Личность по теории Айзенка
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ
Курсовая работа
студента 1 курса
группы И311
Пименов Иван
Руководитель: Игнатьева Елена Юрьевна
Великий Новгород
Введение
1 Психологический портрет личности
1.1 Индивидуально-психологические свойства личности
1.2 Выбор и обоснование методик оценивания свойств личности
1.3 Мой психологический портрет
2 Объективный мир и его субъективное восприятие
2.1 Позитивный и негативный образы мира.
2.2 Факторы, влияющие на формирование личности человека
2.3 Анализ факторов, повлиявших на формирование моей личности
2.4 Что бы я хотел изменить в этом мире или в себе
3 Взаимоотношения Я – МИР
3.1 Анализ взаимоотношений, которые характеризуют связь Я – МИР
3.2 Анализ моих взаимоотношений (в семье, группе, с друзьями и т.д.): выбор методов оценки и анализ результатов
3.3 Пример коллективной деятельности (выполняется микро-группой – анализ конфликтной ситуации)
3.4 Проблемы взаимоотношений с миром и стратегии их решения
4 Процесс обучения как способ бытия человека в мире
4.1 Учение как способ самореализации человека
4.2 Анализ процесса обучения с позиций: «я – сам», «я – деятельность», «я – другой», «я – культура»
4.3 Ваши предложения по совершенствованию образовательного процесса (школы, вуза) (групповая работа)
5 Психолого-педагогические знания в моей будущей профессии
Заключение
Список литературы
Приложения (методики оценки, результаты)
1.1Определение понятия «личность»
Существуют различные определения:
- личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [];
- личность– совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев);
- личность– субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
- личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации.
Итак, анализ этих определений показал, что наиболее адекватно цели курсовой работы будет последние определение. Итак, в данной работе под личностью будет пониматься совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации.
Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.
Психологический портрет- это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.
1.1.2. Основные психологические теории личности
Существуют различные точки зрения на понимание личности.
- Глубинная психология личности: (психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера
- Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
- Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
Гуманистическая психология
· Гуманистическая теория личности А. Маслоу
· Человеко-центрированный подход К. Роджерса
Экзистенциальная психология
· Логотерапия В. Франкла
· Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
· Теория личностных конструктов Дж. Келли
· Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
· Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
Бихевиориальная психология
· Теория оперантного научения Б. Скиннера
Диспозициональное направление в теории личности
· Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
· Теория типов личности Г.Айзенка
· Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
Психопатология личности
· Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
· Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
Однако существуют и другие модели личности, например, модель Айзенка.
В этой работе выбрала за основу теория типов личности Айзенка, потому что по сравнению с остальными концепциями личности она довольно проста в понимании и имеет удобную иерархическую модель.
http://www.psychologisch.ru/index.php/lichnost/104-eysenk-lichnost
Личность по теории Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу. И наконец, черты состоят из многочисленныхпривычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонстрирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встречает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реакцией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т.д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. Как это проиллюстрировано на рисунке, на уровне черт общительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активного, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Критерии личности:
1)Экстраверсия-Интроверсия
"Интро" - внутрь. "Экстра" - наружу. "Версия" – направленность.
Экстравертом в этой модели личности считается человек общительный, оптимистичный, импульсивный, имеющий широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами.
Интроверт напротив спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.
Внешне экстраверт и интроверт ничем не отличаются. Найти отличия можно лишь у ярко-выраженных (проблемных) экстравертов и интровертов.
Один из признаков, по которому внешне их можно отличить– это взгляд, который смотрит прямо на собеседника, а не мимо и не в себя. В сравнении с интровертами экстраверты обычно проще, практичнее мыслят и менее склонны переживать. Погруженный в себя, интроверт как будто немного тормозит, экстраверт активнее, проблемные экстраверты действуют бездумно и импульсивно. Как правило, экстраверты более открыты, чаще смотрят людям в глаза, легче устанавливают контакт. Слушая партнера, экстраверты не склонны усложнять и придумывать «что стоит за этим словом, тем взглядом и той интонацией»: они слышат то, что им говорят. Они более экспрессивны и не затруднены в выражении чувств.
2)Стабильность-Нестабильность (нейротизм)
Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
Под эмоциональной устойчивостью понимают черту, выражающую сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек обычно зрелый, не имеющий большой напряженности, беспокойства, а так же склонен к лидерству, общительности.
Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.
Нейротизму обычно характеризуется эмоциональностью, импульсивностью; неровностью в контактах с людьми, изменчивостью интересов, неуверенностью в себе, выраженной чувствительностью, впечатлительностью, склонностью к раздражительности.
У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
3)Психотизм
Психотизм говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой
конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.
Эта личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность.
--------------------------------------------------------------------------------------------
В теории Айзенка высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
1.2.Выбор и обоснование методик оценивания свойств личности
Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблюдение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физиологические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личности. Также существуют и другие методы оценивания личности:
А) Интервью
Интервью — один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях . В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата. Фактически сам способ проведения интервью зависит от конкретной интересующей темы или цели. Например, интервью при приеме на работу имеет целью оценить особенности личности, необходимые в данной деятельности.
Методики самоотчета
Б) Различные тесты, анкеты, опросники объединяют под понятием опросников самоотчета. Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности.
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно.
Есть тесты, измеряющие какой-то определенный аспект личности – одномерные тесты.
Также существуют тесты, измеряющие одновременно несколько личностных характеристик – многомерные тесты.
Преимущество этих многомерных тестов заключается в том, что они дают более полное представление о личности.
В) Проективные методы
Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента.
Существует много различных типов проективных методов. К примеру:
А) Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством.
Б) Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего — либо.
В) Методы завершения предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале.
Г) Экспрессивные методы предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности, как рисование картинки.
Для измерения своих личностных характеристик я использовал такой метод оценивания, как тест. Так как провести тест не занимает много труда и времени, в отличие от, к примеру, интервью.
Я использовал опросник Айзенка, который позволил сразу определить три характеристики личности: интроверсию/экстраверсию, эмоциональную стабильность и психотизм, объединенные понятием темперамент.
[http://www.psyq.ru/test/pen_test.html]
1.3 Мой психологический портрет
А) Тест на определение интроверсии/экстраверсии показал, что во мне преобладает экстраверсия. Это значит, что я Легко подчиняюсь дисциплине. Обладаю чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекаюсь людьми и событиями. Впечатлителен.
Б) Тест на нейротизм показал, что я эмоционально стабилен. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность, его не задевают досадные мелочи.