Общие методические указания к написанию контрольной работы
В соответствии с утвержденным рабочим планом студенты выполняют контрольную работу. Написание контрольной работы относится к виду самостоятельной учебыстудентов.Самостоятельная учеба как система имеет свою структуру: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы (реферирование); выполнение контрольной работы; подготовка к зачетам и экзаменам; написание курсовой работы (проекта); прохождение преддипломной практики; написание выпускной квалификационной работы.
Цель изучения организационной и управленческой психологии – научиться разбираться в психологии реальных людей, научиться правильному общению во время совместной деятельности, где теоретические знания служат средством для достижения этой цели. Цель написания контрольной работы – развитие умений самостоятельно работать с научной литературой, приобщение к исследовательской деятельности. При написании контрольной работы студент должен показать свое умение мыслить психологически, т.е. творчески применять теоретические знания из области психологии управления в анализе и оценке поведения, поступков, эмоций, мышления, коммуникаций реальных людей. Задания для контрольных работ составлены в соответствии с программой курса.
При написании контрольной работы развиваются следующие умения:
– самостоятельность в поиске информации по заданной теме;
– анализ и синтез, конкретизация и обобщение знаний по исследуемой проблеме;
– самостоятельное логичное письменное оформление научной мысли;
– планирование, проведение эмпирического исследования и оформление его результатов;
– правильное оформление контрольной (научной) работы.
Написание контрольной работы помогает студенту глубже понять психологию личности в целом или некоторые психические процессы и состояния, появляющиеся в тех или иных ситуациях. Написание на научной базе контрольной работы будет первым опытом применения теории к жизни, попыткой научного психологического исследования какой-нибудь узкой, но конкретной жизненной проблемы. Чтобы быстрее овладеть умением учиться самостоятельно, необходимо воспользоваться некоторыми методами и приемами работы. Предлагаемая методика написания контрольной работы направлена на овладение исследовательским подходом к учебной и профессиональной деятельности. Большая часть вопросов и задач посвящена психологическому анализу человеческих взаимоотношений, поступков и поведения людей, их личностных свойств и черт, особенностей различных видов деятельности. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, превращает повседневную жизнь и деятельность студентов в своеобразный учебный полигон или учебную лабораторию по применению теории психологии управления к жизненным реалиям. Итак, основные моменты в методике управления самостоятельной учебной деятельностью студентов состоят в следующем:
1. Главное требование – самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя.
2. Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Наличие такого мотива приносит ощущение морального удовлетворения от творчески проделанной работы.
3. Решение задач, предлагаемых в контрольной работе, ориентировано не на заучивание материала, а на решение проблемы, что стимулирует мыслительную деятельность студентов.
На основе контрольной работы может быть подготовлено устное выступление (на практических занятиях, семинаре, заседании научного кружка, студенческой конференции). В зависимости от состава аудитории содержание (акценты) и форма выступления должны меняться. Устное изложение полезно для студентов во многих отношениях: оно способствует лучшему осознанию результатов собственной работы, помогает овладеть навыками устной речи, показывает необходимость работы над формой изложения. Собственная экспериментальная работа позволит студенту правильно понять и оценить содержание контрольной работы, приблизить ее к проблематике. Написание письменного отчета учит грамотно излагать результаты проведенных экспериментов.
Важно во время учебы в вузе с самого начала сознательно относиться к выработке у себя навыков организации своей профессиональной деятельности. Оформленная и подписанная работа сдается на кафедру преподавателю не менее чем за месяц до начала сессии. После проверки контрольной работы, в случае отрицательной рецензии, работа возвращается студенту с указанием срока устранения недочетов.
Контрольная работа с положительной рецензией подлежит защите на кафедре в специально указанные дни работы со студентами. На защите студент доказывает обоснованность приведенных в работе положений, выводов, рекомендаций и т.д. Защищенные работы студентам не возвращаются. Студенты, не сдавшие работы или получившие неудовлетворительные оценки, не допускаются к экзамену по предмету.
Критерии оценки контрольной работы. Оценка контрольной работы будет зависеть от того, в какой мере достигнута поставленная цель, на каком уровне проявилось умение самостоятельно обучаться по данной дисциплине (психология управления), а также от следующих показателей:
а) степень раскрытия темы;
б) полнота использования литературных источников;
в) творческий подход к написанию работы;
г) правильность и обоснованность выводов;
д) стиль изложения;
е) аккуратность и правильность оформления контрольной работы.