Тема 6. Дефицитарное психическое развитие (нарушения слуха, зрения, речи и ДЦП)

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Назвать первичные и вторичные нарушения в структуре слухового дефекта.

2. Охарактеризовать особенности речевого развития детей с нарушениями слуха.

3. Перечислить особенности мышления глухих детей.

4. В чем состоит асинхрония развития ребенка с нарушениями зрения.

5. Охарактеризовать особенности развития личностной сферы у слепых детей.

6. В чем состоит межсистемная компенсация у детей с нарушениями зрения.

7. Перечислить основные причины нарушений речи.

8. Назвать особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями.

9. Как отражаются на общении с окружающими речевые нарушения детей?

10. Укажите основные причины детского церебрального паралича.

11. Возрастная динамика психомоторного развития детей с ДЦП.

12. Роль двигательной депривации и гиперопеки в формировании патологических свойств личности при ДЦП.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Охарактеризовать особенности развития двигательной сферы детей с нарушениями слуха.

2. Каковы условия овладения речью глухими детьми?

3. Особенности общения глухих детей.

4. Как влияют нарушения зрения на формирование личности?

5. В чем состоит психологическая реабилитация лиц с нарушениями зрения?

6. Назовите формы и дайте клиническую характеристику нарушений разных компонентов речи.

7. Охарактеризовать виды дислексии и дисграфии у школьников.

8. Особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП.

9. Речевые нарушения у детей с ДЦП.

10. Охарактеризовать личностные особенности детей с ДЦП.

Методический материал

Классификация форм детского церебрального паралича по К.А.Семеновой

1.Спастическая диплегия Ноги поражены больше чем руки
2.Двойная гемиплегия Тяжелое поражение всех конечностей
3.Гиперкинетическая форма Гиперкинезы + парезы или параличи
4.Атонически-астатическая форма Снижение мышечного тонуса + парезы
5.Гемипаретическая форма Парезы одной стороны тела

Литература:

1. Бадалян Л.О. Детская невропатология. – М., 2003.

2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М., 2002.

3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М., 2006.

4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПБ., 1995.

5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997.

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. Гл. 4.С. 75-82.; 82-93

7. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В.Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.

8. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: ИКЦ «Академкнига» - 2002.

9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.

10. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Боскис Р.М Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

2. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.- М., 1983.

3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.

5. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). – М., СПб., 1998.

6. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М., 1978.

7. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.

8. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.

9. Тигранова Л.И Умственное развитие слабослышащих детей.- М.,1978.

10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

Семинар 9.

Тема 7. Искаженное психическое развитие

Вопросы к семинарским занятиям:

1. Назвать основные подходы и их авторов, объясняющие причины происхождения РДА.

2. Охарактеризовать эмоциональные нарушения при РДА.

3. Основные направления психологической коррекции детей с РДА.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Как болезненная гиперестезия к сенсорным раздражителям влияет на эмоциональную сферу аутичного ребенка?

2. Каковы защитные механизмы в борьбе со страхами у детей разных групп РДА в зависимости от степени тяжести аффективной патологии?

3. Какие нарушения восприятия, речи и движений характерны для РДА?

4. Нарушения игровой деятельности у детей с РДА.

Методический материал

Наши рекомендации