Способность подстраивать манеру исполнения в соответствии со вкусами определенной аудитории
Один из более сложных навыков, который вам необходимо развить в себе, — это способность повышать или
Стр. 22
понижать уровень игры в соответствии с запросами публики. В любом театре то, что вы хотите сыграть, должно захватить всю зрительскую аудиторию. Во всех театральных студиях, кроме самых маленьких, вам, чтобы быть понятым, необходимо произвести впечатление исполнительской достоверностью. В отличие от других видов постановки, при игре на сцене, окруженной зрителями со всех сторон, вам потребуется иной тип воздействия на аудиторию. Владение голосом, несомненно, важный элемент мастерства актера, а как насчет владения телом? Маленький жест, стимулируемый определенной эмоциональной реакцией, возможно, потребуется усилить, при этом без потери «правдивости» исполнения. Кроме того, необходимо умело контролировать язык жестов: он должен быть экономным и четко отражать то, что хочет передать зрителям актер.
В кино идею фильма необходимо донести до всех зрителей, однако к вам предъявляются совершенно иные требования. Здесь чрезвычайно важна достоверность. Вас должны видеть думающим, ведь зрители смотрят на ваше лицо и глаза, показываемые крупным планом, и ищут в них отражения ваших мыслей и чувств. А поскольку ваше лицо на киноэкране может быть высотой в шесть метров, желательно выглядеть убедительным.
Главное в этом — суметь соединить то, что подсказывает вам инстинкт, с техникой исполнения. Бесполезно быть эмоционально достоверным, если зрители вас не слышат; что толку, если актера хорошо слышно, но зритель ему не верит. Необходимо исполнительское мастерство — способность сочетать психологически и эмоционально правдивую игру с умением удерживать внимание аудитории.
Стр. 23
На основе собственного опыта могу сказать, что актеры инстинктивно тяготеют к трем «типам». Я называю их «вселяющимся», «рассказчиком» и «классиком».
Думаю, полезно знать, какой тип актера вы наиболее полно представляете. Это придаст вам уверенности в своих силах и поможет выявить свои слабые стороны. Если вы точно не знаете, к какому типу относитесь, спросите мнения коллег-актеров.
* «Вселяющемуся» необходимо «слияние» со своим героем. Этот тип актера огромное внимание уделяет задаче психологического и эмоционального проникновения в обстоятельства жизни своего героя. О таком актере говорят, что он «полностью вжился в образ» персонажа. Если на сцене или съемочной площадке вашим партнером является «вселяющийся», у вас возникает очень личное ощущение всего происходящего. В лучшем случае такой актер производит на зрителей сильное впечатление; в худшем — ему может не понравиться аудитория, и у него пропадет желание воздействовать на нее хорошей техникой исполнения. «Вселяющемуся» необходимо помнить о своих зрителях, сопереживать им и помогать понять смысл пьесы с помощью вербального и невербального общения с ними.
* «Рассказчик» отличается тем, что он словно бы разворачивает перед зрителями сюжетную историю спектакля. При исполнении роли в его контакте с аудиторией акцент ставится, прежде всего, на этом, и если даже такой актер не обращает внимания на зрителей, он всегда ощущает их присутствие и старается поделиться с ними переживаниями своего
Стр. 24
героя. Играя на сцене с «рассказчиком», вы всегда будете помнить о присутствии аудитории. Рассказчик может быть актером, способным возбудить и развлечь зрительный зал. В худшем случае он может потерять контакт с партнерами и выглядеть недостаточно достоверным.
* «Классика» привлекает текст, наполненный образами: такой текст очень заманчив для него. Ему, скорее всего благодаря полученному образованию, удобно работать с текстами классиков, будь то Шекспир, Уайльд или даже Беркофф, если говорить о неоклассическом стиле. В лучшем случае, он будет сочетать в себе умение двух вышеупомянутых «типов», а именно: правдиво передавать историю героя, одновременно удерживая внимание зрительного зала. В худшем случае, он может слишком увлечься поэтическим характером текста, очаровывая нас своей речью и при этом затемняя смысл пьесы чересчур эффектным стилем исполнения, своеобразным самолюбованием. Его мастерство соединяет в себе лучшее из того, чем обладают первые два типа актеров, но добавляет к нему бесстрашие перед «трудным» текстом.
Так какой же тип исполнительства наилучший? По правде говоря, ни один из них не лучше остальных, но если вы поймете, в чем плюсы и минусы каждого из типов, вам будет легче сделать правильный выбор при подготовке к игре.
Стр.25
УМЕНИЕ ОБЪЕКТИВНО ОТНОСИТЬСЯ К КРИТИКЕ И
ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К НЕЙ
В течение всей своей творческой жизни актеры подвергаются критике, зачастую прямой и нелицеприятной. Это задевает. Ведь критикуют лично вас — ваш талант, внешность, голос, возраст, интеллект и даже чувство уверенности. Даже драматург может обосновывать свою критику актерской работы, рассматривая ее с точки зрения исполнения, сценария, чего-то еще, что актеру удалось или не удалось воплотить на сцене. Пальцем указывают именно на актера, и то, что в нем критикуется, преследует его повсюду. Почему бы актерам не привыкнуть к этому и не постараться с этим справиться? Справляться с критикой — значит интерпретировать ее и извлекать из нее полезные выводы. (Мой актерский дебют был назван в рецензии, опубликованной в одной из центральных газет, «харизматическим». Мой тогдашний агент прочел ее и сказал: «Нам так не кажется, Пол». Рецензию я рассматриваю как стимул к обретению уверенности, а отзыв агента вызывает у меня усмешку. А что еще мне остается делать?).
После прослушивания профессиональный актер вправе ожидать каких-то полезных и честных комментариев. Однако он их не получает. Никогда! (Ну, почти никогда.) Гораздо лучше для этой цели служат студии, организованные для актеров национальными актерскими центрами. Опытный профессионал, руководящий такой студией, честно ответит на ваши вопросы. Вы получите необходимую практику и сможете даже завязать полезные знакомства.
Стр. 26