Тема2. Общее представление о памяти и внимании. Виды внимания. Воображение. Специфические функции воображения
1. Общее представления о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Определение памяти. Классификация видов памяти. Память как общий компонент всех психических процессов.
2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и их основные характеристики.
3. Общее представление о внимании. Внимание как общий компонент психических процессов. Виды и свойства внимания.
4. Функции внимания. Развитие внимания. Воспитание и формирование внимания.
5. Общее представление о воображении. Виды воображения. Специфические функции воображения и их развитие.
6. Способы создания образцов творческого воображения. Воображение и творческое мышление.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
· Составьте структурную схему познавательного процесса "Память","внимание","Воображение"
· Ответьте письменно на вопрос (один – на выбор):
- Какова роль повторения в процессе запоминания?
- Что такое фактор края?
- Какую роль играет воображение в жизни человека?
- Творческое воображение и личность.
· Для экспериментальной работы на практическом занятии при себе иметь учебник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование)
Задание для самостоятельной аудиторной работы по теме занятия:
1. Исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте (Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Таблицы Шульте», С43)
2. Исследование избирательности внимания (Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Методика Мюнстерберга», С45)
3. Исследование памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Прием информации», С46)
4. Исследование непроизвольной памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Непроизвольная память», С.47)
5. Исследование объема кратковременной памяти ( Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование) Тест «Объем кратковременной памяти», С.47 - 48)
Порядок работы.
Занятие групповое. Для выполнения заданий 1-2 студенты разбиваются на пары. Задания 3-5 проводит преподаватель.
Форма отчета.
Письменные отчеты экспериментов.
Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ):
1. Стимул или объект имеет тем больше шансов привлечь внимание, чем он:
1. новее,
2. сложнее,
3. интенсивнее.
4. Все ответы верны.
2. Кратковременная память:
1. длится до 2 минут,
2. обладает емкостью в 11 элементов,
3. позволяет долго помнить телефонный номер.
4. Все ответы не верны.
3. Долговременная память:
1. обладает ограниченной емкостью,
2. обладает неограниченной длительностью,
3. более развита у пожилых людей.
4. Все ответы не верны.
4. Как показали исследования Б.В. Зейгарник, мы лучше помним работу, если она:
1. была доведена до конца,
2. осталась незаконченной,
3. была сознательно прекращена,
4. привела к вознаграждению.
5. При извлечении информации из памяти всегда легче:
1. вспомнить какой-то отдельно взятый элемент,
2. узнать элемент информации среди предъявленных,
3. ответить на прямые вопросы,
4. не учитывать контекста.
6. Ретроактивная интерференция:
1. связана с событиями, произошедшими до запоминания данного материала,
2. лежит в основе положительного переноса при научении,
3. усиливается, если материал сильно отличается.
4. Все ответы не верны.
7. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено:
1. торможением,
2. активным забыванием,
3. мотивированным забыванием.
4. Все ответы верны.
8. Память – это:
1. познавательный процесс,
2. участник любого познавательного процесса,
3. сквозной психический процесс.
4. Верны все ответы.
9. Согласно когнитивной психологии, обратимость – это:
1. свойство восприятия,
2. свойство памяти,
3. основное свойство допонятийного мышления.
10. Психическое время – это:
1. психическое отражение физического времени,
2. время протекания психического процесса,
3. длительность восприятия.
11. Ретроградная амнезия – это:
1. вид мышления,
2. нарушение интеллекта,
3. вид забывания.
Литература
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл., 1998. – Гл. 20. – С. 574-604.
2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Л., 1974. – т. 1. – С. 262-271; С. 278-295.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982. – т. 2. –
С. 436-454.
4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 1995. – Кн. 1. – Гл. 8. – С. 171-184.
5. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 1. – С. 300-344.
6. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие /Под ред. А.А.Крылова, С.А.Манича. – СПб.: "Питер", 2000. – С. 88-125.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – т. 1. – Гл. IX. – С. 344-359.
8. Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М., 1976. – 296 с.
9. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1979. – С. 6-244.
Ответы к тестам
1 – 3, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 2, 5 – 2, 6 – 4, 7 – 4, 8 – 3, 9 – 4 (нет), 10 – 1, 11 – 3.