Образовательные технологии. Неимитационные методы интерактивного обучения:
Неимитационные методы интерактивного обучения:
1. ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА (ЛБ) - предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. С целью привлечения к участию в беседе слушателей лекции используются вопросы к аудитории (озадачивание), предназначеные для выяснения мнений и уровня осведомленности слушателей по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию материала. Задаются вопросы как простые (фактологические), так и проблемные, требующими аргументации ответа.
2. ЛЕКЦИЯ-ДИСКУССИЯ (ЛД) – используется не только ответы слушателей на вопросы, но и организуется свободный обмен мнениями в переходах между логическими разделами излагаемого материала.
3. Групповое решение проблем. Мозговой штурм (МШ) - способ группового продуцирования новых идей, в основе которого лежит противопоставление творческого и критического мышления. Оригинальность и количество выдвигаемых идей достигается за счет особых правил мозгового штурма.
Имитационные неигровые методы интерактивного бучения:
Задачи-упражнения (ЗУ) - закрепление профессиональных компетенций в типовых ситуациях, имеющие единственный верный ответ, который и служит критерием успеха обучения.
Анализ конкретных ситуаций (АКС) - описание реальной ситуации из профессиональной деятельности обучаемых, в которой они сами должны определить, в чем состоит проблема, что уже известно, что необходимо найти и что для этого потребуется. АКС делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных ситуаций в качестве результата выступает программа действий по преодолению обнаруженных проблем. АКС проводится в форме: индивидуальной, групповой (по 5-6 человек), сессионной работах.
Имитационные игровые методы интерактивного обучения
Исследовательские игры (ИИ) - направлены на вскрытие новых закономерностей в психологии. Через этот тип игр осуществляется внедрение «системных новообразований» в различные сферы общественной практики, изучение функционирования различных организаций в научных целях, решение исследовательских задач, прогноз, апробирование намечаемых инноваций, а также диагностика участников игры.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Таблица 3
№ занятия | № раздела | Тема занятия | Виды образовательных технологий | Кол-во часов |
Психология семьи как наука | (ЛБ) | |||
Социальные и педагогические функции семьи | (МШ) | |||
Семейное воспитание ребенка и его значение.. | (ЛД) | |||
Основы семейного воспитания. | (ЗУ) | |||
Детско- родительские отношения | (ЛБ) | |||
Психологические условия позитивного семейного воспитания | (АКС) | |||
Понятие техники семейного консультирования | (ЛД) | |||
Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические | (ЗУ) |
Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
№ | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академических часах) |
Психологические проблемы повторных браков | Составить глоссарий | ||
Взаимная адаптация супругов, ее психологическая сущность | коллоквиум | ||
Внутренние проблемы супружеской пары. | Конспект | ||
Типология супружеской совместимости | Устный экпресс-опрос | ||
Психологическая сущность семейного конфликта | Собеседование | ||
Основные типы проблем современной семьи. | Спроектируйте возможные пути оптимизации | ||
Личностные качества супругов. Нормальные и патологические свойства личности | Выступить с докладом по заданной тематике | ||
Функционально-ролевые конфликты в семейной совместимости | Составить схему | ||
Согласованность ролевых ожиданий супругов | Подготовить сообщение | ||
Профилактика конфликтных ситуаций в семье | Подготовить реферат | ||
Структурные конфликты в семейной совместимости | Контрольный тест | ||
Кризисные ситуации в браке | Составить сравнительную таблицу | ||
Стратегия решения семейных конфликтов | Составить таблицу | ||
Причины и мотивы разводов. | Составить схему | ||
Взаимоотношения прародительских и супружеских пар. Консультирование родителей по поводу сложности во взаимоотношении с детьми. | коллоквиум | ||
Цели, задачи и принципы семейного консультирования. | Собеседование | ||
Алгоритм психологического консультирования | Составить схему | ||
Коррекция родительских взаимоотношений с подростками и юношами. | Спроектируйте возможные пути оптимизации | ||
Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка. | Подготовить реферат |
Компетентностно-ориентированные оценочные средства