Стили мышления как особенности субличностей

Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо – оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких тел акцентировано.

Устойчивость такой акцентуации обеспечена системой телесных блоков, и в связи с этой устойчивостью акцентированное тонкое тело можно связывать с отдельной субличностью. Можно говорить о перевесе той или иной субличности – «интуитивной» или «ментальной». В случае, когда каждая субличность акцентируется в своем особом контексте, можно говорить о нарушении связей между субличностями. В этом случае они оказываются конфликтующими (конкурирующими). Тогда поведение человека, с точки зрения внешнего наблюдателя, становится непоследовательным или противоречивым.

В жизни отдельного человека могут быть периоды активности той или другой субличности. Можно сказать, что у каждого человека в детском и подростковом периоде активна первая (интуитивно-спонтанная) субличность, а в юношеском и взрослом периодах – вторая (логическая). Далеко не все люди достигают такого уровня личной эволюции, когда обе субличности начинают действовать синхронно – интегрируются в энергию Ци. (Именно это качество синхронности дает взрослую, а затем и зрелую личность.)

У некоторых людей логическая субличность так и не включается, и они на всю жизнь остаются в подростковом периоде своей эволюции. Эта категория людей часто ссылается на интуицию, желание («я хочу») или выгодные для себя правила и инструкции, и склонна к проявлениям протеста и актов саботажа против многочисленных обязательств, с которыми вынужден мириться современный человек.

У другой категории людей активизация логической субличности сопровождается своеобразным подавлением интуитивно-спонтанной. Обычно это сопровождается наличием сильных телесных блоков, снижением эмоциональной восприимчивости и чувствительности к тонким ощущениям. Представители этой категории могут проявлять большую жесткость как по отношению к окружающим, так и к самим себе. Основное ограничение таких людей связано с многочисленными социальными и ролевыми страхами (страх оценки, страх некомпетентности в той или иной роли и т.д.). Эти страхи закладываются в детском и подростковом возрасте и, как правило, оказываются вытесненными, в результате чего такие люди социально адаптированы, имеют достаточно жесткую картину мира и принимают на себя множество социальных и ролевых обязательств, обусловленных упомянутыми страхами («я должен…»).

Естественно, что мы даем достаточно грубое описание, и каждый отдельный человек может находиться в любой точке шкалы, обозначенной этими двумя типами.

Существует еще одна категория людей, у которой акцентированы обе субличности. Они равны по силе, но находятся в противостоянии. Такие люди часто оказываются в ситуации внутреннего конфликта и, в зависимости от контекста, у них преобладает то иньский, то янский типы мышления. В подобных случаях у человека возникают проблемы и с принятием решений, и с систематизацией материала, и с составлением планов, и с определением ближайших шагов (вспомним популярные тренинги по тайм-менеджменту).

Стили мышления как особенности субличностей - student2.ru
Графически все описанные стили мышления представлены на рисунках 40-43.

Стили мышления как особенности субличностей - student2.ru

1 – «интуитивная» субличность,

2 – «ментальная» субличность.

Последний, четвертый из описанных стилей мышления (см. рис. 43) можно рассматривать как естественное мышление, свойственное тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело (в указанном выше смысле) в равной степени здоровы и развиты.

Однако такое мышление становится недоступным при наличии внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие заболевания и неадекватные эмоциональные состояния, а также неподготовленность физического тела (множество неконтролируемых мышечных напряжений) являются непреодолимым препятствием для спонтанного использования этого стиля. (Ниже это будет показано в стенограммах демонстраций.)

В этом случае одна из двух связей – иньская или янская – блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. Тогда причину трудностей принято искать либо в неправильной картине мира, т.е. в области духа, либо в неадекватном восприятии, т.е. в области тела (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). В данном подходе, однако, не рассматриваются причинно-следственные связи, и любая из вышеупомянутых трудностей будет рассматриваться как системное нарушение. Это означает, что при искажениях в картине мира всегда необходимо искать телесный аналог этих нарушений, и наоборот, а затем работать с обеими частями.

Практики, которые мы перечислим в конце данной главы, могут использовать носители всех стилей мышления.

При иньском («интуитивном») стиле мышления в процессе практик должны развиваться концентрация и волевые качества.

При янском («логическом») стиле мышления должна быть восстановлена чувствительность; это требует восстановления навыков расслабления тела и деконцентрации – способности расфокусировать внимание в объеме тела и за его пределами (такая способность лежит в основе восприимчивости).

Другими словами, в первом случае развивается янское начало (концентрация), во втором случае – иньское начало (способность к расфокусировке внимания).

В случае «расколотого» мышления (рис. 42) необходимо восстановить связи между этими двумя частями, т.е. добиться их интеграции и объединения в энергию Ци, что также делается с помощью особых практик.

Итак, предлагаемая здесь энергетическая модель целостного (системного) мышления состоит в гармоничном объединении «интеллектуальной» и «интуитивной» составляющих процесса мышления. Другими словами, всякий процесс мышления должен сводиться к интеграции энергий Инь и Ян – и восстановлению энергии Ци.

Примеры и демонстрации

Нередко запросы участников наших тренингов соответствуют перечисленным выше проблемам мышления современного человека. Например – как запустить проект, который «не запускается». Почему не запускается? Потому что там есть множество локальных задач, и неясно, за которую из них браться сначала. Надо найти человека под проект, найти помещение, обкатать систему, для чего нужны финансы, люди, технология, выбор ассортимента, а для этого нужно изучить рынок и конкурентную среду, учесть интересы потребителя… и т.д. Для человека с «ментальным» стилем мышления этот проект может оказаться почти невыполнимым, т.к. он не может спонтанно выстроить иерархию задач (отсутствие «адекватной аксиоматики»). Для человека с интуитивным типом мышления этот проект также невыполним: такой человек будет браться за один фрагмент проекта, а затем, не доведя его до конца, переходить к другому.

