Комплексная социально-психологическая методика оценки

Л. Г. ПОЧЕБУТ, В. А. ЧИКЕР

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2002

ББК 88.4 П65

ОГЛАВЛЕНИЕ



Комплексная социально-психологическая методика оценки - student2.ru Комплексная социально-психологическая методика оценки - student2.ru Рецензенты: кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (зав. каф. докт. филос. наук, действительный член Международной академии психологических наук, Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств Б. Д. Па-рыгин), докт. психол. наук, действительный член Балтийской педа­гогической академии А. Л. Свенцицкий (СПбГУ), канд. экон. наук А. А. Прохватилов (СПбТИ).

Печатается по постановлению

Редакционно-издателъского совета факультета психологии Санкт-Петербургского университета

ПочебутЛ. Г., ЧикерВ. А.

П 65 Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.-298 стр.

ISBN 5-9268-0013-7

В учебном пособии рассмотрены актуальные проблемы организационной соци­альной психологии. Определен предмет этой прикладной отрасли науки, проанали­зированы психологические особенности организаций различного типа малой груп­пы, ее социально-психологический климат, специфика конфликтов, психологические особенности внедрения инноваций, методы оценки и работы с персоналом, карьер­ные ориентации людей и проблемы мотивации труда. Представлены новые методики социальной психологии.

Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специ­альных факультетов, практических психологов, работающих в различных организа­циях и отраслях промышленности. Оно может быть полезно социологам, конфликто­логам, специалистам в области менеджмента, руководителям фирм и корпораций, научным работникам.

© Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 2000 © Издательство «Речь», 2000

ISBN 5-9268-0013-7

Предисловие.......................................................................................................... 5

Глава I. Предмет организационной социальной психологии............................... 9

§ .1. Основные понятия организационной социальной психологии........... 10

§ 2. Место и роль психолога в фирме................................ ,........................ 11

Рекомендуемая литература.................................................................................. 16

Глава II.Зарубежная организационная социальная психология........................ 17

§ 1. Американская классическая школа........................................................ 18

Теория Ф. У. Тейлора............................................................................. 18

Теория Г. Эмерсона................................................................................. 20

§ 2. Американская социально-психологическая школа............................... 22

Теория Э. Мейо....................................................................................... 22

Теория Д. Мак-Грегора........................................................................... 26

Теория Ф. Херцберга.............................................................................. 29

§ 3. Японская школа...................................................................................... 34

Рекомендуемая литература.................................................................................. 47

Глава III.Социальная психология организаций................................................ 48

§ 1. Классификации социальных групп........................................................ 49

§ 2. Организация как средняя социальная группа........................................ 51

Типы структур организации................................................................... 51

Функции организации............................................................................. 53

§ 3. Показатели эффективности организации............................................... 54

Рекомендуемая литература.................................................................................. 60

Глава IV.Социальная психология малой группы............................................. 61

§ 1. Условия образования малой группы..................................................... 62

§ 2. Динамика группы................................................................................... 74

§ 3. Групповые эффекты..... >........................................................................ 97

§ 4. Уровни развития группы............................................................. ........ 118

Рекомендуемая литература................................................................................ 126

Глава V. Социально-психологический климат.................................................. 127

§ 1. Сущность социально-психологического климата............................... 128

§ 2. Факторы формирования социально-психологического климата........ 130

§ 3. Показатели социально-психологического Климата......................... 133

Рекомендуемая литература.............................................................................. 139

Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций.................... 140

§1. Психологическое содержание понятия «инновация»....................... 141

Социально-психологические факторы обеспечения успешного

внедрения нововведений............................................................................. 145

§ 3. Психологический барьер по отношению к нововведениям.............. 149

Рекомендуемая литература.................................................... ;........................ 154

Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения

конфликтов........................................................................................................ 155

§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классифика­
ции конфликтов........................................................................................... 156

§ 2. Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по

объему взаимодействия.............................................................................. 163

Межгрупповой конфликт..................................................................... 164

Внутригрупповой конфликт................................................................. 166

Межличностный конфликт................................................................... 168

§ 3. Основные стадии конфликта. Управление конфликтом.................. 170

Рекомендуемая литература.............................................................................. 177

Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологи­
ческие особенности личности руководителя .................................................. 178

Основные функции и алгоритм оценки персонала организации..... 179

Комплексная социально-психологическая методика оценки

инженерных кадров............................................................ :..................... 184

§ 3. Рекомендации по проведению и использованию результатов процедур ..191
Рекомендуемая литература.............................................................................. 194

Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры.................. 195

§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»......... 195

§ 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры...................... 203

§ 3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна......................... 207

Рекомендуемая литература.............................................................................. 212

Наши рекомендации