Комплексная социально-психологическая методика оценки
Л. Г. ПОЧЕБУТ, В. А. ЧИКЕР
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РЕЧЬ
Санкт-Петербург 2002
ББК 88.4 П65
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты: кафедра социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (зав. каф. докт. филос. наук, действительный член Международной академии психологических наук, Академии гуманитарных наук, Петровской академии наук и искусств Б. Д. Па-рыгин), докт. психол. наук, действительный член Балтийской педагогической академии А. Л. Свенцицкий (СПбГУ), канд. экон. наук А. А. Прохватилов (СПбТИ).
Печатается по постановлению
Редакционно-издателъского совета факультета психологии Санкт-Петербургского университета
ПочебутЛ. Г., ЧикерВ. А.
П 65 Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002.-298 стр.
ISBN 5-9268-0013-7
В учебном пособии рассмотрены актуальные проблемы организационной социальной психологии. Определен предмет этой прикладной отрасли науки, проанализированы психологические особенности организаций различного типа малой группы, ее социально-психологический климат, специфика конфликтов, психологические особенности внедрения инноваций, методы оценки и работы с персоналом, карьерные ориентации людей и проблемы мотивации труда. Представлены новые методики социальной психологии.
Учебное пособие предназначено для студентов-психологов, слушателей специальных факультетов, практических психологов, работающих в различных организациях и отраслях промышленности. Оно может быть полезно социологам, конфликтологам, специалистам в области менеджмента, руководителям фирм и корпораций, научным работникам.
© Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, 2000 © Издательство «Речь», 2000
ISBN 5-9268-0013-7
Предисловие.......................................................................................................... 5
Глава I. Предмет организационной социальной психологии............................... 9
§ .1. Основные понятия организационной социальной психологии........... 10
§ 2. Место и роль психолога в фирме................................ ,........................ 11
Рекомендуемая литература.................................................................................. 16
Глава II.Зарубежная организационная социальная психология........................ 17
§ 1. Американская классическая школа........................................................ 18
Теория Ф. У. Тейлора............................................................................. 18
Теория Г. Эмерсона................................................................................. 20
§ 2. Американская социально-психологическая школа............................... 22
Теория Э. Мейо....................................................................................... 22
Теория Д. Мак-Грегора........................................................................... 26
Теория Ф. Херцберга.............................................................................. 29
§ 3. Японская школа...................................................................................... 34
Рекомендуемая литература.................................................................................. 47
Глава III.Социальная психология организаций................................................ 48
§ 1. Классификации социальных групп........................................................ 49
§ 2. Организация как средняя социальная группа........................................ 51
Типы структур организации................................................................... 51
Функции организации............................................................................. 53
§ 3. Показатели эффективности организации............................................... 54
Рекомендуемая литература.................................................................................. 60
Глава IV.Социальная психология малой группы............................................. 61
§ 1. Условия образования малой группы..................................................... 62
§ 2. Динамика группы................................................................................... 74
§ 3. Групповые эффекты..... >........................................................................ 97
§ 4. Уровни развития группы............................................................. ........ 118
Рекомендуемая литература................................................................................ 126
Глава V. Социально-психологический климат.................................................. 127
§ 1. Сущность социально-психологического климата............................... 128
§ 2. Факторы формирования социально-психологического климата........ 130
§ 3. Показатели социально-психологического Климата......................... 133
Рекомендуемая литература.............................................................................. 139
Глава VI. Психологическое обеспечение внедрения инноваций.................... 140
§1. Психологическое содержание понятия «инновация»....................... 141
Социально-психологические факторы обеспечения успешного
внедрения нововведений............................................................................. 145
§ 3. Психологический барьер по отношению к нововведениям.............. 149
Рекомендуемая литература.................................................... ;........................ 154
Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения
конфликтов........................................................................................................ 155
§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «конфликт». Классифика
ции конфликтов........................................................................................... 156
§ 2. Социально-психологическое содержание конфликтов, различающихся по
объему взаимодействия.............................................................................. 163
Межгрупповой конфликт..................................................................... 164
Внутригрупповой конфликт................................................................. 166
Межличностный конфликт................................................................... 168
§ 3. Основные стадии конфликта. Управление конфликтом.................. 170
Рекомендуемая литература.............................................................................. 177
Глава VIII. Подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала. Психологи
ческие особенности личности руководителя .................................................. 178
Основные функции и алгоритм оценки персонала организации..... 179
Комплексная социально-психологическая методика оценки
инженерных кадров............................................................ :..................... 184
§ 3. Рекомендации по проведению и использованию результатов процедур ..191
Рекомендуемая литература.............................................................................. 194
Глава IX. Психологические аспекты индивидуальной карьеры.................. 195
§ 1. Социально-психологическое содержание понятия «карьера»......... 195
§ 2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры...................... 203
§ 3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна......................... 207
Рекомендуемая литература.............................................................................. 212