Другой пример. Управляющий озабочен тем, что ежедневно ему приходится решать слишком много проблем, и он не справляется с этим: «…встретиться с юристом, встретиться с одним партнером, решить вопрос. С депутатом встретиться. По недвижимости тоже наметить… В химчистку заехать… Самое неприятное, когда с утра приходишь на работу, и целый день все валится – а ты решаешь, валится – а ты решаешь... Как будто там снежный ком какой-то, и он сам по себе. Дела, которые сами ко мне приходят. Не я их задумываю и делаю».

Далеепоследовал такой диалог:

– Возьми какой-нибудь день и опиши, что приходилось делать? Вот так же, в произвольной последовательности.

– Финансовый вопрос на работе решать. Договор составлять. Подготовил очень важную встречу, которая оказалась не нужна… Постоянно стоит вопрос – будет, не будет… Не знаю, как к ним подступиться, и поэтому все откладываю.

– Это все?

– Нет, пятая часть…

Полная стенограмма работы с этим управляющим приведена ниже. Его проблема в том, что он мыслит в «ментальном» стиле. Попытка включить чувствование сопровождается спонтанным проявлением неосознаваемого ранее страха. Ниже мы обсудим это подробнее.

Итак, большинство людей имеет доступ лишь к части своих потенциальных возможностей, т.к. используют иньский, янский или расколотый (см. рис. 40 – 42) стиль мышления.

Практики трансформации картины мира, рассмотренные выше, позволяют максимально и устойчиво расширить способность к целостному (системному) мышлению. Здесь же мы приводим отрывки из стенограмм демонстраций, в которых даем инструкции, помогающие экспериментирующему войти в состояние целостного мышления ситуационно, по поводу актуальной проблемы. Подчеркнем только, что инструкция устроена так, чтобы включить одновременно и деконцентрацию, и концентрацию (первое и второе внимание), что уравновешивает и интегрирует иньскую и янскую составляющие мышления, создавая энергию Ци. Как уже было сказано, непрерывное осознанное взаимодействие концентрации и деконцентрации и составляет суть системного (целостного) мышления.

В приведенной ниже демонстрации мы покажем, как организовано это взаимодействие.

Демонстрация состоит из двух частей. В первой части ставится задача выявления нарушений «аксиоматики», т.е. выслеживаются повреждения иньской (интуитивной) составляющей процесса мышления. Для этого выслеживаются все телесные напряжения (проявления страха или бессилия), возникающие в процессе обдумывания проблемы. Во второй части демонстрации ставится задача восстановления адекватной аксиоматики с помощью янской части мышления (концентрации). Это делается в два этапа. Вначале концентрация используется для трансформации всех напряжений, а затем для построения точной ментальной модели проекта (окончательных решений и плана действий).

Демонстрация

Речь идет о финансировании строительства центра. Есть разные схемы финансирования: брать кредит либо пригласить партнеров. Окончательное решение необходимо принять в течение недели.

М.П.: Начни с перечисления составляющих проблемы.

Участница: если брать кредит, то, во-первых, будут трудности при подборе поручителей, во-вторых, кредит слишком большой. Если приглашать партнеров, то придется смешивать деловые и личные отношения с человеком, который даст деньги.

– Когда ты говоришь это, снова войди в состояние первого внимания, расслабив тело. Что вызывает большее напряжение?

– Личные отношения. Они строятся на доверии.

– Где это напряжение ощущается в теле?

– В плечах.

– Какова эмоциональная окраска напряжения?

– Беспокойство, страх.

– Страх доверять в деловом контексте?

– Да.

– Держи это ощущение в периферийном внимании. Где откликаются трудности при поиске поручителей?

– В животе.

– И тоже оставь это ощущение в периферийном внимании. Кредит слишком большой – где это откликается?

– В нижней части живота.

– Расслабь там мышцы и пусть это ощущение остается. Смешивать деловые и личные отношения?

– Сердце.

– Какова эмоциональная окраска?

– Страх разрушить отношения. (…)

Итак, мы получили четыре больших фрагмента этой проблемы. Это можно изобразить следующим образом:

Стили мышления как особенности субличностей - student2.ru

Рис. 44.

Такова структура восприятия «в первом внимании», т.е. таким способом тело откликается на заявленную проблему.

Используя введенную выше терминологию, мы будем рассматривать это как часть внутренней (неявной) «аксиоматики», на которой строится вся дальнейшая интеллектуальная аргументация. Другая часть аксиоматики связана с явными и неявными ресурсами, имеющимися у участницы прямо сейчас. Безусловно, она обладает различными аспектами силы, которые также можно было бы представить в виде схемы, дополняя схему на рис. 44. Однако в данном случае ресурсная часть проекта не представляет для нас интереса, являясь нормой.

Следуя нашей модели, мы должны подвергнуть сомнению адекватность проблемной части «аксиоматики». Мы определим как неадекватный любой фрагмент описания, отмеченный страхом или тревогой. Такой страх, как правило, не осознается. В данном случае он проявляется как сомнение, побуждающее анализировать проблему и искать какой-то выход, активно действуя. Эта внешняя активность (янская составляющая энергии Ци) является оборотной стороной страха или тревоги (иньской составляющей).

Итак, неосознаваемый страх и внешняя активность представляют собой продукты распада энергии Ци, и вместе они оказываются источником неадекватности в картине мира и вытекающих из нее ошибочных выборов. Страх и активность должны быть подвергнуты интеграции: прежде чем двигаться дальше, необходимо восстановить энергию Ци, после чего решение будет очевидным. Пока это не сделано, необходимо осознанно воздержаться как от анализа, так и от активных внешних действий. Вся активность должна быть направлена во внутреннее пространство, где она будет проявляться в форме концентрации на возникающих здесь напряжениях и их трансформации.

Но прежде, чем выполнить эти шаги, необходимо завершить исследование структуры страхов. На рисунке 44 обозначены четыре напряженных фрагмента. Для более детального осознания структуры страхов необходимо разукрупнить некоторые из этих фрагментов.

