Набор фигур для изучения образной кратковременной памяти
Занятие 11.3 ОЦЕНКА МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Вводные замечания. Экспериментально-психологическое исследование уровня мышления осуществляется посредством изучения разных его видов, которые рассматриваются как компоненты познания человеком окружающего мира. Виды мышления зависят от условий, в которых протекает мыслительный процесс.
При исследовании особенностей мышления младшего школьника целесообразно остановиться на изучении таких его видов, как образное и вербально-логическое. При отборе методик преследовалась цель изучить особенности мышления на достаточно простых заданиях, которые позволили бы избежать влияния ранее приобретенных знаний, привычных способов решения. Здесь же необходимо отметить, что при решении вопросов, связанных с изучением возрастных и индивидуальных особенностей развития мышления, необходимо соблюдать целый ряд определенных требований, к которым можно отнести в первую очередь специфическую организацию экспериментальной работы, а во вторую - обработку полученных результатов, связанную с получением сопоставимых между собой результатов.
Опыт 1
Цель опыта. Оценка вербально-логического мышления.
Оснащение опыта. Бланк методики «Исключение слов». Методика позволяет оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков и состоит из 15 серий, в каждой серии - по 4 слова (см. прил. 11.3.1). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов (форма 45а).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯФорма 45а
Учащийся ...........................................................................................……………………………………………………
Дата ...........................………………………. Возраст..........................…………….. Пол ......................………………
Опыт 1. Оценка вербально-логического мышления
Номер серии | Время выполнения задания, с | Результат |
… | ||
Порядок работы. Занятие проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание.Инструкция испытуемому: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание - вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.
Обработка результатов
1. В соответствии с ключом (прил. 11.3.2) оценить в баллах выполнение задания: за каждый правильный ответ - 2 балла, за неправильный - 0.
2. Рассчитать время выполнения задания с учетом поправки (табл. 11.3.1).
Таблица 11.3.1
Поправка на время выполнения задания
Время, с | Поправка на время, баллы |
<250 250-330 >330 | -3 -6 |
3. Вычислить интегральный показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т) по формуле
А = В + Т.
Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по таблице (табл. 11.3.2).
Таблица 11.3.2
Шкальные оценки показателей мышления
Шкальная оценка | Образное мышление | Вербально-логическое мышление | Шкальная оценка | Образное мышление | Вербально- логическое мышление | |
26-29 | 17-18 | |||||
- | - | 23-25 | 15-16 | |||
50-48 | 29-28 | 20-22 | - | |||
48-47 | - | 17-19 | 12-14 | |||
45-47 | 28-27 | 14-16 | 7-11 | |||
41-44 | 27-26 | 12-13 | 5-6 | |||
38-40 | - | 8-11 | - | |||
36-37 | 23-25 | 5-7 | 3-4 | |||
33-35 | 21-22 | 2-4 | - | |||
30-32 | 19-20 | 0-2 |
Опыт 2
Цель. Оценка образного мышления.
Оснащение опыта. Наборы из 5 карт, на каждой из которых изображены четыре предмета (см. прил. 11.3.3). Экспериментатору необходим секундомер и протокол для регистрации ответов (форма 45б).
Форма 45б