Способность подстраивать манеру исполнения в соответствии со вкусами определенной аудитории

Один из более сложных навыков, который вам необхо­димо развить в себе, — это способность повышать или

Стр. 22

понижать уровень игры в соответствии с запросами публики. В любом театре то, что вы хотите сыграть, должно захва­тить всю зрительскую аудиторию. Во всех театральных сту­диях, кроме самых маленьких, вам, чтобы быть понятым, необходимо произвести впечатление исполнительской до­стоверностью. В отличие от других видов постановки, при игре на сцене, окруженной зрителями со всех сторон, вам потребуется иной тип воздействия на аудиторию. Владение голосом, несомненно, важный элемент мастерства актера, а как насчет владения телом? Маленький жест, стимулиру­емый определенной эмоциональной реакцией, возможно, потребуется усилить, при этом без потери «правдивости» исполнения. Кроме того, необходимо умело контролиро­вать язык жестов: он должен быть экономным и четко от­ражать то, что хочет передать зрителям актер.

В кино идею фильма необходимо донести до всех зри­телей, однако к вам предъявляются совершенно иные требования. Здесь чрезвычайно важна достоверность. Вас должны видеть думающим, ведь зрители смотрят на ваше лицо и глаза, показываемые крупным планом, и ищут в них отражения ваших мыслей и чувств. А поскольку ваше лицо на киноэкране может быть высотой в шесть метров, желательно выглядеть убедительным.

Главное в этом — суметь соединить то, что подсказы­вает вам инстинкт, с техникой исполнения. Бесполезно быть эмоционально достоверным, если зрители вас не слышат; что толку, если актера хорошо слышно, но зри­тель ему не верит. Необходимо исполнительское мастер­ство — способность сочетать психологически и эмоцио­нально правдивую игру с умением удерживать внимание аудитории.

Стр. 23

На основе собственного опыта могу сказать, что ак­теры инстинктивно тяготеют к трем «типам». Я называю их «вселяющимся», «рассказчиком» и «классиком».

Думаю, полезно знать, какой тип актера вы наиболее полно представляете. Это придаст вам уверенности в сво­их силах и поможет выявить свои слабые стороны. Если вы точно не знаете, к какому типу относитесь, спросите мнения коллег-актеров.

* «Вселяющемуся» необходимо «слияние» со своим героем. Этот тип актера огромное внимание уделяет задаче психологического и эмоционального проникновения в обстоятельства жизни своего героя. О таком актере говорят, что он «полностью вжился в образ» персонажа. Если на сцене или съемочной площадке вашим партнером является «вселяющийся», у вас возникает очень личное ощущение всего происходящего. В лучшем случае такой актер производит на зрителей сильное впечатление; в худшем — ему может не понравиться аудитория, и у него пропадет желание воздействовать на нее хорошей техникой исполнения. «Вселяющемуся» необходимо помнить о своих зрителях, сопереживать им и помогать понять смысл пьесы с помощью вербального и невербального общения с ними.

* «Рассказчик» отличается тем, что он словно бы разворачивает перед зрителями сюжетную историю спектакля. При исполнении роли в его контакте с аудиторией акцент ставится, прежде всего, на этом, и если даже такой актер не обращает внимания на зрителей, он всегда ощущает их присутствие и старается поделиться с ними переживаниями своего

Стр. 24

героя. Играя на сцене с «рассказчиком», вы всегда будете помнить о присутствии аудитории. Рассказ­чик может быть актером, способным возбудить и развлечь зрительный зал. В худшем случае он может потерять контакт с партнерами и выглядеть недо­статочно достоверным.

* «Классика» привлекает текст, наполненный образа­ми: такой текст очень заманчив для него. Ему, ско­рее всего благодаря полученному образованию, удобно работать с текстами классиков, будь то Шекспир, Уайльд или даже Беркофф, если говорить о неоклассическом стиле. В лучшем случае, он бу­дет сочетать в себе умение двух вышеупомянутых «типов», а именно: правдиво передавать историю героя, одновременно удерживая внимание зритель­ного зала. В худшем случае, он может слишком ув­лечься поэтическим характером текста, очаровывая нас своей речью и при этом затемняя смысл пьесы чересчур эффектным стилем исполнения, своеоб­разным самолюбованием. Его мастерство соединя­ет в себе лучшее из того, чем обладают первые два типа актеров, но добавляет к нему бесстрашие перед «трудным» текстом.

Так какой же тип исполнительства наилучший? По правде говоря, ни один из них не лучше остальных, но если вы поймете, в чем плюсы и минусы каждого из ти­пов, вам будет легче сделать правильный выбор при под­готовке к игре.

Стр.25

УМЕНИЕ ОБЪЕКТИВНО ОТНОСИТЬСЯ К КРИТИКЕ И

ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К НЕЙ

В течение всей своей творческой жизни актеры под­вергаются критике, зачастую прямой и нелицеприятной. Это задевает. Ведь критикуют лично вас — ваш талант, внешность, голос, возраст, интеллект и даже чувство уве­ренности. Даже драматург может обосновывать свою кри­тику актерской работы, рассматривая ее с точки зрения исполнения, сценария, чего-то еще, что актеру удалось или не удалось воплотить на сцене. Пальцем указывают именно на актера, и то, что в нем критикуется, преследует его повсюду. Почему бы актерам не привыкнуть к этому и не постараться с этим справиться? Справляться с кри­тикой — значит интерпретировать ее и извлекать из нее полезные выводы. (Мой актерский дебют был назван в рецензии, опубликованной в одной из центральных газет, «харизматическим». Мой тогдашний агент прочел ее и сказал: «Нам так не кажется, Пол». Рецензию я рассмат­риваю как стимул к обретению уверенности, а отзыв аген­та вызывает у меня усмешку. А что еще мне остается де­лать?).

После прослушивания профессиональный актер вправе ожидать каких-то полезных и честных коммента­риев. Однако он их не получает. Никогда! (Ну, почти ни­когда.) Гораздо лучше для этой цели служат студии, организованные для актеров национальными актерски­ми центрами. Опытный профессионал, руководящий такой студией, честно ответит на ваши вопросы. Вы по­лучите необходимую практику и сможете даже завязать полезные знакомства.

Стр. 26

Наши рекомендации