(Продолжение демонстрации)

– Продолжим исследование. Какой из фрагментов ты хотела бы разукрупнить? Например, страх большой суммы может составлять один фрагмент, но он может состоять из многих более мелких. Или поиск поручителей – там может быть много мелких фрагментов. То же самое касается страха за отношения и страха доверять.

– Да.

– Тогда давай помельче. Все четыре больших темы, которые ты обозначила, удерживай в периферийном внимании, не думая о них и не концентрируясь на них. Перечисляй мелкие детали: встречи, разговоры, мысли…

– Нет, просто это глобальный страх.

– Как он проявляется?

– Мы так долго дружим с этим человеком, что если сейчас возникнут деньги, то – деньги все испортят… И всплыла картинка – разговор и комната, где этот страх возник. Страх не оправдать его ожидания.

– Еще в чем проявляется страх за отношения? Его надо разукрупнить.

– Там страх каких-то обманов, недоговоренностей, неточностей – и за этим тоже стоят картинки. Там страх невольно обмануть или обмануться в ожиданиях.

– Хорошо. Где это ощущается? Разговор в комнате – где?

– Внизу живота.

– Оставь его там. Неточности и недоговоренности – где?

– Между бровей. И чуть-чуть в шее.

– Хорошо. Продолжай ощущать это в шее – и больше расфокусируй внимание. Страх не оправдать?

– Сердце.

– Страх обмануть?

– В районе пупка и ниже.

– Страх обмануться?

– Внизу живота.

– Удается ли тебе все это удерживать в периферийном внимании?

– Да.

– Поиск поручителей?

– В солнечном сплетении.

– Заметь, все начинает немного меняться.

– Да.

– А теперь – стоит ли разукрупнять эту тему?

– Нет.

– Здесь все ясно?

– Абсолютно.

– Здесь нет никаких проблем, ты хочешь сказать?

– Ну – мой протест против этой бумажной волокиты!

– Почему бы не сказать об этом? Протест против волокиты. Поручитель есть?

– Конечно…

– Протест где откликается?

– В солнечном сплетении. Бумажек не люблю!

– (К группе.) Интересно, когда осознаются такие вещи. В действительности, поручитель есть, и проблемы не существует. Но субъективно поиск поручителей воспринимался как большая проблема. Сама по себе она могла бы быть легко решена, но на фоне других проблем воспринимается как нечто такое, за что не хочется браться. Мысль как будто «не хочет приближаться» к этой задаче, и от этого задача кажется все более сложной или пугающей. В некоторых случаях это может повлиять на решение. Если бы мы прибегли к обычным методам анализа, то получили бы обычные внешние способы решения проблемы (на уровне простраивания шагов). Благодаря внутреннему (полуосознаваемому) протесту, который обычно проявляется в виде содержательных логических аргументов против любого предложения, такой путь часто заканчивается тупиком. В действительности наше исследование показало, что нет никакой внешней проблемы, но есть внутренний протест против бумажной волокиты и, возможно, страх взаимодействия с чиновниками. В нашей модели этот протест будет исчезать в процессе трансформации всех напряжений. (К участнице.) Продолжим. Где откликается страх доверять?

– Горло, плечи. Но вот пока говорим, многое уже растворилось…

– Лучше до поры до времени концентрацию не использовать, но ты невольно туда направляешь концентрацию, и все начинает сразу решаться… Страх доверять – есть там что разукрупнить? Можно ли сказать, что есть много ситуаций, где ты не решаешься доверять?

– Да…

Мы не будем приводить дальнейших деталей этого исследования и опустим часть технических деталей. Итогом такой работы является разукрупнение некоторых крупных блоков. Например, то, что здесь сделано, можно изобразить следующим образом:

Стили мышления как особенности субличностей - student2.ru

Рис. 45

Этой схемой необходимо дополнить схему на рис. 39. Таким же образом, в случае необходимости, разукрупняются остальные три фрагмента. В целом это дает развернутую схему повреждений в неявной аксиоматике. Напомним, что, по определению, повреждением аксиоматики считается все то, что окрашено страхом или тревогой.

Перейдем ко второй части демонстрации. Как было сказано выше, здесь, в основном, используется концентрация. Однако концентрация привлекается на фоне расфокусировки, т.е. в состоянии первого внимания. Тем самым достигается восстановление тонкого взаимодействия иньской и янской составляющих процесса мышления.

Каждый шаг дальнейших инструкций, независимо от того, касается ли он концентрации или расфокусировки, сопровождается быстрыми, поочередными или одновременными, спонтанными включениями того и другого, как это случалось в предыдущей части демонстрации (интеграция частично уже происходит, хотя инструкции еще не было). Шаги инструкции указывают лишь на преобладание одной из составляющих процесса, достигаемое осознанно.

– Итак, продолжим. Возьмем страх доверять. Оставаясь в первом внимании, найди центр этого ощущения. Я сейчас буду исследовать то, что касается границ во внутренней территории. Твоя задача – в течение всего процесса стараться «раскрыть» тело в тех зонах, которые начнут проявляться. Метафору раскрыть тело мы будем использовать для обозначения трех одновременных действий: расслабить эту область тела; расфокусировать внимание в этой области (т.е. осознавать ее целиком); создать ощущение, как будто ткани раздвигаются до глубинной области тела, где находится источник напряжения. Итак, найди центр ощущения и начинай двигаться туда, используя всю свою концентрацию. При этом расслабляй тело и старайся войти внутрь ощущения. Если встретишь непреодолимое препятствие, дай мне знак. Если удастся войти внутрь ощущения, открывай тело от этой глубинной точки к поверхности.

– Не могу пройти: в глубине тела, в районе почек… это как плотная дверь.

– Если пройти не удается, можно воспользоваться специальным приемом раскрытия тела: продолжай концентрироваться, пытайся туда пройти; когда ты концентрируешься и пытаешься пройти сквозь это препятствие, и при этом внимание расфокусировано, то ты почувствуешь, как откликаются другие точки, в разных местах тела. Какие?

