Языковое выражение субличностей
Для начала необходимо определить, что представляет из себя понятие субличности.
<Субличность (англ. subpersonality) – это психологический термин. Обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
Метод работы с субличностями является одним из специфических методов психосинтеза.
<Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями – это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное раскрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой – как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Разговоры, которые проговариваются внутри, есть разговоры Контроля и субличностей.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Разговоры с самим собой человек ведет тогда, когда-либо Контроль предоставляет оправдания своих поступков каким-то субличностям, либо когда субличность требуется вызвать к жизни, либо когда её надо поставить на место.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Речь, которая обслуживает диалог с участием субличностей, иногда вырывается наружу. Эти разговоры могут выплескиваться и при очном общении с другими. Это хорошо заметно при конфликтах людей. Начав беседу под управлением своих Контролей, собеседники могут продолжать и дальше обмен понятными друг другу репликами, и завершить беседу к обоюдному согласию. Но если один из Контролей достигает в пространстве обсуждаемых образов некий предел, за которым его способность к управлению теряется, то он пытается вернуться в управляемую образную область или же завершить беседу вовсе. Если это невозможно, то человеком завладевает субличность, которую Контроль полагает умеющей действовать за пределами его компетенции или даже такая, которую Контроль вообще старается не выпускать наружу.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Эта временная «специализирующаяся на конфликтах» субличность имеет свой язык, свои методы различения ситуаций и их деталей, свои приоритеты в памяти и свои любимые методы экспансии.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Внешне это выглядит так, будто человек вдруг меняет стиль общения, переходит к оскорблениям и неадекватным аргументам. Но самом деле, это не совсем прежний человек; хоть тело осталось прежним, в нем уже заправляет другая субличность.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Обычно конфликтующая субличность подталкивает другой Контроль к границе, за которой тот тоже теряет управление. И также выпускает своего «спеца по конфликтам». И начинается совершенно бредовое состязание в угрозах и оскорблениях, примеры которых мы, к сожалению, видим вокруг себя настолько много, что нет смысла их живописать.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Здесь следует обратить внимание на две вещи.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Во-первых, конфликт может разгореться от самой незначительной фразы. Эта фраза может быть совершенно незначительна для одного участника, и в то же время для другого порождает пограничный образ, на его который Контроль не знает, как эффективно реагировать.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)
<Во-вторых, конфликт всегда начинается одним из участников. Первые же изменения в тоне голоса, позе и аргументации одного из беседующих показывают, что его Контроль уступает права на дальнейшие переговоры Субличности. Вести разговор с такой субличностью сложно, но вполне возможно, если другой Контроль понимает смысл происшедшей перемены и искренне стремиться уладить конфликт. Если же другой Контроль также теряется и заслоняется своим конфликт-агентом, то какого-либо конструктивного разрешения можно не ждать; произносятся два монолога глухих, после чего конфликт прекращается, и оба Контроля начинают оправдывать действия своих субличностей уже перед собой или посторонними (редко кто сокрушается по поводу самого факта потери Контроля). Если же оба участника достаточно агрессивны, но конфликт ещё не начался, оба Контроля ищут словесный или ещё какой-нибудь повод придраться друг к другу и провоцируют оппонента на грубость (Контролям нужны оправдания своей агрессивности в виде «я не хотел, но мне же нагрубили!»). Такой повод быстро находится, и оба Контроля спускают с цепи своих конфликтников (уже, возможно, других, более энергичных и которым оправдания уже не нужны). Далее, пройдя небольшую фазу эскалации, они заканчивают конфликт дракой, вводя в действие последнюю, телесно-ощутимую аргументацию.> (Мусин К. http://corporalmetaphor.narod.ru/Chapter4-3-6.htm)