Вопрос 1. Психология как наука. Понятие о её предмете и объекте.

Любая наука только тогда может считаться наукой, если имеет свой объект, предмет, имеет свои методологические основы, разрабатывает теоретические основы и категории, изучает свой предмет, присущими ей методами и решает определенные не только теоретические, но и практические задачи.

Психология - это наука о порождении, функционировании и структуре субъективного образа действительности в ходе осуществления предметной деятельности индивида.

Психология обладает рядом особенностей, отличающих ее от
других научных дисциплин.

Можно выделить следующие особенности психологии как науки.

1. Это наука о самом сложном явлении.

2. В психологии человек одновременно является и субъектом,
и объектом познания, так как свое сознание он исследует с помощью сознания.

3. Практические результаты психологии уникальны: они не
только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и
качественно иные, поскольку познать нечто — это значит овладеть и научиться управлять им, а управление своими психически
ми состояниями, процессами, функциями и способностями —
задача самая грандиозная.

4. Чрезвычайная перспективность психологии вытекает из постоянно возрастающей роли людей, их психики и сознания.

5. Единой психологии не существует, есть различные направления, течения, научные школы.

6. Уникальность психологии заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной наукой.

7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.

Общепринято, что предметом психологии в отечественной психологии являет­ся психика, психическая жизнь и деятельность.

Однако определения этих понятий формулируются по-разному. Приведем несколько примеров.

Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизован­ной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообраз­но регулировать деятельность субъекта и его поведение; (в краткой формулировке - психика - это субъек­тивный образ объективного мира); 2) законо­мерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его вза­имоотношений с реальностью.

В настоящее время наиболее распространенными являются два взгляда на предмет психологии. В первом из них предметом изучения психологии являются психиче­ские, процессы, психические состояния, психические свойства и образования личности (на раскрытии этих феноменов мы остановимся в следующей лекции).

Согласно второму предметом данной науки являются факты психи­ческой жизни, психологические законы и механизмы психической дея­тельности.

Вначале необходимо обнаружить факты. Т.е. максимально подробно описать психологические феномены, отметив их разнообразие и многочисленные проявления. Факты - это начало, предыстория, эмпирический базис любого знания, тем более научного. Факты су­ществуют объективно, и в этом смысле они неоспоримы, но зачас­тую для установления и подтверждения фактов нужны напряжен­ные и длительные изыскания. Но факты сами по себе науку не дела­ют. Факты, как известно, вещь «упрямая» И бывают разными. Одни из них повторяемы и как бы понятны исследователю. Другие пред­ставляются по началу менее важными, случайными, но со временем, по мере накопления они требуют упорядочения и истолкования.

К фактам психической жизниможно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действи­тельности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возни­кающие при поступлении новой информации и пр.

Психический факт можно продемонстрировать эффектом оптической иллюзии (на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой).

‹–––––––––––––––––––––––––––––––––––––›

›–––––––––––––––––––––––––––– Вопрос 1. Психология как наука. Понятие о её предмете и объекте. - student2.ru

Вследствие знания фактов логически вытекает более слож­ная задача - установление закономерностей или законов обна­руженных явлений. Это означает переход от описания, даже кра­сочного и исчерпывающего, к объяснению добытой фактологии, к нахождению причинно-следственных отношений. Потому установ­ленные закономерные феномены могут быть воспроизведены, про­верены другими исследователями. Возникает возможность пред­сказания того или иного факта, события, если наукой доказаны меры воздействия на это событие соответствующих условий, выделены факторы, детерминирующие конечный результат. Вопрос 1. Психология как наука. Понятие о её предмете и объекте. - student2.ru

Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Следующей задачей, выделяемой на пути углубления научно­го знания, становится выявление механизмов реализации установ­ленного закона. Найти механизм - значит понять, смоделировать некое «исполнительное устройство», теоретическую сущность, дви­жущую силу, связи явлений и сущности, закономерного и случайно­го. Знание законов и механизмов - это уже законченная научная концепция, теория, дающая доказательное толкование широкому кругу явлений изучаемого мира. Применительно к психологии задача выявления механизмов представляется довольно сложной. Психи­ческое многомерно и многофакторно, поэтому всегда есть соблазн объяснить его какими-то более разработанными моделями, типа упо­минаемых выше редукционистских трактовок. Можно и нужно го­ворить, например, о биохимических механизмах памяти, но при всей их материальной значимости они не объясняют собственно психологические закономерности памяти человека. Или другой пример: психическое развитие невозможно понять вне учета обществен­ных воздействий, но социальные механизмы не дают убедительного толкования, индивидуально-психологическим различиям людей. Обнаружение собственно психологического механизма - это все­гда важный и не столь уж частый шаг в направлении познания психологией своего предмета.