– От почек к плечам.

– Расслабь мышцы в этих областях, и ты найдешь там отголоски препятствия. Проходи сначала там.

– Там легко прошла!

– Проходи там, расслабь, раскрой эти области тела, чтобы в них могла двигаться энергия – и тогда в области почек, может быть, также удастся пройти и открыть тело. Получается?

– Да.

– Если пользоваться этим приемом, начинает работать весь меридиан (или даже несколько), и тело открывается по всему его контуру… А теперь создай сильный поток в области почек, и все больше и больше раскрывай тело… сама найди, какие еще точки сейчас откликаются…

– На груди и в горле.

– Открывай концентрацией все области, которые откликаются, и создавай потоки. Сейчас идет очень мощный процесс – это результат использования концентрации. (К группе.) Иногда эти препятствия проходятся сразу, а если не проходятся, то проблема в данный момент неразрешима – не хватает силы. Тогда необходимы дополнительные практики, которые будут прокомментированы ниже. (К участнице.) Открой сильнее область внизу живота, и соедини ее со всеми остальными – как будто ты простраиваешь канал, чтобы вся энергия стекала через эту область. Расслабь и раскрой копчик, крестец, область между лопатками… (Комментарий для группы). Как только сила потоков начинает падать, при условии стабильного процесса, то можно его оставить, он будет продолжаться сам по себе. Те из вас, кто обучался этому раньше, помнят технику работы с потоками. Вы открываете тело и создаете поток, и по мере того как энергия трансформируется, у вас появляется ясность, приходит какое-то решение и происходит трансформация эмоции… Для того же, чтобы раскрыть тело, здесь использовался специальный прием. Он состоит в том, чтобы найти некую комбинацию точек и областей в теле, особый «шифр». Сейчас эта техника была продемонстрирована. Вы концентрируетесь на некоторой области, пытаясь ее раскрыть; если она сопротивляется, то возникает напряжение, которое обязательно откликнется ощущениями в других областях тела, и вы раскрываете тело сначала в других областях, и только затем в исходной точке, и тогда включаются сильные потоки и вся энергия трансформируется. И вы помните, что сначала эта энергия выглядит как темная, плотная, и постепенно она становится светлой, прозрачной, тонкой, и потом заканчивается. Вот сейчас как раз поток заканчивается.

Мы прервем описание демонстрации, чтобы обсудить технику «раскрытия» тела. Для того, чтобы раскрыть тело, практикующий должен найти некую комбинацию точек и областей в теле, особый «шифр», раскрывающий весь энергетический контур переживания.

Техника «раскрытия» тела

1. Практикующий концентрируется на некоторой области, пытаясь ее раскрыть; если она сопротивляется, то возникает напряжение, которое обязательно откликнется ощущениями в других областях тела.

2. Следует направить концентрацию одновременно во все эти дополнительные области, раскрыть в них тело и создать потоки, как в технике работы с потоками.

3. Как только потоки становятся сильными, вернуться к исходной области, которая все это время находилась в периферийном внимании, и в этой области раскрыть тело. Теперь это достигается легко.

4. Создать поток в исходной области, теперь уже раскрытой.

5. Если шаг 3 или 4 не удается, то при усилении концентрации ощущается напряжение, и теперь можно вернуться к шагу 1, находя новые нераскрытые области.

6. Действовать таким образом до тех пор, пока исходная область не раскроется.

Как уже сказано, эта техника включает целый энергетический меридиан, и энергия начинает трансформироваться по всему контуру меридиана одновременно. Тогда включаются сильные потоки и вся энергия трансформируется. И сначала эта энергия выглядит как темная, плотная, и постепенно она становится светлой, прозрачной, тонкой, и потом заканчивается.

Вернемся к демонстрации.

– Вот сейчас как раз поток заканчивается.

– Участница (смеется): Приехали! Было очень много зрительных образов. Получается, что я нашла свой мотив – мотив недоверия к людям, и я видела себя где-то – то ли это родовая комната, то ли я совсем маленькая, какой-то сморщенный холодный комочек – и вот ужас от одиночества и темноты: то ли только что родилась, то ли буквально первые дни после рождения – не знаю, домысливаю, но очень явная была картинка этого ужаса, беспомощности и одиночества. А потом ее просто светом залило и она растворилась. Сейчас так тепло, спокойно – ой, как стало хорошо!

– Но… ты готова продолжать дальше?

– Готова…

– Вернемся к этой задачке. Там был страх доверять людям. Если взять его в контексте проблемы – где он откликается теперь?

– Вообще нигде! У меня вот тут (вокруг губ) все теплое стало, и все теплое – ноги теплые, уже у меня ничего не откликается!

– Уже неактуально стало?

– Неактуально. Вообще неактуально! Плечи отпустило, кстати, хорошо!

– Дальше. Страх, что сумма слишком велика, где откликается?

– В груди. Внизу живота больше не откликается, а – в груди.

– Отклик сместился. Так и должно быть: мы делаем новый виток, и каждый раз, когда какая-то работа сделана, меняется все сразу. Это похоже на калейдоскоп: один камешек сдвинется – и меняется вся картина. Здесь нельзя что-то изменить локально. Мы отработали этот фрагмент – и все стало плыть куда-то, перемещаться, меняется восприятие всей ситуации… Идем дальше. Страх, что сумма велика, что с ним сейчас?

– А у меня вообще другая мысль – что… а зачем мне вся эта сумма? То есть зачем брать так много сразу? Можно и сразу, только много не надо… можно взять кредит меньше. У меня сейчас куча идей по этому поводу, и… более рациональные идеи, я бы так сказала… А за этим вот что стояло – человек же мне доверяет. Например, мне предлагают огромную сумму, и я чувствую, что обязана ее взять, потому что эти люди мне доверяют. А мне не нужно столько денег!

– Хорошо. Это как новое решение. Здесь перепутываются личные и деловые отношения. Теперь становится понятно.

– Да, новое решение…

– Взять меньший кредит, возьмем это как рабочую идею. Но ее лучше разукрупнить. Чтобы возникло что-то вроде бизнес-плана по поводу этого маленького фрагмента.

– Есть еще какой-то поток в спине. Там все равно страх ответственности.

– Пока просто отметь это, и пойдем дальше. А теперь – страх за отношения. Где это откликается теперь? Важно отмечать эволюцию энергии.

– Теперь он в горле.

– Разговор в комнате. Ты помнишь: внимание расфокусировано, тело расслаблено…

– Ну в общем, поскольку это было вот здесь (показывает на живот), а здесь уже тепло, то… картинка очень мутная стала, очень слабо откликается. Этот страх неактуален.

– Страх не оправдать доверие.

– Да нет, все очень спокойно…

– Страх неточности, недоговоренности?

– Да просто надо поговорить, да прописать это все…

– Понятно как, да?

– Да! Сейчас такая ясная картина – это ж элементарно!

– Поговорить, прописать. Хорошо. Теперь – страх обмануть?

– Не-ет, не хочется…

– Обманывать не хочется?

– Вот я сказала «прописать это все на бумаге» – и все начинает меняться,

– То есть обмана больше нет?

– Нету вот этого всего... Нет, все-таки есть остатки внизу живота. Глубоко.

– Так. Отметили и идем дальше. Протест против волокиты.

– Есть.

– Где он?

– Живот.

– Есть тут что разукрупнить?

– Там есть очень сильные страх и нежелание общаться с людьми, с которыми я не стыкуюсь, не понимаю их, – они вообще как из другого мира все…

– Страх общения с людьми из другого мира.

– У них все по циркулярам, по бумажкам, по законам… они как неживые, и я вот этой нежити – боюсь…

– Посмотри, как это откликается в теле, но помни, что у тебя внимание расфокусировано – помести в центр расфокусированного внимания страх общения с людьми из другого мира – и смотри на другие фрагменты: страх обмануть, быть обманутой, страх за отношения, страх, что сумма велика, меньший кредит, страх ответственности, поиск поручителей. Есть ли где-нибудь между ними связи?

– Да, я как раз хотела сказать: получается, что они все связаны. Основное напряжение сейчас осталось в солнечном сплетении, и чуть-чуть откликаются в груди и в горле.

– Тогда, если они связаны, расширь сейчас внимание так, чтобы они все осознавались, и концентрируйся на ощущении страха общения с людьми из другого мира, именно в этой области – в солнечном сплетении... Теперь раскрой эту область и создай поток. По ходу дела у тебя может возникнуть какое-нибудь озарение по поводу того, что стоит за этим страхом, какой-то его тайный смысл. Тут интересно еще то, что деловую жизнь, бизнес мы превращаем в некий путь познания себя. Во всяком случае, бизнес только тогда имеет смысл и вдохновляет людей, когда они извлекают из него что-то для души. А интересно, что можно извлечь для души из волокиты, из общения с людьми из другого мира? Очень многое, может быть,… Что стоит в нас за этим? Какие тайные мотивы могли бы тут быть… они-то и управляют нашими решениями… Что-то очень важное... Иногда за этим стоит гордыня, а за ней стоит ощущение себя маленьким человеком, жалость к себе, бессилие – много всего... Ты просто концентрируйся сейчас и раскрывай тело; если какое-то понимание, осознание возникнет, – хорошо, если нет, то просто наблюдай, как меняется вся картина. Тогда все эти фрагменты начинают как-то плыть, и связи между ними меняются… и возникает настоящий процесс решения, когда новое решение как бы вырастает из всех этих энергетических комплексов…

– Там сначала действительно была гордыня, что я-то их лучше, потом – что на самом деле у меня сил мало, это очень жесткая машина подавления, и я не выстою там, в этом общении – не хочу говорить противодействии, а в общении…

– Страх перед жесткой машиной и одновременно жалость к себе.

– Да, такая жалость к себе, что я не выдерживаю этих жестоких энергий, я хочу спрятаться и убежать… куда-нибудь в монастырь, и больше не показываться. Тут всплывают картинки – как мы с братом маленькие в квартире, как нам страшно и одиноко, он мне еще страшные сказки рассказывает… специально меня пугает.

– По ощущению это похоже на общение с людьми из другого мира?

– Да-да! Там жалость к себе – что вот мне и так страшно, а он еще меня пугает. И то же самое делают они… Мне и так без мамы тяжело, а он говорит, что она никогда не придет.

– Сейчас очень сильно открывай тело в области солнечного сплетения… Мы подходим к какой-то ситуации, и она нам кажется трудной только потому, что у нас для нее не хватает сил. Нет смысла думать, консультироваться, искать какие-то технологии; если у нас хватает силы, то мы мгновенно найдем решение самостоятельно. Тогда следование модели целостного мышления можно рассматривать как накопление силы для реального шага. В этом процессе вся внутренняя территория трансформируется, и человек становится другим. Тогда получается, что жизненные проблемы в действительности могут развивать нас. Как сейчас?

– Такое впечатление, что я выспалась! Очень хорошо сейчас. Все ушло.

– Готова двигаться дальше?

– Да.

– Итак, протест против волокиты, общение с людьми из другого мира, жалость к себе и все такое.

Участница (смеется): Нет ничего!

– Прекрасно. Эта проблема решена. Поиск поручителей, меньший кредит, слишком большая сумма – все нормально?

– Да сейчас уже можно и побольше кредит…

– Дальше двинемся, страх за отношения? Разговор в комнате, страх не оправдать доверие, страх неточности, недоговоренности? Есть что-нибудь?

– Нет…

– Все спокойно. Тогда возвращаемся к первоначальной формулировке задачи. Нужно сделать это в течение недели – и непонятно, самой или с опорой на других?

– Да и то, и другое! Там нет больше проблемы. Я знаю, как действовать, во всех деталях.

Это, может быть, выглядит парадоксально, но огромное количество проблем, с которыми встречаются деловые люди, устроены примерно так же: сначала человек испытывает напряжение, тревогу, страх, которых не осознает, а затем подсознательно подбирает – и как бы внезапно обнаруживает – множество препятствий, либо не видит очевидного хода. Страх, телесное напряжение не позволят приблизиться к осознанию точного хода. Тогда можно сколь угодно долго анализировать проблему, обращаться к консультантам, беседовать с людьми – точного решения не найти до тех пор, пока не будет извлечена из подсознания и трансформирована вся картина тайных страхов. Но как только это сделано, появляется реальный шанс найти уникальное решение, которое уместно только в этой ситуации и только для данного человека.

Подчеркнем, что только «носитель» проблемы обладает достаточным знанием, чтобы найти ее точное решение. Ни один консультант не может проникнуть в неявную аксиоматику, за которой стоит весь жизненный опыт и вся личная история человека. Только он «знает» все неявные связи и аргументы, которые могли бы повлиять на решение. Здесь слово «знает» подразумевает неосознаваемое знание, которое еще должно быть осознано и вербализовано в процессе интеграции всех актуальных энергетических расколов.

Участница приведенной выше демонстрации обладает достаточно тонкой чувствительностью и сильной концентрацией, чтобы эта работа получилась без специальной подготовки. Фактически она спонтанно следует рассматриваемой здесь энергетической модели мышления, и все, что было необходимо сделать – подкорректировать картину мира, т.е. погрешности в аксиоматике, которые, как попутно выяснилось, были инициированы вполне определенным жизненным опытом – эпизодами, которые попутно вспомнились.

Для многих людей требуется специальная подготовка (определенный набор практик), чтобы этот процесс был доведен до конца. Некоторые люди, оказавшись в подобной ситуации, отрицают, что чувствуют растерянность, страх, сомнения. Они настаивают на объективности своих трудностей и пытаются поддержать себя предположением, что не хватает информации для принятия решения, или неясны критерии, или отсутствуют ресурсы, и любой другой человек на их месте испытал бы те же самые трудности. Такие люди ожидают объективного совета или правила. Так ведут себя обычно носители «ментального» стиля мышления. Чувствование порой нарушено у них до такой степени, что они не осознают ни своего страха нести ответственность за исход ситуации, ни страха выглядеть некомпетентными. Именно поэтому они настаивают на объективности своих трудностей. Иногда с такими людьми требуется очень большая работа по восстановлению телесной чувствительности.

Другой тип трудностей – недостаточный навык концентрации. Это проявляется, прежде всего, в ограниченной способности порождать интеллектуальные конструкции, – в том числе планы и проекты, а также быть последовательными и придерживаться определенной стратегической линии. Такие люди легко хватаются за новые проекты и так же легко к ним охладевают.

В каждом из этих двух случаев требуются специальные практики для того, чтобы пользоваться рассматриваемой здесь моделью целостного мышления. Но если в первом случае часто бывает достаточно одной сессии выслеживания страхов и их трансформации, то во втором случае всегда требуется длительная работа, иногда занимающая много месяцев, по развитию концентрации. В первом случае иногда требуется столь же длительная работа по развитию чувствительности. В обоих случаях способность использовать данную модель существенно возрастает, если использовать круг практик,рассмотренный выше.

10. Пошаговая стратегия целостного (системного) мышления

10.1. Категория намерения

В предыдущем разделе пошаговая стратегия предъявлена в форме демонстрации. Проходя ритуал, участница демонстрировала включение всех тонких тел, в том числе и буддхиального. Последовательность шагов также представлена достаточно полно.

В данном разделе мы хотим представить эту стратегию в абстрактной форме последовательных инструкций.

Трудно передать через инструкции живой процесс предыдущей демонстрации. Трудность здесь в том, что участница вносила в демонстрацию внутреннюю активность на всех этапах, и инструкции ведущего, скорее, подстраивались под ее темп и намерение двигаться к цели. Эту внутреннюю активность почти невозможно задать в виде словесной инструкции.

Попытаемся это сделать, вводя дополнительную категорию – намерение. Намерение не связано напрямую с наличием цели. Часто случается, что у человека есть цель и желание ее достичь, но нет намерения, и тогда ничего не делается для достижения цели. Все шаги обсуждаемой стратегии могут быть выполнены только при наличии намерения. Если намерения нет, то этой стратегией воспользоваться нельзя.

Попытаемся дать определение категории намерение. Эта категория является частью толтекского мифа (см. книги К. Кастанеды, Т. Мареза и др.). В мифе намерение рассматривается как единственная сила во Вселенной, которая всем управляет. Считается, что никто не знает истинной природы намерения, однако каждый может и должен научиться управлять им, даже не зная его природы. Для этого необходимо научиться осознавать разные уровни проявленности намерения и пользоваться этим умением.

В нашей модели удобно определить намерение, точнее, его проявленность, используя систему тонких тел. Намерение должно быть синхронно представлено во всех тонких планах. Синхронность означает не только одновременную проявленность в разных тонких планах, но еще и согласованность этих проявлений. Тогда создать намерение означает создать состояние, в котором содержатся:

· желание действовать, т.е. ощущение контекста действия и эмоциональный импульс (эфирный и астральный планы),

· четкая ментальная формулировка цели, активный импульс к действию и знание первого шага (ментальный и каузальный планы),

· мечта (идеальный образ) и стратегическое понимание происходящего (атманический и буддхиальный планы).

Все эти проявления намерения должны быть созданы синхронно и согласованно: в расфокусированном внимании должны присутствовать детали контекста и эмоциональные предпочтения (эфирный и астральный планы), а концентрация направляется на осознание цели и стратегические последствия. Более коротко, намерение складывается из желания, знания актуальных шагов, активного импульса к действию и осознания стратегической направленности.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию переговоров. В этом случае «создать намерение» означает: ощутить себя в контексте переговоров, мысленно увидеть перед собой реальных партнеров – и почувствовать внутренний комфорт и желание двигаться к цели (эфирный и астральный план намерения). Это значит, кроме того, иметь понимание шагов переговоров и, в особенности, четкое представление о первом шаге (ментальный план намерения), ощущение готовности действовать (каузальный план), а также чувствование стратегической направленности и отдаленных последствий переговоров (буддхиальный план). Атманический план намерения может проявляться в ощущении абсолютной уместности, естественности и экологичности данного акта переговоров.

Согласно нашему определению, намерение имеет как иньский аспект, так и янский.

Иньский аспект намерения относится к нижним тонким телам. Он связан с личной аксиоматикой и может быть осознан и инициирован через расфокусировку внимания.

Янский аспект намерения относится к верхним тонким телам, участвующим в янской составляющей мышления. Он связан с волей и импульсом активности и может быть осознан и инициирован через концентрацию внимания.

Намерение – векторная категория, т.е. характеризуется величиной (интенсивностью) и направлением.

Величина определяется иньской частью: личная аксиоматика включает детали контекста и основания для действия. Аксиоматика состоит из твердых неизменных («материализованных») структур, поэтому ее можно рассматривать как аналог материи. Таким образом, она служит опорой и задает «материальную» часть намерения.

Направление определяется янской частью – волей и направлением активности – и задает «духовную» часть намерения.

Таким образом, намерение представляет собой единство материи и духа и связано с энергией Ци. Появление проблемы или присутствие нерешенной задачи разрушает намерение, поскольку сопровождается распадом энергии Ци, причем продукты ее распада – иньская и янская составляющая – проявляются в виде страха, препятствующего действию, либо чрезмерной активности, вплоть до паники или агрессии, побуждающих к поспешности. В любом случае действие оказывается несвоевременным. Кроме того, оно оказывается слабым, поскольку тонкие планы оказываются несинхронизованными (например, человек хочет одного, думает другое, делает третье, а мечтает о чем-то еще).

Из сказанного ясно, что процесс мышления в нашей модели идентичен процессу создания намерения, что и было продемонстрировано в предыдущем разделе. Как только что сказано, одна из причин ослабления намерения – расколы нижних тонких тел (эфирного и астрального), порождающие страх и агрессию. Любой зрелый человек способен выследить в себе проявление этих расколов, даже если изначально они не осознаются, и процесс целостного мышления сводится к интеграции этих расколов, а затем к процессу синхронизации всех тонких планов.

Однако если человек не способен осознавать себя на всех тонких планах, то могут возникать неразрешимые проблемы. Например, намерение может осознаваться только на нижних уровнях (ощущения и эмоции) и не осознаваться на верхних: есть желание, но нет четкого понимания пути и готовности действовать. Ментальный план тянет в одном направлении, событийный поток – в другом, а ценностный план просто не осознается, хотя тоже куда-то тянет.

Как уже упоминалось, средний эволюционный уровень в социуме сравнительно недавно достиг ментального плана, а каузальный план все еще не освоен. Это определяет средний уровень осознанности современного человека и проявляется в том, что многие люди не любят (или не могут) ни брать на себя ответственность, ни делегировать ее (раскол каузального плана). По этой причине у многих людей намерение оказывается слабым, и жизненные результаты также не слишком велики. Пока нет осознания своей ответственности, эти люди озабочены, в основном, объективной аргументацией – как для своих поражений, так и для успехов. Они «застревают» в нижних тонких планах, и неспособны сформировать тонкий план намерения. Отсутствие осознания тонких планов также можно связать со слабой концентрацией, что характерно для инфантильного мышления. Такие люди не могут воспользоваться рассматриваемой здесь моделью целостного мышления. В лучшем случае, они могут использовать упрощенную модель, в которой янская составляющая мышления сводится к ментальной.

Перспектива для таких людей состоит в том, чтобы развить концентрацию с помощью круга практик.

Шаги стратегии

  1. Сформулировать задачу максимально конкретно.
  2. Создать состояние «первого внимания» и оставаться в нем до конца процесса.

Третий и четвертый шаги направлены на создание двух полярных энергий, которые на пятом шаге объединятся в энергию Ци.

  1. Создать янскую часть намерения. Это означает создать состояние, в котором одновременно присутствуют концентрация на цели, активный импульс к ее достижению и осознавание стратегической перспективы. На этом шаге мы имеем дело с янской частью процесса целостного мышления, относящаяся к области Духа.

4. Активизировать иньскую часть намерения и выслеживать препятствия. Сохраняя расфокусированность и намерение, припомнить все препятствия для выполнения поставленной задачи, попутно замечая, где и как они откликаются в теле. Удобно кратко записывать все препятствия по мере вспоминания. В процессе восприятия всего комплекса препятствий осознается («создается») исходная «аксиоматика» решаемой проблемы, относящаяся к области Материи.

  1. Интеграция расколов и рождение новой аксиоматики. На этом этапе происходит объединение иньской и янской частей намерения, полученных в процессе выполнения шагов 3 и 4. Начинается этот процесс с трансформации расколов иньской части, затем происходит интеграция полярных аспектов намерения, относящихся к областям Материи и Духа, и рождается энергия Ци.

a. Трансформация энергии.Здесь используется техника «Воздействие второго внимания».Это приводит в движение скопления янской и иньской энергий, что сопровождается их перераспределением и инициирует процесс их трансформации. В данном случае это выражается в следующих действиях:

i.Сохранять состояние «первого внимания».

ii.Найти несколько очагов напряжения по поводу проблемы (несколько мест в теле, где есть дискомфортное ощущение).

