Зарождение отечественных психологических взглядов в эпохи средневековья и нового времени

Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые социокультурные традиции российского народа, его представления на душу, психический мир и сознание человека. Отечественные психологические взгляды отразились в гениальных догадках мыслителей, достижениях ученых-психофизиологов и творчестве целой плеяды великих литераторов, гуманистов, организаторов психологии.

Российская психология формировалась не на голом месте. Уже в "Повести временных лет" (1037-1039) были сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: "И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу".(1,697) В "Поучениях Владимира Мономаха", ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности. В "Послании" Киевского митрополита Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля).(1,701) Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания.

Интересным культурным памятником представляется "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.) В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов.

С конца XII века на Руси регулярно издается "Пчела" - сборник изречений из "священного писания", отцов церкви и ученых античности. В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знаний русских мыслителей: "Слово об уме", "Слово о душе", "Слово о мудрости", "Слово о памяти", "Слово о сне", "Слово о ярости и о гневе" и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души, в которой борются два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни, например, памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений ("видимых" и "слышимых"), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста. О разуме утверждается: "Мудрость надо всеми добродетелями царствует". Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством, утверждается в "Пчеле", быть не может. Отсюда задача - охранять свой ум от порабощения страстью. Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании и старческой деградации организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: "Ум ученьем красим". Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных.

"Толковая Палея" (1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношения души и тела, развития человеческого организма. В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям "душа" и "бог".

В сочинении "О главных знамениях" - одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря XV века, дается конспективное изложение анатомо-физиологических и психологических представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов природы, единство закономерностей физических и психических процессов, необходимость обращения к опыту и наблюдению как средствам познания. К этому же периоду относится статья из русских сборников XV века "Галиново на Ипократа" - о взглядах Гиппократа и Галена.

Среди других научных и религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с переводами византийских и арабских оригиналов (12,30-33), следует также выделить "Изборник Святослава" (1037-1050), "Слово о полку Игореве" (XII в.), поучения Кирилла Туровского (XIII в.), "Предания..." Нила Сорского (1433-1508), "Просветитель" Иосифа Волоцкого (ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских "еретиков-стригольников" (XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI века (23) и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки.

В XVIII веке было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами.

Следует отметить особую роль в становлении отечественной психологии Петра Васильевича Постникова (род.1676). После обучения в Московской славяно-греко-латинской академии в 1692 году он по указу Петра на 5 лет отправляется в Падуанский университет в Италию (где учился Уильям Гарвей), где 2 мая 1695 г. получает степень доктора философии и медицины. Впоследствии в качестве дипломата работает в посольстве в Неаполе. Один из членов посольства пишет ему: "Поехал (ты в Неаполь) для безделья, как в твоем письме написано: "живых собак мертвить, а мертвых живить", - и сие дело не гораздо нам нужно..."

В 1697-1701 гг. Постниковым осуществляется поездка в Амстердам по поручению Петра. Вопросы физиологии интересовали российского императора. Знакомство Петра I (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и т.д.). При посещении в 1698 году Амстердама российский монарх знакомится с исследователями-анатомами, присутствует на лекциях, анатомических занятиях, узнает секреты бальзамирования, делает закупки препаратов и экземпляров для коллекции, совершает обходы больных. В 1717 г. во время второй поездки в Амстердам Петр закупает коллекцию Рьюиша (собранную за 40 лет), а через 8 лет (1725) - она переходит в созданную Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологии.

Первый начальник кафедры - Даниил Бернулли (1700-1782) был одним представителей швейцарской семьи - выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии. Он явился автором первой физиологической работы в России "О движении мышц" (на лат. - 1726, на рус. - 1758), исследований: "О гидрофобии, т.е. болезни от воды по угрызении бешеной собаки" (1729), "О годах степенных", "О симпатии и антипатии", а также по вопросам о возможности оживления "утопших птиц" под влиянием электричества и др.

Впоследствии кафедру возглавляли гениальный швейцарский математик, физик, механик и астроном, профессор физиологии Л.Эйлер (1707-1783), переехавший по приглашению в 1727 году в Россию, и И.Вейтбрехт (1702-1747), чьими трудами продолжаются анатомо-физиологические исследования.

Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество Михаила Васильевича Ломоносова, особенно его "Размышления о причине тепла" (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его "Риторике" (1748) посвящена глава "О возбуждении, утолении и изображении страстей". Результатом научной деятельности целой плеяды исследователей стал тот факт, что к концу XVIII - началу XIX веков осуществляются контакты Российской академии со всеми научными центрами мира, формируются кадры, развивающие физиологические изыскания.

Одним из выдающихся ученых этой плеяды был Яков Павлович Козельский (1728-1794). В "Философских предположениях" (1768) в теоретическую философию включает теорию познания, логику и психологию, в практическую - политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь "через отправление им своих общественных обязанностей". Ученым разработаны практически вся проблематика психологии XVIII века.

Следует в этой связи упомянуть князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734-1803) - ученого и дипломата, посла во Франции и Нидерландах. Друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция "О человеке", сыгравшую огромную роль в формировании начального мировоззрения в психологии.

Другой просветитель - Николай Иванович Новиков (1744-1818) издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы А.Н.Радищева. Теоретические вопросы психологии отражены в издаваемом им журнале "Утренний свет" в статьях: "О душе", "О страстях", "О воображении", "О достоинстве человека в отношении к богу и миру", а также в серии статей в журнале "Покоящийся трудолюбец": "Философическом рассуждении о душе"(1782), "... о рассудке", "... о человеческой воле вообще", "Рассуждении о познании себя самого", "Увещании к детям", "Опыте краткого для детей учения о душе" и т.д. Интересной представляется статья "Человек, наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах".

Проблематика его психологических изысканий очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей "Детские чтения для сердца и разума" с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно-психологической проблематике ("Разговор о добром сердце").

Знаменательна для российской психологической науки деятельность Матвея Пеккена. Будучи военным врачом, он вместе с Е.А.Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд "Физиология или наука о естестве человеческом"(1788), которая интересна рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также "повторительные опыты" над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы.

Огромную роль в формировании научного взгляда на психику человека сыграл Александр Николаевич Радищев (1749-1802). За его знаменитое антикрепостническое сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат "0 человеке, его смертности и бессмертии" (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция "О человеке". Если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль "разнствует от гельвециевой": а) французский энциклопедист не показал, что "человек паче всех есть существо соучаствующее", то есть социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: "Человек рожден для общежития". В письме графу Воронцову российский ученый - мыслитель пишет: "Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных".

В 1796 году выходит в свет первая русская книга по психологии "Наука о душе". Ее автор Иван Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локка): душа - то, "что познает и ощущает обстоящие нас вещи". Михайлов определяет четыре "закона душевной жизни": 1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то "тогда мы чувствуем, хотя б того и не хотели"; 2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа определяется воздействиями внешнего мира (разное воздействие воспроизводится чувствами разное, одинаковое воздействие - одинаковое чувство"; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.

Наши рекомендации