Вопрос 23. психология как мультипарадигмальная наука
Вопрос 24. Базовые парадигмы в понимании предмета психологии.
Морфологическая и динамическая парадигмы.
Морфологический подход сформулирован Асмоловым и Петровским.
В теории деятельности обе парадигмы проявляются:
- морфологическая парадигма как инвариантная система,
- в динамическом подходе изменения. Всё от Вундта и Джеймса.
Противопоставление структурализма и функционализма.
Морфологическая – варианты системы, в которые включены компоненты (строение) – мотив, цель, установка
Динамическая – функционирование системы, ее изменение.
Единицы движения деятельности – установка.
Корнилов Методологические основы психологии, стр. 225.
Вопрос 25. Определения психики в современной отечественной литературе.
Психика - это свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.
Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую:
- либо к отрыву П. от работы мозга,
- либо к сведению психических явлений к физиологическим,
- либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания.
Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение.
Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение.
Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.
Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром.
Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.
Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.
Вопрос 26. Природа психики. Критерии существования психики.
Критерии психики
Какие объекты окружающего мира обладают психикой, и на каком основании можно судить о наличии или отсутствии психики? Существует несколько точек зрения:
Классические критерии
Антропопсихизм: только человек обладает психикой (критерий - может дать отчет о своих психических состояниях).
Панпсихизм: все объекты обладают психикой (критерия психики нет).
Биопсихизм: психикой обладают объекты живой природы (критерий - психики нет, она сводится к биологии).
Современные критерии
Структурный. Нейропсихизм: психикой обладают существа, имеющие НС (критерий - наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами). Проблемы: определение НС (она есть и у амебы); невозможность различить органы чувств от органов раздражимости.
Функциональный: идущий не от результата, а от жизненных задач, которые приходится решать организму. Психика необходима для жизнедеятельности, она – функциональное свойство организма, но ей необходим телесный орган - появляется НС. В общем случае функциональный критерий определяет наличие психики по поведению. Проблема – невозможно различить раздражимость от чувствительности по двигательным функциям животных.
В качестве объективного критерия психики Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия