Показатели и интерпретация:
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.
Положение ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, претензия на признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).
Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности.
Голова, повернутая влево – тенденция к размышлению, нерешительность
Положение в фас – эгоцентризм.
Глаза. Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха.
Ресницы – показатель истероидно-демонстративных манер.
Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя.
Рот. Приоткрытый рот и язык – болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Зачерченный открытый рот – легкость возникновения страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия.
Рога – защита, агрессия.
Перья – тенденция к самоукрашению или самооправданию.
Грива – чувственность.
Несущая часть фигуры(опорная – ноги, лапы, постаменты)
Рассматривается основательность этой части фигуры – основательность, обдуманность принятия решений, опора на значимую информацию. В противном случае – поверхностность суждений, импульсивность принятия решений (особенно при отсутствии ног). Повторяемость формы ног – конформность суждений, банальность.
Разнообразие в положении этих деталей – самостоятельность, творческое начало.
Характер соединения ног с корпусом – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Части, возвышающиеся над уровнем фигуры,могут быть функциональными или украшающими. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики, цветки, кудри. Первые – это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, либо любознательность, завоевание себе места под солнцем. Вторые – демонстративность, манерность.
Хвосты – выражают отношение к собственным действиям или размышлениям. Вверх – уверенно, положительно, хвост же падающий вниз, показывает недовольство собой, раскаяние.
Контур фигуры.Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, затемнения линий, контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх, если есть затемнения контурной линии, подозрительность, если поставлены щиты, направленные вверх – против старших по возрасту или положению, вниз – против непризнания у подчиненных, боковые – недифференцированная опасливость.
Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей.
Чем выше энергия, тем больше деталей, и наоборот, отсутствие таковых – экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание.
Характер линии при астении – слабая, паутинообразная, при тревожности – жирная с нажимом.
Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает фигуру готового, существующего животного.
Задача 2.
Сережа (1г.1м.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.
Катя (2г.1м.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу – качает, машинку – везет, карандашом – рисует.
Как называются действия с игрушками Сережи и Кати?
В чем их различие?
Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями?
Задача 3.
Алеша забросил мячик на шкаф и безуспешно пытается достать его. Мама предлагает ему подумать. Алеше отвечает: «Не надо думать, надо доставать!»
Определите примерно возраст малыша.
Какие особенности мышления проявились у малыша в данном случае?
Задача 4.
Увидев первый раз волка в зоопарке Петя спросил маму «Почему тут Рекс?» (Рекс – собака соседей).
Определите примерно возраст ребенка.
Объясните, почему ребенок так воспринял волка?
Задача 5.
Петя (2г.7м.) много болел, подолгу находился в больнице, практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя нормально говорил.
Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
Задача 6.
Мать сняла с девочки пальто, шапочку, внесла ее в комнату и осторожно опустила на пол, а девочка вдруг – раз! – и улеглась на пол. Мать испугалась.
- Доченька что это ты? Упала? Ну, встань скорее. Дочь продолжала лежать.
- Миленькая, что с тобой? Поднимайся!
Но девочка лежала и смотрела на мать. Когда мать попыталась ее поднять, дочка начала брыкаться. Мать стала настаивать – дочь в слезы. Прикрикнула – еще хуже.
Все стали советовать, суетиться, уговаривать. Только девочка невозмутимо лежала на полу, барабаня ногами.
Какой мотив поведения девочки проявился в данной ситуации?
Каким детям свойственно такое поведение?
Как следует реагировать на это взрослым?
Итоговый контроль
I. Верно или неверно?
1.Своеобразие новой социальной ситуации развития: ребенок живет через взрослого.
2. Манипулируя с предметами ребенок учитывает их назначение.
3. Кризису 3-х лет приводит новообразование «Я - сам».
4. В раннем возрасте начинает формироваться наглядно-образное мышление.
II. Установите соответствие:
А. Младенчество 1. Отсутствие синтонии
В. Раннее детство 2. Отсутствие положительных
эмоций при появлении новых игрушек
3.«Застревание» эмоционального процесса
4. Отсутствие «комплекса
оживления»
5. Отсутствие четких
мимических реакций
III. Выберите правильный ответ.
1. Ведущим типом деятельности раннего детства является:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственно-эмоциональное общение;
в) предметная деятельность;
г) вербальное общение.
2. Цель предметного действия выявляется на этапе:
а) показа;
б) совместного действия;
в) речевого указания;
г) частично-совместного действия.
3. Формула социальной ситуации в раннем детстве такова:
а) РЕБЕНОК – предмет – взрослый;
б) ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый;
в) ребенок – предмет – ВЗРОСЛЫЙ;
г) РЕБЕНОК – предмет – ВЗРОСЛЫЙ.
Тема: Дошкольный возраст. Кризис 7 лет.
Цель занятия:Сформировать представления о психологических особенностях дошкольного периода. Знать особенности психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Информационный материал:
Дошкольный возраст – от 3 до 6(7) лет.
Социальная ситуация развития: впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.
Идеальная форма – это та сфера, в которую ребенок пытается войти.
Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей.
Формула социальной ситуации развития дошкольника: