Психологии в системе Министерства образования

Российской Федерации*

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

(...) 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации “об образовании”, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями службы являются:

· содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

· содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

· оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

содействие педагогическим работникам, родителем (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи службы:

· психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

· формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

· участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

· содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей. нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

· психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

· психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

· психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. воспитанников образовательных учреждений.

· психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

· консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителем (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования Россиии.

13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

• Для координации деятельности специалистов разного профиля, в соответствии с Письмом Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г., на базе общеобразовательных учреждений рекомендуется создание психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк).

В зависимости от конкретных условий специальное психолого-педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях и медицинский патронаж детей с проблемами в развитии может осуществляться как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях массового вида.

Приложение 7.

О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения*

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специали­стов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии и/или состояниями де­компенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреж­дения любого типа и вида независимо от организационно-право­вой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя об­разовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (пред­седатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного об­разовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефекто- лог и/или учитель-ло­гопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская се­стра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обу­чающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или со­стояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей об­разовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
– выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии (или состояний декомпенсации);

– профилактика физических, интеллектуальных и эмоцио­нально-личностных перегрузок и срывов;

– выявление резервных возможностей развития;

– определение характера, продолжительности и эффективнос­ти специальной (коррекционной) помощи в рамках имею­щихся в данном образовательном учреждении возможностей;

– подготовка и ведение документации, отражающей актуаль­ное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

– В обязанности ПМПк (консилиума) входит:

– изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование);

– выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особен­ностей развития познавательной и эмоционально-личностной
сфер (психологическое изучение);

– изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и
на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследо­вание детей с отклонениями в развитии и (или состояниями де­компенсации). Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» оп­ределяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специ­алистов за работу в составе ПМПк следует планировать забла­говременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществля­ется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образо­вательным учреждением и родителями (законными представите­лями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учрежде­нии, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. Поданным обследования каждым специалистом составля­ется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследова­ния ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках воз­можностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так Психологии в системе Министерства образования - student2.ru Психологии в системе Министерства образования - student2.ru Психологии в системе Министерства образования - student2.ru же при необходимости углубленной диагностики или разреше­ния конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк ре­комендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внепла­новые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всесто­роннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии (или состояниями декомпенсации); плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (за­конных представителей) и специалистов ПМПк о необходимос­ти обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и про­ведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализа­ции рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учи­тель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффектив­ность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повтор­ных обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все спе­циалисты, участвовавшие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и реко­мендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщен­ную характеристику структуры психофизического развития ребен­ка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекци­онной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представите­лей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомен­дации реализуются только с их согласия.

21. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации:

– установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

– выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;

– выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереть­ся в коррекционной работе;

– анализ хода развития и результатов педагогической работы.

22. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представите­лям) на руки или направляется по почте, копии заключений спе­циалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации за­ключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

В Договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:

1. Направлять детей и подро­стков с отклонениями в раз­витии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:

– при возникновении труд­ностей диагностики;

– в спорных и конфликтных случаях;

– при отсутствии в данном образовательном учрежде­нии условий для оказания необходимой специализи­рованной психолого-ме­дико-педагогической по­мощи.

2. Информировать ПМПк соответствующего уровня:

– о количестве детей в обра­зовательном учреждении, нуждающихся в специали­зированной психолого-медико-педагогической помощи;

– о характере отклонений в развитии детей, получаю­щих специализированную психолого-медико-педа­гогическую помощь в рам­ках данного образователь­ного учреждения;

– об эффективности реализа­ции рекомендаций ПМПк.

В свою очередь ПМПК(комиссия) обязуется:

1. Проводить своевременное бес­платное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую по­мощь, обеспечивать обмен опы­том между специалистами психо­лого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально от­носящихся к данной ПМПК.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отно­шению к детям, прошедшим об­следование на ПМПК, при необ­ходимости вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возмож­ностях оказания ребенку психо­лого-медико-педагогической по­мощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Основные блоки документации ПМПк.

1. «Вкладыши»:

– педагогическая характеристика;

– выписка из истории развития.

При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.

2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержден­ным фор-

мам):

– заключения специалистов ПМПк;

– коллегиальное заключение ПМПк;

– дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффек­тивности; сведений о реализации и эффективности ре­комендаций ПМПк и ПМПк образовательного учреждения.

Приложение 8.

Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями* (Извлечения)

В целях создания оптимальных условий для воспитания, обу­чения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями и в соот­ветствии с Положением о психолого-медико-педагогической службе Московской области, Законом Московской области «Об образовании», Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанни­ков с отклонениями в развитии от 12.03.97 № 288 Психологии в системе Министерства образования - student2.ru < ...>:

1.2. Проводить заседания комиссии по отбору детей до­школьного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

1.3. Осуществлять медико-педагогическое освидетельствова­ние указанного контингента детей с целью направления в соответствующие образовательные учреждения с учетом состояния детей.

1.4. В диагностически сложных случаях решать вопросы о направлении детей в научно-исследовательские центры и лечеб­но-профилактические учреждения областного и федерального уровня.

1.5. Оказывать организационную, консультативную, методи­ческую помощь зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям.

1.6. Осуществлять контроль за работой зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий.

1.7. При необходимости длительного динамического наблюде­ния за учащимися направлять их в диагностические классы.

2. Руководителям муниципальных органов управления обра­зованием:

2.1. Укомплектовать психолого-медико-ледагогические комис­сии квалифицированными специалистами.

2.2. При невозможности укомплектования зональных, город­ских и районных психолого-медико-педагогических комиссий квалифицированными специалистами заключать договоры со специалистами областных лечебно-профилактических и образо­вательных учреждений.

2.3. Обеспечить контроль по своевременному выявлению, об­следованию детей на психолого-медико-педагогических комис­сиях.

2.4. Обеспечить функционирование в городе (районе) единой психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельство­ванию детей как дошкольного, так и школьного возраста.

2.5. Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об об­разовании» по согласованию с Министерством образования Мос­ковской области.

3. Зональным, городским и районным психолого-медико-пе­дагогическим комиссиям:

3.1. Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с пробле­мами в физическом развитии.

3.2. Осуществлять освидетельствование детей на психолого-меди- ко-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и в их обязательном присутствии при наличии следующей документации:

- выписки из истории развития ребенка, подписанной глав­ным врачом поликлиники;

- направления районного психоневролога;

- характеристики из детского учреждения, в котором находил­ся ребенок;

- заключения психолого-медико-педагогического конси­лиума;

- ученических тетрадей и рисунков ребенка;

- личного дела из школы;

- для детей с проблемами в физическом развитии - заключе­ния специалистов Московского областного консультативно-диагностичес-кого центра для детей.

4. Руководителям территориальных органов управления здра­воохранением:

4.1. Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинго­лога, окулиста, ортопеда.

4.2. Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следующими документами:

- подробной выпиской из истории развития ребенка;

- заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.

Приложение 9.

Наши рекомендации