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении элек­трической активности определенных центров гипоталамуса в промежу­точном мозге.

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкива­емся с некоторыми трудностями.

Существует трактовка, в соответствии с которой в поня­тие о предмете исследования входят наиболее существенные (с точки зрения самого исследования) признаки объекта. Так, пси­хология, антропология, физиология человека, медицина, педа­гогика и другие отрасли знаний имеют один и тот же объект ис­следования — это человек. Конкретизируя же предмет исследова­ния той или иной науки, мы должны указать, что именно инте­ресует данную науку в объекте.

Таким образом, объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука ис­следует. Исходя из этого, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания.

Чтобы выйти из этого терминологического противоречия, можно обозначить объект общей психологии как психику во всем многообразии ее проявления в процессе взаимодействия организма и окружающего мира.

Далее, нам необходимо сориентироваться в отношении специфики предмета и объекта такой отрасли психологии как юридическая психология.

Будучи приклад­ной, «пограничной» отраслью психологической науки, юри­дическая психология возникла в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. Она «изучает законо­мерности и механизмы психической деятельности в сфере регулируемых правом отношений» (Ситковская О.Д.).

Другая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, при определении пред­мета юридической пси­хологии, — те базовые понятия, основные категории психологической пауки, рассматриваемые в любой прикладной отрасли психологии и составляющие ее стержень.

Такими понятиями, катего­риями являются понятия личности субъекта— участника той или иной профессиональной деятельности, обществен­ной практики и собственно сама деятельность,которой занят человек и которая предъявляет к нему, его психике свои особые, специфические требования.

Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в осно­ве предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых находится и юридическая психоло­гия. Таким образом, по справедливому замечанию А. В. Дулова, юридическая психология «призвана изучать не толь­ко психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций».

Именно такой подход, выделяющий два основных блока в юридической психоло­гии, позволяет дать следующее определение ее предмета. Итак, предметомюридической психологиивыступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотноше­ний, вовлеченных в сферу правоприменительной деятель­ности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и по­ведение участвующих в ней людей.

Объектом изучения юридической психологии - являются конкретные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Содержаниеюридической психологиикак приклад­ной отрасли психологической науки включает в себя по­мимо разработки общих вопросов (предмет, система, ме­тоды и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологическому обеспечению применения норм права, правотворчеству, правово­му сознанию. По мнению А. Р. Ратинова, психологические аспекты правосознания, составляющие правовую психоло­гию, выполняют в юридической психологии концептуаль­ную роль и являются стержневыми для нее в целом и для отдельных ее разделов.

Особенно актуальны для теории и практики борь­бы с правонарушениями психологические исследования следственной, прокурорской, оперативно-розыскной, су­дебной, иснравительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, безопасности, юстиции, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи на­селению, юридическим лицам (нотариата, адвокатуры).

В завершении рассмотрения первого вопроса лекции хочу обратить Ваше внимание на то, что под словом «психология» люди понима­ют не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же — психику человека, но различия между ними весьма значи­тельны (табл. 1).

Таблица 1.Психология как наука и как система житейских знаний

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Знания опираются па конкретные факты, обобщения нередко неправомерны Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке Знания обязательно проверяются на истинность
Интуитивный характер знаний Знания рациональны, осознанны и обоснованы
Передача знаний затруднена пли искажена Знания накапливаются и передаются вклассифицированном и точном виде
Основной источник знаний - наблюдение Источники знаний — эксперимент, тестирование, беседа и наблюдение
Объем знаний мало меняется со временем Знания постоянно расширяются

Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть опреде­ленное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Житейские знания   «Война - зло, но только на ней мужчины узнают, чего они стоят»   (Сомалийская поговорка) Научные знания   «Психологические качества личности наиболее полно раскрываются в экстре­мальных ситуациях».   (Вывод наблюдений и экспериментам военных психологов)

Наши рекомендации