Тема 7. Дефицитарное развитие
Характеристика групп дефицитарного развития при нарушении функций анализаторных систем. Нарушения слуха у детей — причины, проявления, психологические особенности развития и воспитания, методы и пути помощи ребенку. Нарушения зрения в детском возрасте: причины, проявления, психологические особенности развития и воспитания, методы и пути помощи ребенку. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич — причины, особенности развития детей с ДЦП, профилактика и психологическая помощь детям. Реабилитация и коррекционно-развивающая помощь детям в условиях дефицитарного развития.
Тема 8. Дисгармоничное развитие личности
Нарушения эмоциональной регуляции как основа дисгармоничного развития. Неврозы и психопатии детского и подросткового возраста. Психологическая структура психопатий. Акцентуации и психопатии. Поведенческие нарушения в подростковом возрасте, аддиктивное и асоциальное поведение. Невроз как проявление внутриличностного конфликта. Нарушения влечений. Личность ребенка в семье, отягощенной алкогольной зависимостью. Понятие «созависимость». Типы реакций ребенка на алкогольную ситуацию.
Раздел 2. Методы исследования и коррекции нарушений
Психического и личностного развития детей
Тема 9. Организация комплексной дифференциальной диагностики в специальной психологии
Комплексной подход к диагностике, многоуровневый психологический диагноз, принцип целостного системного изучения ребенка, интегративный психологический диагноз, модель системной организации психологического диагноза. Тактика проведения психологического обследования. Методы исследования внимания, сенсомоторной сферы, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей. Особенности исследования эмоционально волевой сферы детей. Изучение межличностных отношений ребенка в структурах ребенок - ребенок, ребенок - родители. Методы исследования интеллекта и личности при нарушениях развития. Нейропсихологическое обследование.
Тема 10 Психологическая коррекция и сопровождение детей с отклоняющимся развитием
Организация взаимодействия педагогов, специалистов с родителями в воспитании детей с нарушениями развития, осуществляющих диагностическую, лечебно-оздоровительную и коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения развития..Средства реабилитации: медицинская помощь, специальное обучение, трудовая подготовка.. Социальная адаптация. Современные методы психологической помощи детям: психомоторика, игротерапия, куклотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, статусная терапия и др. Коррекционно-развивающая работа в детском саду. Коррекция развития отдельных функций Индивидуальная и групповая психологическая коррекция. Изменения социальной ситуации развития ребенка как один из методов психологической коррекции. Дифференциация обучения как способ оптимизации социальной ситуации развития. Оптимизация детско-родительских отношений в семье. Тренинг развития детско-родительских отношений. Родительский тренинг развития самостоятельности у детей.
Тема 11. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка
с нарушениями развития
Семья как фактор социализации детей с проблемами в развитии. Проблемы семьи, имеющей ребенка-инвалида. Исследование особенностей детско-родительских отношений в семье проблемного ребенка. Различные концепции и подходы к теории воспитания родителей. Оптимизация детско-родительских отношений в семье. Тренинг развития детско-родительских отношений. Родительский тренинг развития самостоятельности у детей.
Тема 12. Психологическое сопровождение интеграции детей.
Классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки), группы педагогической поддержки, интеграция и псеводинтеграция, нормализация, включение инвалидов в общественную жизнь, специальные классы и школы. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Положение о специализированных группах и классах коррекционо-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. Нормативных акты, обязательная и дополнительная документация психолога-педагога, работающего в коррекционно-образовательном учреждении.
Тема 13. Документация психолога, сопровождающего развитие
Проблемного ребенка
Нормативные акты, обязательная и дополнительная документация психолога-педагога, работающего в коррекционно-образовательном учреждении. Анамнестическая карта развития ребенка. Схема психолого-педагогической характеристики личности ребенка. Схема сформированности значимых для школы функций и навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическое заключение об уровне готовности ребенка к школе. Структура и организация работы психолого-медико-педагогической службы (ПМПК). Комплекты рабочей документации для деятельности школьных консилиумов ПМПК образовательных учреждений. Заключение психолога ПМПК.