iii.Заставить эти ощущения эволюционировать, взаимодействуя между собой. Это происходит, когда импульс внимания, исследуя тело, привлекается к тем местам, где есть дискомфорт. Как только он касается этого места, необходимо создать здесь локальное расслабление мышц, концентрируясь на нем, и переходить к следующему дискомфортному ощущению. Постепенно концентрация охватывает основные дискомфортные места, и формируется медитативное состояние, в котором участвует все тело.

b. Рождение новой аксиоматики.Важно, что все ощущения, связанные с комплексом препятствий, соединены в теле в некоторый уникальный, присущий только решаемой проблеме, рисунок, и по мере работы он все больше и полнее осознается – «оживает» и приобретает определенность, а затем эволюционирует. К этому моменту возникает новый взгляд на проблему или меняется позиция, что свидетельствует о смене аксиоматики и, следовательно, картины мира. На данном этапе необходимо четко сформулировать новое понимание. Оно либо содержит полное решение проблемы, либо сопровождается коррекцией цели. В случае полного решения проблемы следует перейти к шагу 6; в случае коррекции цели необходимо вернуться к шагу 2, выявить напряжения, связанные с новыми препятствиями, и вновь выполнить все остальные шаги, включая пятый.

c.Иногда в этом случае можно сделать несколько кругов, каждый раз возвращаясь к шагу 2. Энергия движется и движется, пока у человека не возникнет окончательное понимание проблемы и знание ее решения. Технически вся работа идет как двухуровневая трансформация: всех ощущений по отдельности и самой структуры их взаимодействия. Когда этот процесс завершается, у человека возникает ощущение невербального (безмолвного) знания (так проявляется энергия Ци). Это новое ощущение, возникшее в результате процесса, и есть решение проблемы. Следующая задача – вербализовать его.

6. Осознание и вербализация результата. Эта задача может решаться как традиционным способом (рано или поздно подсознание выдаст более или менее четкую формулировку), так и осознанно. В первом случае необходимо поддерживать состояние внутренней активности до тех пор, пока не возникнет некоторый новый уровень осознанности или озарение, новая идея. Например, может появиться понимание новых возможностей или любопытство, побуждающее рассматривать новые варианты действий. Это непременно происходит, если продолжать удерживать в расфокусированном внимании все составляющие проблемы и продолжать слегка касаться их концентрацией, все больше расслабляя соответствующие им мышечные напряжения. Здесь можно говорить о том, что процесс мышления продолжается на уровне подсознания, но при этом его работа до некоторой степени осознаваема и управляема.

Во втором случае необходимо, оставаясь в расфокусированном внимании, двигаться вглубь ощущения, усиливая его до тех пор, пока спонтанно не возникнет образ (выражающий смысл этого ощущения), который легко вербализовать.

Заметим, что в этой инструкции чередуются янские и иньские шаги. Первый, третий и пятый шаги связаны с энергией Ян; второй, четвертый и шестой – с энергией Инь. Основные части процесса приходятся на третий, четвертый и пятый шаги: третий шаг – создание янской части намерения, относящейся к области Духа; четвертый шаг – создание иньской части намерения, относящейся к области Материи; пятый шаг – интеграция этих полярных энергий, которые вместе дадут энергию Ци.

Дополнительные шаги

В некоторых случаях на пятом шаге этой стратегии возникают трудности, и тогда для завершения пятого шага требуется выполнить дополнительные шаги. Рассмотрим эти случаи.

Иногда на пятом шаге процесс может зайти в тупик, т.к. сила концентрации недостаточна для трансформации всех напряжений, или, другими словами, сила некоторых напряжений слишком велика. Это может быть связано с наличием стресса. Одно или несколько напряжений оказываются сложными, таящими в себе целый комплекс переживаний или цепочку ассоциаций из личной истории. Субъективно это воспринимается как непреодолимое препятствие. При наличии таких напряжений у человека нет силы, чтобы найти решение или воспользоваться чьим-то компетентным советом.

В этом случае делается дополнительный шаг 7.

  1. «Разукрупнить» сложное переживание, трансформировать все его составляющие и использовать полученную энергию для окончательного решения проблемы.

Иногда разукрупнения недостаточно или оно невозможно. Это бывает, например, в тех случаях, когда особый фрагмент вызывает чрезмерное переживание и его невозможно разукрупнить. Это может быть мысль о большой потере, как в деловой, так и в личной жизни, мысль о несправедливости, сильная тревога или что-то подобное. Как только внимание касается подобного фрагмента, тело спазмируется и возникает страх, или ощущение полного тупика, или бессилие, отчаяние, безнадежность, большая обида – то или иное сильное ощущение, сопровождающееся сильной эмоциональной окраской.

Последнее, как правило, связано с чрезмерной заблокированностью тела. Как известно, спазмированность мышц снижает эмоциональную чувствительность, и в обычном состоянии эти переживания человека не беспокоят. В процессе решения проблемы активизируются вытесненные страхи и запреты, связанные с телесными блоками и целой серией эпизодов из личной истории, отмеченных той же эмоциональной окраской. В этом случае при вспоминании фрагмента развивается вышеупомянутое чрезмерное переживание, сила которого обусловлена накопленным в этих эпизодах опытом. За такими переживаниями могут стоять жесткие убеждения («у меня не получится», «я бессилен», «никому нельзя доверять», «теперь я никому не нужен» и т.д.).

В этом случае также необходим еще один дополнительный шаг (шаг 8).

8. Прервать процесс интеграции на пятом шаге и выполнить специальную работу с возникшим препятствием.Для этого используются практика трансформации картины мира (перепросмотр и стирание личной истории. Перепросмотр личной истории относится к нижним тонким планам (ощущения, эмоции), а стирание личной истории – к ценностному плану.

Кроме того, иногда необходимо воспользоваться дополнительной практикой, относящейся к ментальному и каузальному плану, – практикой изменения убеждений и ментальных фрагментов картины мира. Практика перепросмотра, рассмотренная выше, состоит в трансформации энергии цепочек эпизодов личной истории.

Наши рекомендации