Задания Б-2: Потребность (понятие потребности, подходы к определению потребности, потребностное состояние, функции потребности)
Б-2-1. Вставьте пропущенные слова:
Согласно Л.И. Божович и С.Л. Рубинштейну, потребности представляют собой
_________ организма или личности.
Б-2-2. Предложите вариант реальной ситуации, которая в объяснении психолога
могла бы выглядеть так:
«У субъекта возникла эмоциональная реакция фрустрации в силу того, что
объект выступил в качестве потребности субъекта и ситуация разрешилась не в пользу удовлетворения этой потребности. Поэтому объект подвергся субъективному преобразованию в сознании субъекта, в результате чего он приобрел изначально не присущие ему свойства. Тем самым, восприятие мира
было реконструировано с помощью самоизменения сознания, в результате чего
произошла реакция замещения потребности субъекта в объекте на искусственное отрицание ситуации.»
Б-2-3. Объяснить, используя термины из темы:
М. А. Карева отметила следующий факт: больные анорексией, которые длительно и упорно голодали, доводя себя до истощения, охотно занимались
всем, что имеет отношение к еде (готовили разные изысканные блюда, ходили
закупать продукты в гастрономы, на рынок, рассматривали их, следили, чтобы их близкие ели, «закармливали», как отмечается в историях болезни, своих
маленьких сестер и братишек, многие из них хотели себе выбрать профессию,
связанную с пищей).
Задания Б-3: Классификация потребностей (Маслоу, Обуховский, Симонов, психоаналитические классификации потребностей)
Б-3-1. Вставьте пропущенные слова:
Первые три уровня потребностей, согласно теории А. Маслоу, называются
также ___________.
Б-3-2. Вставьте пропущенные слова:
Потребность в _____________ _____________ согласно К. Обуховскому,
вырастает из необходимости ориентироваться не только в предметной, но и в социальной среде.
Б-3-3. Дополните таблицу «Классификация базовых потребностей по П.В.
Симонову и П.М. Ершову»:
Класс | Направленность | Проявления* | * Список проявлений: | ||
потребностей | 1) | утоление голода и жажды | |||
? | Обеспечивают | ? | 2) | половое влечение | |
3) | потребность принадлежать к | ||||
индивидуальное и | |||||
социальной группе и занимать в ней | |||||
видовое | |||||
определенное место | |||||
существование (в | |||||
4) | потребность пользоваться | ||||
рамках геофсеры | |||||
вниманием и привязанностью | |||||
и биосферы) | |||||
окружающих | |||||
5) | потребность в экономии сил | ||||
6) | познавательная потребность | ||||
Социальные | ? | ? | 7) | потребность в подражании | |
8) | потребность лидерства | ||||
9) | потребность в уважении и любви | ||||
10) | потребность в справедливости | ||||
«для себя» (отстаивание своих прав) | |||||
11) | потребность в игре | ||||
12) | потребность в преодолении | ||||
препятствий | |||||
13) | потребность в справедливости | ||||
«для других» (соблюдение норм и | |||||
? | Предполагают | ? | |||
правил, исполнение обязанностей) | |||||
необходимость | 14) | эстетическая потребность | |||
занимать | |||||
определенную | |||||
позицию в | |||||
ноосфере | |||||
Б-3-4. Дополните схему «Иерархия потребностей в теории А. Маслоу»:
Б-4-1.
Б-4-2.
Б-4-3.
Б-4-4.
Б-4-5.
Потребность в самоактуализации
?
?
Потребности в уважении
?
Потребности в безопасности
Физиологические потребности
Задания Б-4: Мотив (понятие, функции, структура, цель, этапы формирования мотива, виды мотивов, иерархия мотивов, мотивационная установка)
Вставьте пропущенные слова:
Автором теории, которая сводила все побуждения человека к определённому комплексу инстинктов, является _____________________.
Вставьте пропущенные слова:
Мотив представляет собой синтез внешних и внутренних причин, _________ и
_______ активность человека.
Расположите в правильном порядке фазы мотивационного процесса:
1) удовлетворение потребности
2) инструментальная фаза
3) поисковая фаза
4) актуализация потребности
Какая схема правильная и почему?
«потребность → мотив» или «мотив → потребность»?
В день психического здоровья (10 октября) на одном из дамских форумов участницам предложили написать свои впечатления о двух картинках из знаменитого теста «Чернильные пятна» Роршаха. Попробуйте проинтерпретировать их высказывания и предположить, какие мотивы являются для них доминирующими.
Участница 1: «На первой картинке вижу два колокольчика, а сама картинка в общем
напоминает люстру, нарисованную в нетрезвом
состоянии. А вторая картинка - вижу лицо клоуна.
А по отдельности два официанта, столик и бабочку»
Участница 2: «Я вижу на обеих картинках людей.
На первой картинке вроде как трубочисты в
цилиндрах, а на второй - два джентльмена здороваются, сняв шляпы».
Б-4-6. Создайте графическую схему формирования мотивационной установки и