Психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации*
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(...) 2. Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса.
3. Служба оказывает содействие формированию образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации “об образовании”, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим положением.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ
5. Целями службы являются:
· содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
· содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
· оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителем (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
6. Задачи службы:
· психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
· содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
· формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;
· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
· участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
· содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказывается учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей. нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.
9. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
· психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
· психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
· психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. воспитанников образовательных учреждений.
· психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
· консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителем (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования Россиии.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
• Для координации деятельности специалистов разного профиля, в соответствии с Письмом Министерства Образования РФ от 27.03.2000 г., на базе общеобразовательных учреждений рекомендуется создание психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк).
В зависимости от конкретных условий специальное психолого-педагогическое сопровождение, а в некоторых случаях и медицинский патронаж детей с проблемами в развитии может осуществляться как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях массового вида.
Приложение 7.
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения*
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов / групп, педагог-психолог, учитель-дефекто- лог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невролог, психиатр), медицинская сестра. Как правило, для участия в работе ПМПк приглашаются логопед, коррекционный педагог (педагог-дефектолог), практический психолог, врач, воспитатель или учитель начальных классов.
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
– выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии (или состояний декомпенсации);
– профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
– выявление резервных возможностей развития;
– определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
– подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
– В обязанности ПМПк (консилиума) входит:
– изучение психофизического и соматического состояния ребенка (медицинское обследование);
– выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной
сфер (психологическое изучение);
– изучение социальной ситуации развития ребенка, запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и
на начальной ступени обучения (педагогическое изучение).
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или состояниями декомпенсации). Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. Поданным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а так же при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии (или состояниями декомпенсации); плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; заключение подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации:
– установление четких целей коррекционной работы с ребенком, путей и сроков их достижения;
– выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых;
– выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;
– анализ хода развития и результатов педагогической работы.
22. При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
В Договоре о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического-консилиума (ПМПк) образовательного учреждения указывается, что ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК (комиссию) в следующих случаях:
– при возникновении трудностей диагностики;
– в спорных и конфликтных случаях;
– при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПк соответствующего уровня:
– о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
– о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения;
– об эффективности реализации рекомендаций ПМПк.
В свою очередь ПМПК(комиссия) обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПк, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Основные блоки документации ПМПк.
1. «Вкладыши»:
– педагогическая характеристика;
– выписка из истории развития.
При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным фор-
мам):
– заключения специалистов ПМПк;
– коллегиальное заключение ПМПк;
– дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы; о мероприятиях, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности; сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк и ПМПк образовательного учреждения.
Приложение 8.
Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями* (Извлечения)
В целях создания оптимальных условий для воспитания, обучения и медико-санитарного обеспечения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями и в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической службе Московской области, Законом Московской области «Об образовании», Типовым положением о специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 № 288 < ...>:
1.2. Проводить заседания комиссии по отбору детей дошкольного и школьного возраста в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. Осуществлять медико-педагогическое освидетельствование указанного контингента детей с целью направления в соответствующие образовательные учреждения с учетом состояния детей.
1.4. В диагностически сложных случаях решать вопросы о направлении детей в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения областного и федерального уровня.
1.5. Оказывать организационную, консультативную, методическую помощь зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям.
1.6. Осуществлять контроль за работой зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий.
1.7. При необходимости длительного динамического наблюдения за учащимися направлять их в диагностические классы.
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. Укомплектовать психолого-медико-ледагогические комиссии квалифицированными специалистами.
2.2. При невозможности укомплектования зональных, городских и районных психолого-медико-педагогических комиссий квалифицированными специалистами заключать договоры со специалистами областных лечебно-профилактических и образовательных учреждений.
2.3. Обеспечить контроль по своевременному выявлению, обследованию детей на психолого-медико-педагогических комиссиях.
2.4. Обеспечить функционирование в городе (районе) единой психолого-медико-педагогической комиссии по освидетельствованию детей как дошкольного, так и школьного возраста.
2.5. Открывать при общеобразовательных школах специальные (коррекционные) классы для детей с проблемами умственного и психического развития в соответствии со ст. 5 п. 6 Закона «Об образовании» по согласованию с Министерством образования Московской области.
3. Зональным, городским и районным психолого-медико-педагогическим комиссиям:
3.1. Осуществлять выявление, учет, освидетельствование детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в умственном и психическом развитии, детей дошкольного возраста с проблемами в физическом развитии.
3.2. Осуществлять освидетельствование детей на психолого-меди- ко-педагогических комиссиях только с согласия родителей (законных представителей) и в их обязательном присутствии при наличии следующей документации:
- выписки из истории развития ребенка, подписанной главным врачом поликлиники;
- направления районного психоневролога;
- характеристики из детского учреждения, в котором находился ребенок;
- заключения психолого-медико-педагогического консилиума;
- ученических тетрадей и рисунков ребенка;
- личного дела из школы;
- для детей с проблемами в физическом развитии - заключения специалистов Московского областного консультативно-диагностичес-кого центра для детей.
4. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением:
4.1. Обеспечить в работе психолого-медико-педагогических комиссий участие врачей: педиатра, психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда.
4.2. Направлять детей на психолого-медико-педагогическую комиссию со следующими документами:
- подробной выпиской из истории развития ребенка;
- заключениями специалистов на отдельных бланках: психоневролога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, логопеда.
Приложение 9.